Профессор кафедры психологии ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна», главный специалист методического отдела ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор психологических наук Александр Леонидович Венгер представил доклад «Взаимосвязь между соматическим состоянием и психическим развитием ребенка» на I Международной конференции «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике».
Болезнь порождает разного рода психологические проблемы. В соответствии с положениями Л.С. Выготского, можно выделить следующие виды нарушений:
- первичные нарушения, обусловленные болезнью (ограничения подвижности, боли, астенизация и т.д.);
- вторичные нарушения, обусловленные психологической реакцией ребенка на своё состояние;
- третичные нарушения, обусловленные искажением социальной ситуации развития (реакцией родителей, госпитализацией, пропуском школы).
Все эти нарушения оказывают серьёзнейшее влияние на эффективность лечения, на эмоциональный комфорт ребенка, на ход его психического развития и на формирование его личности.
Подробнее остановимся на психологических факторах, влияющих на состояние здоровья:
- психосоматические соотношения (соматизация тревожных состояний, соматизация депрессии, нарушения общего психического тонуса);
- от психического состояния ребенка зависит соблюдение им режима жизни и питания, выполнение лечебных процедур (комплаентность);
- плацебо-эффект, который может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Иногда вера в то, что лечебные процедуры будут способствовать выздоровлению, уже является фактором, положительно влияющим на эффективность лечения. Негативным этот эффект становится в случае недоверия к медицинским процедурам, тогда их фактическая эффективность может стать ниже.
Рассмотрим более конкретно те психологические проблемы, которые возникают у ребенка.
- Депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение мотивации.
- Фиксация на болезненных симптомах, ипохондрические проявления, рентная установка (как правило, бессознательное, но иногда и сознательное стремление получать преимущества благодаря своей болезни).
- Переживания в связи с физическими изменениями. Изменения могут быть вызваны как болезнью, так и лечением, которое получает ребенок. Например, при применении гормональных препаратов может неблагоприятно изменяться внешность. Дети, особенно в подростковом возрасте, тяжело это переживают. Из-за этого нарушается представление о себе (образ Я). Ребенок воспринимает себя как крайне непривлекательного.
- Высокий уровень тревожности, из-за которого нередко возникает недоверие к врачу, снижается комплаентность.
- У детей, страдающих тяжелыми хроническими болезнями, нередко возникает отставание в умственном развитии.
Рассмотрим нарушения социальной ситуации развития.
- В большинстве случаев проявляется недостаток общения со сверстниками. Если ребенок много времени проводит в больнице, то у него возникают лишь кратковременные контакты с другими детьми. При ряде заболеваний общение ограничивают из-за боязни инфекции, чтобы не утяжелить течение основного хронического заболевания. Многие дети с хроническими заболеваниями не могут посещать школу.
- Нередко ограничивается содержательное общение с родителями. К этому вернемся чуть позже, когда будем говорить о проблемах со стороны родителей.
- Ограниченность деятельности ребенка (игровой, изобразительной, учебной, самообслуживания, элементов труда). Причинами этого становятся ограничения физических возможностей, связанные с болезнью ребенка, частые госпитализации, неправильное отношение родителей к ребенку и его болезни.
Теперь поговорим о родительских проблемах, среди которых можно назвать следующие.
- Недооценка тяжести заболевания, фиксация на учебе и достижениях, в связи с этим — снижение родительской комплаентности. Больному ребенку даются нагрузки, превышающие его возможности.
- Сосредоточенность на лечении, игнорирование задач развития.
- Чрезмерная ориентация на эмоциональное состояние ребенка, из-за которой, в частности, могут нарушаться медицинские рекомендации, например, ограничения, связанные с диетой — «Ему же хочется!».
- Гиперопека и гиперконтроль. Здесь нужно иметь в виду, что больному ребенку в сравнении со здоровым действительно требуется более высокий уровень опеки, в ряде случаев более высокий уровень контроля (в частности, за соблюдением медицинских рекомендаций). И это было бы неправильно называть гиперопекой и гиперконтролем.
- Недостаточное владение способами общения с больным ребенком. Иногда родители отстраняются от ребенка, нарушаются эмоциональные детско-родительские отношения.
- Неблагоприятное собственное эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, негативно влияет на эмоциональные отношения с ребенком. Как говорят иногда сами родители: «Я в таком плохом состоянии сама, что мне нечего ему эмоционально дать».
Можно выделить такие родительские установки как:
- «учебная»;
- «лечебная»;
- личностная;
- отвергающая.
К сожалению, в отношениях родителей с больным ребенком редко сохраняется личностная воспитательная установка. Часто наблюдаются переходы от учебной установки к лечебной или наоборот, в зависимости от физического состояния ребенка. Состояние ухудшается — родители целиком занимаются здоровьем, чуть улучшилось — родители как бы забыли, что ребенок все равно остался болен и важно учитывать его физическое состояние, они «схватились» за учебу…
Из всего вышесказанного вытекают задачи психолого-педагогической службы при работе с детьми, страдающими хроническими заболеваниями:
- способствовать эффективности лечения;
- создавать оптимальные условия для психического и физического развития ребенка, для его социальной адаптации;
- обеспечить повышение качества жизни как больного ребенка, так и семьи в целом.
Направления работы психолого-педагогической службы:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с семьей в целом;
- работа с врачами и со средним медицинским персоналом.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать