18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
Семейные факторы возникновения буллинга

Большинство авторов сходится в том, что родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации (по данным метаанализа, включившего в себя 70 работ, испытуемыми в которых выступили дети от 7 лет до старшего подросткового возраста).

Материнское тепло и благоприятный климат в семье снижают интенсивность психологических последствий (в частности, депрессивной симптоматики) у детей, уже подвергшихся травле.

Относительно же семейных предпосылок как агрессивного поведения в школе, так и виктимизации в литературе существуют разные точки зрения.

Так, в одной из первых работ, посвященных влиянию семьи на вовлеченность в буллинг, показано, что чаще агрессорами в ситуации травли оказываются дети из семей с дисбалансом власти, в которых старшие (родители или старшие сиблинги) злоупотребляют своим положением и систематически запугивают младших.

Среди тех, кто стал буллями, оказывается в три раза больше тех, кто был свидетелем или жертвой физической агрессии в семье.

В исследовании К. Ригби было показано, что булли обоих полов зачастую имеют сложности в отношениях с отцом (мальчики — и с матерью тоже). В то же время в недавнем испанском исследовании (возраст испытуемых — от 9 до 18 лет) отражен тот факт, что школьные булли, по сравнению с жертвами, растут в семьях, более благополучных в эмоциональном плане.

При том что стиль воспитания их родителей часто является пренебрежительным по отношению к потребностям ребенка, в целом родительское поведение более последовательно и предсказуемо, и семейный климат расценивается детьми как более позитивный (по сравнению с оценками, которые дали своим семьям жертвы).

Дети, вовлеченные в травлю в качестве жертвы, обычно живут в семьях с более дистантными отношениями между родными. Невовлеченность отца часто сопровождается сверхконтролем со стороны матери, подобная несогласованность в стилях воспитания рассматривается в качестве фактора риска виктимизации. Подростки, оказывающиеся в роли жертвы, чаще подвержены критике и контролю со стороны обоих родителей, носящим при этом формальный характер. Сами же дети по отношению к буллингу занимают пассивную позицию и уверены в том, что любые их действия могут, скорее, ухудшить ситуацию.

Другой взгляд на семейные факторы виктимизации связан с акцентированием дефицита сепарации в сочетании с тесной вовлеченностью ребенка в отношения со всеми членами семьи (часто речь идет о семьях со спутанной структурой согласно модели Олсона). Сиблингов жертвы буллинга склонны видеть как могущественных и проявляющих по отношению к ним амбивалентность; отношения с ними бывают очень тесными и не допускают проявления негативных эмоций, такие переживания подлежат вытеснению.

Помимо семейного климата, особенностей иерархии и стилей воспитания, учеными рассматриваются характеристики детско-родительских отношений в семьях детей, вовлеченных в травлю. Р. Финнеган с коллегами на выборке американских школьников 9–12 лет показали наличие значимых различий между девочками и мальчиками в том, как они ведут себя с матерями дома, когда происходит конфликт или же когда мать пытается контролировать их поведение. Для мальчиков гиперопекающее поведение матери является предиктором занятия роли жертвы; для девочек значимый фактор виктимизации — материнская враждебность, особенно, если девочка физически слаба. Общий вывод заключается в том, что деструктивным в принципе является поведение матерей, которое тормозит овладение их детьми характерными для их гендера социальными ролями. О наличии конфликта с матерями у девочек — жертв травли говорится и в работе К. Ригби.

Весьма важной, хотя и неоднозначной в данном контексте, представляется роль отца. В уже упомянутом выше лонгитюдном исследовании, проведенном на 200 американских детях (интервью брались у их матерей, когда детям было 5 и 10 лет, соответственно), производилось сравнение между тем, как ведут себя дети отцов, которые сами в школе травили одноклассников, и дети, отцы которых в буллинге не участвовали.

Было показано, что в первом случае сыновья становились агрессорами в 16% случаев, в то время как во втором — только в 5,5%. В целом, эти данные хорошо вписываются, в объяснительном плане, в теорию социального научения агрессии.

Этой же теоретической рамкой воспользовались авторы недавнего голландского исследования, участниками которого стали младшие школьники (средний возраст — 7,5 лет). Наиболее значимыми предикторами того, что ребенок станет агрессором в школе, оказались:

  1. ретроспективная оценка отцом периода беременности жены как высокострессовоrо для него;
  2. враждебность отца по отношению к ребенку в его раннем детстве;
  3. жесткие дисциплинарные практики со стороны отца в дошкольный период.

Согласно гипотезе авторов, социальное научение агрессивному поведению как способу добиться желаемого, заявить о себе и т.д. у детей происходит именно при взаимодействии с отцами потому, что матери в большей степени склонны к интернализации негативного аффекта. Одним из параметров оценки взаимодействия внутри семьи могут выступать «коммуникационные стандарты семьи», отражающие представления человека о том, какой должна быть коммуникация внутри семьи, и в качестве когнитивной схемы направляющие интерпретации в отношении поведения близких.

Поскольку жертва часто рассматривается окружающими (в том числе, и близкими людьми) как виновник насилия, осуществляемого в ее адрес, например, в силу своей непопулярности среди одноклассников или нехватки навыков общения, она часто предпочитает не делиться своими переживаниями.

На основании построенной структурной модели было показано, что наибольший разрыв в коммуникации по теме буллинга наблюдается в семьях с т.н. «разделенным коммуникационным профилем» (высокая закрытость, низкая эмоциональность и поддержка как характеристика всех членов семьи). Общение по поводу ситуации травли зачастую происходит не в триаде «мать — отец — ребенок», а между ребенком и отдельно каждым из родителей, то есть в рамках диады.

Источник: Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта / Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А., Молчанова Д.В; под редакцией академика РАО А.А. Реана. Санкт-Петербург: Коста, 2021. С. 119–122.

Коллективная монография «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта» представлена в Национальном психологическом конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».

Напоминаем, что доступны для бесплатного скачивания учебно-методическое пособия «Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9–11 классов»: книга для учителя и книга для учащихся.

Книга для учителя «Семьеведение. Основы семейной жизни» под редакцией академика РАО А.А. Реана стала лауреатом Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2019 года в номинации «Книга года по психологии».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Куда уходит детство...
    12.03.2022
    Куда уходит детство...
    Детские травмы, холодность родителей, длительная разлука с ними, жестокость учителей, трудности коммуникации в детской среде и отсутствие поддержки со стороны взрослых — все это влияет на будущее человека, закладывая в характер кирпичики страха перед жизнью.
  • Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    21.01.2015
    Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    Комплект методических пособий, объединенных общей темой психологической помощи детям и подросткам, в том числе детям-сиротам, в кризисной ситуации, представляют на конкурс в номинации «Проект года в психологической науке» Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.В. Рудин, Н.М. Юшкова и Е.М. Фещенко (Брянск)
  • Профилактика буллинга в школе
    10.01.2015
    Профилактика буллинга в школе
    Психодиагностический и коррекционно-развивающий комплекс «Профилактика буллинга в школе» О.В. Фоминой (Рязань) участвует в конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике»
  • Игры, в которые играют… и выигрывают! (буллинг, адаптивный интеллект и «Золотая Психея»)
    30.06.2024
    Игры, в которые играют… и выигрывают! (буллинг, адаптивный интеллект и «Золотая Психея»)
    «Буллинг (по функции) — это тип сценария (социальная игра), в котором испытанию подвергается актуальная иерархия в данной группе; если есть необходимость, эта иерархия перестраивается».
  • Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    02.04.2024
    Одиночные акты агрессии. Факторы риска
    «Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью».
  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
    15.12.2022
    «Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
    В монографии анализируется специфика использования цифровых технологий в современных семьях с детьми 5–16 лет, а также особенности развития высших психических функций у детей-пользователей Интернета.
  • Пособия для учителей о позитивных психологических интервенциях опубликованы в бесплатном доступе
    23.11.2022
    Пособия для учителей о позитивных психологических интервенциях опубликованы в бесплатном доступе
    «Позитивные психологические интервенции: компендиум практических упражнений» и «Позитивная педагогика и психология: системный подход к улучшению школьной среды» предназначены для учителей, школьной администрации, а также для будущих психологов и педагогов.
  • Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов: о семейной изюминке
    26.02.2022
    Экспедиция в страну с вулканами семейных кризисов: о семейной изюминке
    Семейный консультант готов подсказать, что могут найти супруги, если будут искать. Одна из счастливых находок — «семейная изюминка». Тем, кто нашел ее, семейная жизнь будет много слаще, а семейные разногласия и кризисы много слабее, чем у тех, кто не нашел.
  • Буллинг: анализ мирового опыта
    14.01.2022
    Буллинг: анализ мирового опыта
    Школьная травля чаще всего встречается в возрасте от 11 до 16 лет, причем для раннего подросткового возраста характерен физический буллинг. В старшем подростковом возрасте школьники чаще обращаются к социальному или вербальному буллингу.
  • Психология развития человека: цели психического развития
    29.12.2021
    Психология развития человека: цели психического развития
    В.А. Аверин: «Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»