18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
В.Н. Буркова: Буллинг — взгляд антрополога

Старший научный сотрудник Центра кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Валентина Николаевна Буркова провела открытую лекцию «Буллинг — взгляд антрополога», предназначенную как для психологов и педагогов, так и для родителей и всех, кто имеет дело с подростками и подростковыми сообществами.

В социальной антропологии и этологии человека агрессия не является совершенным злом, негативным явлением… Когда мы начинаем исследовать, мы смотрим на то, в каких условиях и в каком контексте происходит поведенческий акт.

В разных областях знания к агрессии относились по-разному. Этологи, которые занимались поведением, считали, что это биологическое явление, агрессия инстинктивна и возникает под действием внутреннего побуждения, её сложно или просто невозможно контролировать.

Антропологи и психологи считали, что это процесс социализации, т.е. воспитание, научение, которое происходит в конкретной культуре.

Сейчас ученые сошлись в том, что индивидуальная агрессия — биосоциальный феномен.

Активно идет изучение генетических основ агрессии. По данным исследований, наследственный компонент по агрессивному поведению у человека составляет от 44% до 72%, при этом генетическая составляющая выше у мужчин, чем у женщин.

Примирение — естественный исход конфликта в группе сверстников в современном городе. Разрушение детской субкультуры разрушает преемственность в освоении навыков миролюбия.

Первое полномасштабное исследование школьной травли было проведено 1970-е годы. В 1980-х годах Ден Олвеус предложил программу по предотвращению школьного буллинга. Всплеск числа самоубийств среди японских и европейских подростков послужил поводом для активизации изучения школьной травли в 1993–1995 годах на кросс-культурном уровне.

Буллинг — это длительный процесс физического или психологического насилия со стороны индивида или группы в отношении более слабого, не способного себя защитить.

Современный город создает оптимальные условия для процветания практики буллинга в школах. Этому способствует анонимность, плохая информированность учителей о семьях учащихся, малодетные семьи, частая смена места проживания, текучесть школьных коллективов, слабая социальная интеграция школьников. Буллинг менее вероятен в условиях развитой детской субкультуры, где имеются разновозрастные дети-родственники и близкие знакомые.

Также в рамках лекции В.Н. Буркова рассказала об отличии внутригрупповой агрессии от буллинга, о том, какая категория нападающих является при буллинге наиболее агрессивной. Валентина Николаевна выделила виды буллинга у подростков и перечислила характеристики агрессоров и жертв. Особое внимание В.Н. Буркова обратила на ситуации, в которых в качестве буллеров выступают учителя и школьный персонал.

Полная видеозапись лекции:

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
    27.11.2023
    Проблемы буллинга в современном образовании: состояние и пути решения
    Научно-практический семинар по проблематике буллинга и его профилактики был организован в рамках деятельности отделения психологии и возрастной физиологии РАО и Научного совета РАО по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся.
  • Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
    08.12.2022
    Главный психолог Югры выяснил, что творилось в классе до поножовщины
    «Проверка показала, что в школе были проблемы. Краеугольным камнем в конфликте стало молчание классного руководителя», — сообщил директор департамента образования и науки Югры Алексей Дренин.
  • Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
    10.09.2022
    Подросток и поведенческие риски: к вопросу о буллинге
    Реакция на проявления буллинга связана с гендерными, возрастными и социально-стратификационными факторами, где определяющими являются материальный и образовательный статус родителей ученика, успеваемость и статус среди одноклассников.
  • А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    08.08.2022
    А. Реан: Жизнь и развитие в пространстве агрессии
    Жизнь в пространстве травмы и жизнь в пространстве агрессии — в определенном смысле можно между ними ставить знак равенства. Ибо травматический опыт в ситуации агрессии приобретает не только жертва, но и агрессор. А также свидетели, наблюдатели.
  • Буллинг: анализ мирового опыта
    14.01.2022
    Буллинг: анализ мирового опыта
    Школьная травля чаще всего встречается в возрасте от 11 до 16 лет, причем для раннего подросткового возраста характерен физический буллинг. В старшем подростковом возрасте школьники чаще обращаются к социальному или вербальному буллингу.
  • Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
    09.04.2019
    Академик А. Реан о проблеме насилия в школе
    Воспользуюсь медицинским термином: у нас нет протокола, то есть прописанного порядка действий в таких случаях... Учителя не знают, как надо реагировать на случаи агрессивного поведения ребенка, не понимают, что делать, если они видят насилие...
  • «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
    02.10.2018
    «Травли NET». Пособие для педагогов и школьных психологов
    Программа направлена на формирование психологически безопасной атмосферы в образовательных организациях. Ни один ребенок не должен чувствовать себя униженным, ни один ребенок не должен быть запуган и подвергаться психологическому или физическому насилию в школе или на улице. Цель проекта «Травли NET» – вместе с педагогами разобраться в сути явления и освоить эффективные способы предотвращать и прекращать школьную травлю...
  • Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
    11.11.2024
    Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
    «Большинство пользователей популярных социальных сетей предпочитают проявлять склонность к повышенной раздражительности и негативные эмоции во взаимодействии с другими пользователями в сети. Гнев выступает как успокаивающее средство…»
  • Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс
    18.10.2024
    Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс
    «Крайне важно оперативно развивать сферу воспитания и досуга детей, подростков, молодежи, направлять их энергию в созидательное русло. Но если это не делает государство, это будут делать (и уже активно делают!) медийное пространство и улица…»
  • Квадробинг: мнения экспертов
    15.10.2024
    Квадробинг: мнения экспертов
    Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о запрете пропаганды квадроберства в России, а эксперты рассуждают о том, можно ли отнести квадробинг к психическим заболеваниям.
  • Ученик школы в Челябинске совершил нападение с молотком
    16.09.2024
    Ученик школы в Челябинске совершил нападение с молотком
    В результате нападения пострадали трое детей и учительница.
  • Генпрокурор РФ Краснов: за трагедиями в школах стоит молчание учителей
    24.04.2024
    Генпрокурор РФ Краснов: за трагедиями в школах стоит молчание учителей
    Глава ведомства отметил, что нехватка школьных психологов и «отсутствие служб медиации» также не способствует устранению «антиобщественных действий».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»