Статья доктора психологических наук, заведующего кафедрой психологии Курского государственного университета Сергея Васильевича Сарычева посвящена памяти профессора Курского университета Алексея Сергеевича Чернышева — известного специалиста в области социальной и педагогической психологии, талантливого педагога, признанного лидера курской научной психологической школы. 16 октября 2021 года Алексею Сергеевичу исполнилось бы 85 лет.
Путь в образование
Алексей Сергеевич Чернышев (16.10.1936 – 15.12.2020) родился в семье крестьян-колхозников села Селино Дмитриевского района Курской области. В годы Великой Отечественной войны он пережил немецкую оккупацию, когда жизнь его бабушки, матери, старших брата и сестры неоднократно подвергалась опасности [1]. После освобождения, в 1944 г. пошел учиться в Селинскую семилетнюю школу, и время обучения в школе оставило у него самые светлые воспоминания. Именно школа привила ему интерес к образованию, любовь к классической поэзии и прозе [2]. Многие стихотворения русских классиков он со школьных лет помнил наизусть и «проверял» знания у студентов филологического факультета, чему автор статьи неоднократно был свидетелем. В школьных годах, по-видимому, коренится уважение Алексея Сергеевича к учителям и интерес к педагогической профессии, служению которой он посвятил всю свою жизнь.
После окончания школы в 1951 г. Алексей поступил в Дмитриевское педагогическое училище, которое окончил с отличием в 1955 г. В том же году стал студентом физико-математического факультета Курского государственного педагогического института (ныне Курский государственный университет), где обучался по специальности «Физика и основы производства». Выбор физики можно объяснить общественным признанием в 40–60-е гг. ХХ в. заслуг выдающихся советских ученых-физиков, создавших оборонный щит страны. Студент Чернышев не только усердно осваивал науку, но и проявлял сверхнормативную, как сказали бы психологи, активность: участвовал в работе физического и педагогического кружков, избирался членом профкома института, секретарем комсомольского бюро факультета, возглавлял группу студентов факультета на целине (Северный Казахстан), выступал в массовке Курского драматического театра имени А.С. Пушкина. В студенческие годы на лекции о дружбе и любви произошла судьбоносная встреча с Львом Ильичом Уманским, который преподавал в институте психологию. Для Алексея Сергеевича он стал Учителем на многие годы, привив ему искреннюю любовь к психологии, увлеченность научными исследованиями, творческое отношение к психологической практике, которая в те годы только зарождалась в Советском Союзе. В Курском пединституте она приняла такую форму, как психологическая подготовка молодежи к организаторской работе, актуализации лидерского потенциала, осуществлению разнообразных видов совместной деятельности в коллективе. Тем самым уже тогда сформировалось профессиональное кредо молодого специалиста: сочетание фундаментального и прикладного — в научных исследованиях, в педагогической практике, в психологической работе с учащейся молодежью.
После окончания с отличием института в 1960 г. Алексей Сергеевич начинает работать учителем физики и основ производства в Пенской средней школе Беловского района Курской области. В октябре этого же года его призвали в Вооруженные силы СССР, где он прошел подготовку как офицер-артиллерист. После окончания обучения и присвоения звания гвардии младшего лейтенанта его оставляют в части обучать курсантов-артиллеристов. По-видимому, уже тогда у него ярко проявлялись педагогические способности, и это заметили старшие командиры. День артиллериста впоследствии отмечался им как профессиональный праздник, наряду с Днем учителя. В 1963 г. молодой офицер был уволен в запас и поступил на работу в восьмилетнюю Большежировскую школу-интернат Фатежского района Курской области. Работал сначала учителем физики и основ производства, затем в должности завуча. В 1964 г. ему пришлось выбирать между физикой, так как он был приглашен на кафедру теоретической физики открывающегося Курского политехнического института, и педагогикой (Л.И. Уманский убеждал его поступать в аспирантуру по теории педагогики на кафедре педагогики и психологии альма-матер). Выбор был сделан в пользу психологии и педагогики высшего образования, о чем А.С. Чернышев никогда не жалел. И вся его дальнейшая научно-педагогическая деятельность протекала в стенах родного вуза.
