Старший научный сотрудник Центра кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Валентина Николаевна Буркова провела открытую лекцию «Буллинг — взгляд антрополога», предназначенную как для психологов и педагогов, так и для родителей и всех, кто имеет дело с подростками и подростковыми сообществами.
В социальной антропологии и этологии человека агрессия не является совершенным злом, негативным явлением… Когда мы начинаем исследовать, мы смотрим на то, в каких условиях и в каком контексте происходит поведенческий акт.
В разных областях знания к агрессии относились по-разному. Этологи, которые занимались поведением, считали, что это биологическое явление, агрессия инстинктивна и возникает под действием внутреннего побуждения, её сложно или просто невозможно контролировать.
Антропологи и психологи считали, что это процесс социализации, т.е. воспитание, научение, которое происходит в конкретной культуре.
Сейчас ученые сошлись в том, что индивидуальная агрессия — биосоциальный феномен.
Активно идет изучение генетических основ агрессии. По данным исследований, наследственный компонент по агрессивному поведению у человека составляет от 44% до 72%, при этом генетическая составляющая выше у мужчин, чем у женщин.
Примирение — естественный исход конфликта в группе сверстников в современном городе. Разрушение детской субкультуры разрушает преемственность в освоении навыков миролюбия.
Первое полномасштабное исследование школьной травли было проведено 1970-е годы. В 1980-х годах Ден Олвеус предложил программу по предотвращению школьного буллинга. Всплеск числа самоубийств среди японских и европейских подростков послужил поводом для активизации изучения школьной травли в 1993–1995 годах на кросс-культурном уровне.
Буллинг — это длительный процесс физического или психологического насилия со стороны индивида или группы в отношении более слабого, не способного себя защитить.
Современный город создает оптимальные условия для процветания практики буллинга в школах. Этому способствует анонимность, плохая информированность учителей о семьях учащихся, малодетные семьи, частая смена места проживания, текучесть школьных коллективов, слабая социальная интеграция школьников. Буллинг менее вероятен в условиях развитой детской субкультуры, где имеются разновозрастные дети-родственники и близкие знакомые.
Также в рамках лекции В.Н. Буркова рассказала об отличии внутригрупповой агрессии от буллинга, о том, какая категория нападающих является при буллинге наиболее агрессивной. Валентина Николаевна выделила виды буллинга у подростков и перечислила характеристики агрессоров и жертв. Особое внимание В.Н. Буркова обратила на ситуации, в которых в качестве буллеров выступают учителя и школьный персонал.
Полная видеозапись лекции:
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать