16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Н. Оганесян: «Танцевальный терапевт должен сам уметь показать сексуальность»

О том, что такое сексуальность, как с ней работать танцевальному терапевту и почему нельзя это делать онлайн, рассказала Наталия Юрьевна Оганесян, кандидат психологических наук, клинический психолог, балерина, хореограф, танцевальный терапевт, заведующая кафедрой танцевальной терапии Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного образования «Танцевальная терапия: теория и практика». С Наталией Юрьевной беседовала Елизавета Дружинина, танцевальный терапевт, руководитель школы танцев «Свободная пластика».

— Многие Ваши студенты задают вопросы, связанные с темой сексуальности. Танец, сексуальность, женственность — все очень близко. Что такое сексуальность, на Ваш взгляд?

— Слово «сексуальность» привлекает внимание в рекламе тренингов или курсов так же, как словосочетание «танцевальная терапия». Однако на практике оказывается, что ведется работа с пространством, силой движения, с гимнастикой мозга, пилатесом, и все это привязывается к сексуальности или к танцу. А это всё не то. Упражнения в танцевальной терапии тоже можно использовать, но для разминки, например, отводить им не более трети всего времени.

Если говорить об определении сексуальности, я согласна с этим: сексуальность — это совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний человека, поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

ВОЗ предлагает такое определение: сексуальность — это стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти.

И третье определение: сексуальность человека — это то, посредством чего мы испытываем и выражаем самих себя как лицо определенного пола. Но в современных условиях мы можем говорить о том, что сексуальность может присутствовать в разных ипостасях. Мужчина может выражать себя как женщина, женщина может выражать себя как мужчина.

Говоря о сексуальности, мы можем выделить три аспекта: интеллектуальный, духовный и физиологический. Если все эти три общих понятия включены, то человек, надеюсь, будет сексуальным в каких-то взаимоотношениях с другим полом. Здесь надо ещё сказать, что необязательно это физический акт. Сексуальная энергия может быть переформатирована в творчество, в науку, в любую деятельность. Если она на физическом плане не может удовлетвориться, эту сексуальную энергию можно перевести в другое поле.

— Получается, в танцевально-двигательной терапии мы работаем сразу с тремя уровнями: тело, эмоции, интеллект. Во-первых, мы можем подобрать то или иное танцевальное направление, которое раскрепощает тот или иной центр тела. Во-вторых, в танце актуализируются эмоции, проявляются отношения. И в-третьих, на интеллектаульном уровне человек себя переосмысливает.

— Если продолжать тему о том, с чем работаем. Желательно работать, используя латиноамериканские стили танца, социальные. Потому что там энергия, темперамент. А нам это надо «вытащить» из человека, и сделать это можно на основе какого-то музыкального произведения. Часто люди наденут на себя клише и с этим клише так и ходят, так и танцуют. Сексуальность — это что? Это самооценка и свобода самовыражения. Человек свободно себя чувствует в любой компании, когда он в себе уверен, когда он себя уважает, прежде всего. До сексуальности ещё работать и работать надо — до тех пор, пока она проявится. Может, и вообще не проявится.

У специалиста тоже могут быть клише — клише «психолога-тренера». Но мы — друзья в терапии, мы танцуем вместе, вместе создаем танец, создаем диалог. Но для того чтобы так работать, специалисту надо уметь танцевать. И если ты работаешь с сексуальностью, то, в первую очередь, нужно уметь показать, как ты сам это представляешь.

Меня спросили, может ли быть танцевальная терапия онлайн. Я сказала, что нет. Онлайн мы не можем вместе выйти и станцевать, я не могу сделать танец-диалог, рука в руку. Когда мы танцуем вместе, происходит обмен энергией, важен близкий контакт. Если у танцевального терапевта энергии, креативности больше — он может её передать.

— Вот оно отличие между танцем, который можно в какой-то мере изучить онлайн, и танцевально-двигательной терапией. А что если потанцевать всем вместе? Включить музыку — пусть каждый танцует по свою сторону экрана!

— Но это не терапия.

— Я проводила подобные онлайн-встречи, и многие писали про изменение своего состояния, люди делились инсайтами.

— Не обольщайтесь. Конечно, люди получили удовольствие, узнали что-то новое. Человек работает, готовит обед, потом потанцевал онлайн, выучил движения, получил эмоции, но это не закрепится надолго.

Почему я работаю в медицине? Я ответственна за человека, с которым работаю, я должна написать заключение о том, что изменилось в человеке. Существует ещё третье лицо между нами — это врач, который может отследить динамику.

В случае тренинга люди заранее настроены на то, чтобы что-то получить, приятные эмоции. Они и получают. И хватит.

— Вы в прошлом профессиональная балерина, это особая каста танцовщиков. В итоге Вы выбрали в своей жизни клиническую сферу и работу с серьёзными психиатрическими диагнозами. Как Вы пришли к этому выбору?

— Я не сразу к этому пришла, вначале я очень скептически к этому относилась. Даже когда я с профессором Эрной Грёнлюнд встретилась, она сказала: «Ты очень критичная, Наталья».

Важную роль сыграл мой профессор Эдмонд Георгиевич Эйдемиллер, он ввёл меня в медицинскую среду. И я поняла высокие критерии медицины: там ты или вылечил больного, или у него началось обострение. Классический балет могут танцевать единицы. Чем дольше работаю, тем больше прихожу к выводу, что в танцевальной терапии то же самое: либо дано чутье, эмпатия, моторная эмпатия, либо её нет. Иногда видишь, что студенту не хватает танцевальности, но он чувствует, он способен перевести движения из тревожных в более плавные, медленные. Спросишь его, почему ты это сделал, — он не знает. Если есть чутье — значит, ему надо набрать побольше движений.

— Получается, нужен синтез танцевальной подготовки и психологического образования?

— Да, именно так. Танцевальный терапевт должен быть немного артистом, должен уметь сыграть разные роли, импровизировать с движениями, формируя психотерапевтический контакт. И как раз психотерапевтическим этот контакт становится благодаря тому, что у танцевального терапевта есть подготовка в сфере психологии, в том числе клинической психологии. 

— А что такое контакт с точки зрения сексуальности? Чем объясняется притяжение между мужчиной и женщиной? Всё решает красота?

— Нет. Это совпадение энергетических составляющих двух людей. Бывает непонятно, почему тянет к этому человеку. Если тянет — иди. Но вообще тема сексуальности сложная, в том числе и для тренингов, если глубоко ею заниматься, а не по верхам. И когда человек начинает специально заниматься на тренингах, тренироваться, чтобы войти в контакт со своей сексуальной частью… «Войдите в это состояние…» Это ужас! Вы же не можете проверить, вошёл он в это состояние или нет. «Что ты чувствуешь?» Говорить можно всё, что угодно. Вопрос о том, что ты чувствуешь, — сложный. Я не всегда верю тому, что отвечают. Потому что люди понимают, что их спросил психолог и ему нужно что-то ответить. Они могут скрыться за своим ответом.

— Я, например, в этот момент больше наблюдаю за телом, как человек двигается, когда он отвечает.

— Это твой вариант. Но ещё танцевальные терапевты могут начать рассуждать, переходят к рефлексии, к беседе...

— Когда мы у Вас учились, Вы всегда говорили, чтобы мы быстрее шли к движению, меньше разговаривали. Может быть, поэтому многие люди не идут на танцевально-двигательную терапию, а выбирают просто занятия танцами, клубной латиной, бачатой.

— И правильно!

— Но там они сталкиваются с другими сложностями: среди группы людей есть более раскрепощенные и менее, вопрос самооценки стоит очень остро. Особенно на вечеринке: если девушка несколько раз сталкивается с отказами, с тем, что она отличается от других, она больше может туда не прийти, у нее может испортиться настроение, она может расплакаться. Но эти люди не идут на танцевально-двигательную терапию, хотя она могла бы быть принести пользу. И что делать, если человек продолжает заниматься в школе, но сталкивается со своими психологическими вопросами?

— Если преподаватель этой танцевальной школы ещё и танцевальный терапевт, он может этот момент проработать. Но если вы приходите на вечеринку, почему вы стоите у стенки? Танцуйте для себя! Не потому, что хотите кого-то привлечь, а чтобы получить заряд хорошей энергии! Так же и сексом надо заниматься — для себя! Для своего здоровья!

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»