После обучения в аспирантуре и успешной защиты кандидатской диссертации по психологии [3] в 1969 г. он работал на должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента и декана историко-педагогического факультета (в 1970 г.). После переезда Л.И. Уманского на работу в Костромской госпединститут в 1973 г. Алексей Сергеевич возглавил кафедру психологии и оставался ее бессменным заведующим 45 лет. После защиты докторской диссертации [4] в 1981 г. становится проректором по научной работе. Таким образом, А.С. Чернышев приобрел опыт работы в системе высшего образования буквально на всех уровнях, что помогло ему выработать оригинальный подход к обучению и воспитанию студентов.
Психология и школа
Важнейшей составляющей научно-педагогической деятельности Алексея Сергеевича была психологическая подготовка учителя. Уже в 1980-е гг. появляются его учебные пособия по социально-психологическим аспектам работы классного руководителя, формирования личности и коллектива школьников [5; 6]. Эти работы интересны не только воплощенными в них находками преподавания психологии для будущих учителей, но и перенесением на педагогическую почву результатов социально-психологических исследований курской научной школы, авторских методов исследования и психологической (учительской) диагностики. Эти находки были неоднократно апробированы при работе с директорами и завучами школ Курской, Белгородской, Брянской, Липецкой и Орловской областей, повышавшими квалификацию в Курском педагогическом институте.
Систематические контакты с руководителями образования центральных областей России имели последствия в виде освоения и тиражирования метода анализа кейсов (тогда это называлось анализом конфликтных педагогических ситуаций) через призму психологии личности и группы. Результатом стал «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» [7], выдержавший четыре переиздания. Конфликтные педагогические ситуации (более 200!) были отобраны А.С. Чернышевым из почти тысячи успешно решенных педагогических ситуаций, представленных по его заданию руководителями школ. Эти ситуации он использовал как «задачник» для решения острых ситуаций студентами. Здесь сказалось знакомство с разработками ученых-педагогов Воронежского государственного университета [8], достоинство которых он усматривал в том, что они ввели в профессиональную подготовку будущих учителей метод анализа в формате решения педагогических ситуаций. Конфликтные педагогические ситуации для А.С. Чернышева выступают, в первую очередь, как индикаторы состояния и развития личности ученика и группы школьников. Анализ ситуаций призван побудить педагога на основе психологического профиля личности и учебного коллектива, приведенного в практикуме, разработать и реализовать программу психологической диагностики отдельной личности или группы учащихся, а также программу педагогического воздействия. Данная линия профессионально-психологической подготовки педагогов в начале ХХI в. получила новое направление развития путем освоения студентами данного психологического инструментария на базе компьютерной техники. Этот интересный опыт отражен в другом пособии, написанном Алексеем Сергеевичем совместно со своими учениками и коллегами [9]. Подчеркнем, что разработки курских психологов, выполненные под руководством Алексея Сергеевича, не только способствовали совершенствованию процесса профессионального становления учителя в вузе и расширяли арсенал используемых им средств деятельности, но и послужили предтечей двух современных и весьма актуальных в психологической науке и педагогической практике направлений: компьютерной психодиагностики, с одной стороны, и электронного обучения, с другой.
Но вернемся к методу анализа конфликтных ситуаций, разработанному А.С. Чернышевым. Не меньшее значение имеют и правила предупреждения и решения конфликтных педагогических ситуаций, сформулированные в виде афористических алгоритмов. Методика работы студентов с этим практикумом включала знакомство с образцами решения ситуаций по линиям «педагог — личность учащегося» и «педагог — коллектив учащихся», анализ применения правил предупреждения / решения ситуаций, выработку программы психологической диагностики и возможных рекомендаций по педагогическому воздействию на учащихся. Затем предполагалась самостоятельная работа студентов с ситуациями по заданию преподавателя.
Технологии преподавания психологии в высшей школе
Отдельный цикл научно-методических работ А.С. Чернышева связан с психологическими проблемами высшего образования. Одна из его первых книг в этой области издана Воронежским университетом в 1990 г. и была посвящена студенческому самоуправлению [10]. В ней отразился опыт работы Алексея Сергеевича деканом факультета и проректором института. Накопленный в Курском университете опыт подготовки психологов, у истоков которой стояли Алексей Сергеевич и его кафедра, изложен в учебном пособии о технологиях в изучении психологии [11], выдержавшем два издания и востребованном в учебном процессе многих российских вузов, готовящих психологов.
Технология демонстрационного эксперимента (психологических опытов) имеет явную перекличку с использованием опытов в естественнонаучном образовании (несомненно влияние на разработку этой технологии работы А.С. Чернышева школьным учителем физики), но переосмысленным в плане насыщения психологическим содержанием и в плане простоты воспроизведения. В тематическом отношении опыты охватывают познавательные процессы, психологию личности и группы и позволяют создать проблемную ситуацию, разрешение которой дает возможность «открыть» новую для субъекта образовательного процесса информацию. Психологические опыты в адаптированном виде используются и для психологического просвещения, к примеру, на психологическом вечере в школе или для проведения дня психологии в региональных молодежных центрах «Комсорг» и «Монолит» как демонстрация возможностей психики человека.
Следующая технология — психологический практикум по материалам русской художественной литературы, иллюстрирующий посредством знакомых всем художественных образов психологические феномены направленности личности, самооценки, деградации личности, апперцепции и др. В этой технологии воплотилась сформированная еще в школьные годы любовь Алексея Сергеевича к классической литературе.
Значимой технологией представлялись ему схематизация и табулирование учебных материалов по психологии. Использование в учебном процессе графиков, схем, таблиц позволяет создать наглядную опору для освоения студентами широкого спектра изучаемых психологических проблем (познавательных процессов, личности, деятельности, общения, малых групп и коллективов и многих других). Эти материалы предлагались не только на лекциях и практических занятиях, но также на зачетах и экзаменах. Вспоминается собственный опыт сдачи автором экзамена по общей психологии, когда А.С. Чернышев в роли экзаменатора предлагал студентам перед подготовкой ответа выбрать подходящую к экзаменационному билету схему или таблицу, которая не была подсказкой, но, несомненно, облегчала студентам ответ.
Технологией обучения можно считать и использование учебных фильмов по психологии с написанием студентами аннотаций к ним. Их применение сочеталось, таким образом, с работой с текстом (подготовка и защита аннотации к фильму). Практиковался просмотр 3‒5 фильмов в семестр, приоритет отдавался фильмам по психологии режиссера Ф. Соболева и материалам, снятым преподавателями кафедры психологии Курского университета.
Большое значение А. С. Чернышев придавал обратной связи в подготовке студентов. Для этих целей им разработана технология компьютерного (бланкового) обучения и самоконтроля. В последнее издание пособия вошли контрольные материалы по общей, возрастной психологии, психодиагностике, социальной психологии управления, педагогической практике. Материалы систематизированы по темам, внутри темы выделяется 3‒4 ключевых понятия, каждое характеризуется рядом признаков (от 3 до 9). Понятия конструируются студентами из набора смешанных признаков, а это сложнее, чем выбрать из вариантов ответа, относящихся только к одному понятию. Следовательно, результаты самоконтроля обладают высокой объективностью.
Применение комплекса технологий в преподавании психологии реализует один из базовых принципов высшего образования — оптимального сочетания фундаментального и прикладного знания [8]. Представление изучаемого объекта через разнообразные формы информации позволяет, по мнению А.С. Чернышева, с одной стороны, глубже понять ее фундаментальность, с другой, — увидеть пути практического использования. Обогащение процесса преподавания психологии различными технологиями, нацеленными, в том числе, на вовлечение личности обучающегося в учебный процесс, в частности, участие в психологических опытах в роли ассистента, помощника экспериментатора, а тем более — испытуемого, — выдвигает на первый план этический аспект: сохранение достоинства личности, предоставление ей возможностей социального продвижения (т.е. положительного психотерапевтического эффекта), поскольку все подобные процедуры проводятся в аудитории в публичной обстановке, а молодые люди очень чувствительны к оценке педагога и сверстников. И Алексей Сергеевич всегда служил для студентов и коллег образцом бережного и чуткого отношения к личности.
Социальное обучение молодежи
Одной из главных задач работы психолога в образовании А.С. Чернышев считал социальное обучение [12].
Эта практика берет начало в программах психологической помощи учащимся из регионов «чернобыльского следа», которые были реализованы под его руководством в рамках союзно-республиканской программы «Дети Чернобыля» и федеральной программы «Помощь» в 1990-х и в начале 2000-х гг. Психологическая помощь детям из районов радиоактивного загрязнения предполагала проектирование развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Потенциал развивающих сред, по мысли Алексея Сергеевича, раскрывается через введение социального обучения как оптимальной формы психологической помощи. Актуальность этого направления была тогда и остается сегодня обусловленной неразвитыми социальными умениями (теперь их называют «мягкими компетенциями», или soft skills) подростков и юношей. Неспособность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог со сверстниками и, особенно, со взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме и, в частности, в группе, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции — все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей. Проблемы усугубляются при включении в новую социальную среду. Таким образом, в дополнение к «научной грамотности» молодой человек должен получить «социальную грамотность».
Алексей Сергеевич был убежден — и эта его убежденность была экспериментально верифицирована и подтверждена результатами психологической практики, — что лишь специальная подготовка в форме социального обучения способна быстро и максимально бесконфликтно не только разбудить у молодежи желание достигать высокие социальные ценности, но и сформировать достаточно широкий арсенал умений это делать. Социальное обучение — это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам социальное обучение является одним из видов психологической помощи. Научить в социальном смысле — значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Частной задачей при этом является обучение общению как «организация целенаправленного овладения человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми» [13]. Цель социального обучения — создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности: самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая продуктивные социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Идея социального обучения в условиях проектирования развивающих социальных сред была реализована А.С. Чернышевым, его учениками и коллегами не только в детских профильных лагерях Курской области [13], но и на историко-педагогическом факультете родного вуза [14].
Основным содержанием социального обучения выступает создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Положительная оценка именно потенциала, а не имеющихся личностных характеристик и опыта создает эмоциональное состояние оптимистичности и в то же время не дает возникнуть самоуспокоенности, ограничивающей активность. Эта позиция отражает желание субъекта гармонизировать социальные отношения. Конструктивность такой личностной позиции есть проявление субъектности в социальных отношениях, что выражается в направленности на социальное созидание. Самоопределение предполагает сознательный выбор личности, соотносящий ее желания, возможности и долженствования. Безусловным воплощением этих субъектных способностей был и остается в нашей памяти Алексей Сергеевич Чернышев.
Литература
- Детство, опаленное войной : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (апрель‒ноябрь 2005 г., Курск) / [редкол. : А. Ю. Друговская (гл. ред.) и др.]. — Курск : [б. и.], 2005. — 527 с.
- Чернышев А. С. Село Селино — наша малая Родина (краткий исторический и социально-психологический очерк) / А. С. Чернышев, В. А. Чернышев, М. В. Панекин. — Курск : Курск. гос. ун-т, 2005. — 50 с.
- Чернышев А. С. Экспериментальное изучение организованности группы школьников (в условиях сенсомоторной деятельности) : автореф. дис. … канд. психол. наук / А. С. Чернышев. — Москва, 1969. — 18 с.
- Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материале исследования молодежных групп и коллективов) : автореф. дис. … д-ра психол. наук / А. С. Чернышев. — Москва, 1980. — 43 с.
- Чернышев А. С. Социально-психологические основы работы классного руководителя : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. С. Чернышев, А. С. Крикунов, А. И. Луньков. — Москва : Просвещение, 1989. — 108 с.
- Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников / А. С. Чернышев. — Москва : Прометей, 1989. — 126 с.
- Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А. С. Чернышев. — Москва : Пед. о-во России, 1999. — 185 с.
- Годник С. М. Педагогические ситуации в воспитании школьников : учеб. пособие / С. М. Годник, Л. Р. Суринова, Л. Ф. Спирин [и др.] ; науч. ред. С. М. Годник. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. — 144 с.
- Чернышев А. С. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, А. В. Корнев [и др.]. — Москва : Пед. о-во России, 2003. — 144 с.
- Чернышев А. С. Студенческое самоуправление : социально-психологические аспекты / А. С. Чернышев, Н. С. Степашов, И. С. Полонский ; науч. ред. С. М. Годник. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. — 103 с.
- Чернышев А. С. Методика преподавания психологии. Современные технологии : учебное пособие / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, Н. Н. Гребеньков. — Москва : Юрайт, 2019. — 225 с.
- Чернышев А. С. Социально одаренные дети : путь к лидерству (экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев, В. И. Скурятин. — Воронеж : Кварта, 2007. — 210 с.
- Чернышев А. С. Профильный лагерь : курский вектор : теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях / А. С. Чернышев, И. И. Фришман, А. А. Чертова [и др.]. — Курск : Гиром, 2014. — 152 с.
- Чернышев А. С. Психология лидерства : лидерство в социальных организациях : учебное пособие / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев, С. Г. Елизаров [и др.] ; под общ. ред. А. С. Чернышева. — Москва : Юрайт, 2018. –159 с.
Источник: Сарычев С.В. Единство фундаментального и прикладного в психологической подготовке студентов (памяти профессора А.С. Чернышева) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2021. №2. С. 123–127.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать