С момента принятия последней редакции Закона «Об образовании в РФ», а далее — появления текста «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Концепция) медленно и верно идет процесс размывания предметного поля практической психологии в сфере образования. Сознательно или по причине невысокой компетенции под прикрытием смешанной терминологии изменяется предметное содержание собственно психологической помощи всех звеньев Службы практической психологии образования: от рядового специалиста до организаций, оказывающих психологические услуги.
Начнем с того, что само название — «психологическая служба» — предполагает содержание, не выходящее за границы предметного поля психологии. Но если открыть текст статьи 42 ФЗ «Об образовании в РФ» — «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», то видно, что двойной термин «психолого-педагогическая» несет в себе межпредметное содержание.
Вчитываясь в текст Концепции, трудно не заметить, как в определение психологической службы (ПС) включаются организации и специалисты, не имеющие прямого отношения к психологии. Теперь обратимся к тексту самого современного юридического документа, определяющего содержание деятельности практических психологов в сфере образования, — приказа Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 №38575).
Здесь выделена основная цель деятельности практических психологов в сфере образования: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».
Использование двойной терминологии: «психолого-педагогическое» сопровождение, «психолого-педагогическая» помощь и т.п. — шаги, уводящие от специфического содержания работы психолога. Радует только то, что в названии стандарта сделали уточнение — «(психолог в сфере образования)». В аналогичном стандарте сферы социальной помощи просто написали «Психолог в социальной сфере». И здесь нет двойного содержания. Чем содержательно отличается предмет работы психолога там и там? Зачем двойная терминология?
Напомню, что изначально обозначение специальности практического психолога в сфере образования как «педагога-психолога» было связано с необходимостью узаконивания его статуса как педагогического работника. Это давало возможность закрепления за ним всех прав и привилегий этой категории персонала образовательных учреждений. Но такое название в начале развития психологической службы в образовании стало часто провоцировать управленцев / работодателей акцентировать внимание на первой части названия специальности, приписывать специалисту-психологу функции и учителя, и воспитателя, и методиста, и организатора, требовать от него того, что не входит в его функционал, — собственно педагогической работы в узком смысле этого понятия.
С момента вступления в действие стандарта профессиональной деятельности «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» многозначность трактовки функционала этого специалиста нивелирована самим уточнением в скобках. В связи с этим применение термина «психолого-педагогический(ая;ое)» может быть обосновано только тем, что употребляющие его в своих работах авторы выделяют / подчеркивают аспект «совместности», «взаимодействия» педагога и психолога, акцентируют внимание на проблемах межпредметного поля такой деятельности.
Понятно, что ПС не может существовать без активного взаимодействия со «смежниками», т.е. теми специалистами и организациями, без которых трудно решать ряд сложных комплексных задач и проблем. Но они находятся в межпредметном поле, а не являются собственно психологическими. Если кому-то так хочется объединить «в одной упряжке» всех, кто не педагог (от логопеда до юриста, от дефектолога до экономиста), то в нашей истории много примеров того, к чему приводит такой подход.
Может, следуя логике авторов таких «слияний», название подогнать под содержание: обозначить такую Службу не как психологическую, а как общегуманитарную, — «Служба гуманитарной помощи в системе образования РФ». Тогда и будет понятна сегодняшняя логика подмены задач собственно практической психологии на задачи взаимодействия психолога со смежниками.
В Концепции констатируется «… отсутствие единого подхода в определении целей, задач, содержания, методов работы Службы, места и статуса психолога в системе образования». Так кто ж (или что ж) мешает создать этот подход? Уже пошел 4 год после опубликования текста Концепции, уже реорганизовали и министерство, сменили руководителей, но «воз и ныне там». В чем же основная причина — в профессиональной несостоятельности тех, кто должен был решить эту проблему?
Судя по устным заявлениям и публикациям в некоторых изданиях, готовятся поправки в Закон «Об образовании в РФ», в ряду которых предполагаются изменения в статье 42. Поправки нужны, но какие? Уничтожающие суть собственно психологической помощи? Они необходимы, но точно не для того, чтобы растворить предметное содержание практической психологии в терминах, имеющих двойное или тройное значение.
Уже давно пора действовать тем, кто официально наделен таким правом. Например:
- определиться с тем, что изменилось в предметном содержании современной психологии,
- вычленить предмет практической психологии, специфику ее предметного поля в каждой из сфер ее приложения.
Судя по содержанию сайтов общественно-профессиональных организаций, объединяющих психологов, такой вопрос не актуален, его нет в повестке дня немногочисленных форумов с такой проблематикой, нет в решениях этих организаций или их президиумов. Но если проанализировать публикации в профессиональных периодических изданиях, то он есть и с каждым годом стоит все острее и острее.
Тоже повод задуматься: как объяснить такое несоответствие?
Те, кто непосредственно связан с проблематикой профессиональной деятельности практических психологов в образовании, знают, к чему приводит «сваливание в одну кучу» всех проблем, существующих в сфере образования, и назначение психологов ответственными за их решение. Поэтому никого уже не удивляет то, что именно психологам вменяется заниматься проблемами наркомании, суицида, социального сиротства, быть организаторами работы с противоправным поведением и т.п. Понятно, что, так или иначе, психологи соучаствуют в такой работе, но она не является специфичной и основной для практического психолога учреждения образования. Она является для него частным вопросом, находящимся только в межпредметном поле, относится к направлению его работы «взаимодействие с другими специалистами, организациями» и т.п. В первую очередь, практический психолог в образовании занимается оказанием непосредственной психологической помощи целевой группе обычных обучающихся и воспитанников, детям, испытывающим психологические трудности в той или иной образовательной среде. Его системообразующий вид деятельности — психологическая профилактика всего того, что связано с понятием «психологическое неблагополучие».
Его основная функция «превентивная»: обеспечивать психологические условия нормального развития личности / группы в тех или иных образовательных средах. Он не медицинский, клинический психолог и не юридический психолог, не дефектолог и не логопед.
Многие сегодня забывают, что профессиональные задачи — приоритетная сфера не начальников, а специалистов. Именно они определяют, чем и как им заниматься. Управленцы же существуют для того, чтобы создавать им условия для полноценной работы. Если взять сферу образования, то это записано в ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 47, пункт 3).
В связи с вышеизложенным считаю долгом внести свой вклад в процесс поиска единого подхода к определению целей и задач Психологической службы в сфере образования.
В условиях методологической неразберихи в вопросах предмета практической психологии и ПС предлагаю следующие рабочие определения:
1) практическая психология — одно из прикладных направлений деятельности профессионального психолога, цель которого — оказание непосредственной психологической помощи личности / группе в преодолении имеющихся трудностей на основе мобилизации ее внутренних ресурсов. Предметом работы практического психолога являются психологические феномены, имплицитно представленные в запросе обратившегося за такого рода помощью. Их выделение, определение своеобразия и возможностей актуализации обеспечивают взаимодействующим сторонам («практический психолог сферы образования» — «нуждающийся в психологических услугах») как предотвращение тех или иных трудностей в развитии личности / группы, так и сохранение, поддержание и укрепление психологического здоровья, благополучия в отношениях с миром в целом и окружающими людьми, в частности;
2) своеобразие предмета практической психологии в сфере образования проявляется в том, что в фокусе работы специалиста здесь находятся те психологические ресурсы личности / группы, которые развиваются и проявляются тем или иным образом в условиях определенной образовательной среды. Состояние этих ресурсов характеризует в целом психологическое здоровье, психологическое благополучие личности / группы;
3) практический психолог в сфере образования (педагог-психолог) — это специалист, оказывающий непосредственную психологическую помощь личности / группе в конкретных условиях того или иного образовательного учреждения. В сфере его профессиональной ответственности находятся а) создание психологических условий, обеспечивающих конструктивные / психологически благоприятные отношения личности / группы с миром в целом и всеми участниками отношений в сфере образования; б) помощь участникам отношений в сфере образования, направленная на преодоление, предотвращение появления и нежелательного / деструктивного развития психологических трудностей в той или иной образовательной среде;
4) психологическая служба (ПС) в сфере образования Российской Федерации — организационная структура, действующая в соответствии с требованиями статей ФЗ «Об образовании в РФ», стандарта профессиональной деятельности «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и другими юридическими документами, регулирующими деятельность практического психолога в сфере образования (педагога-психолога), и обеспечивающая объединение учреждений и специалистов в деле оказания профессиональной помощи всем участникам отношений в сфере образования;
5) ППМС-центры — учреждения системы образования РФ, призванные решать, в первую очередь, масштабные, комплексные задачи учреждений образования и субъектов образовательной среды. Их деятельность направлена на организационное, научно-методическое и практическое обеспечение решения актуальных для учреждений образования и участников отношений в сфере образования проблем. Качество оказываемых услуг здесь обеспечивается общим для разных специалистов пониманием содержания межпредметного поля, связывающего сотрудников разных смежных специальностей (психологических, педагогических, медицинских, социальной помощи и др.), целей и задач ППМС-центров.
Очень надеюсь, что профессионалы, молодые и опытные практические психологи учреждений системы психологической помощи в отечественном образовании, сотрудники кафедр вузов и факультетов, занимающиеся проблемами подготовки / повышения квалификации и переподготовки специалистов в этой сфере, общественно-профессиональные организации, объединяющие психологов и практических психологов, не останутся в стороне от решения существующей проблемы. Призываю всех, кому не безразлична судьба Психологической службы образования, сделать все, чтобы практическая психология в этой сфере не потеряла свой предмет, а учреждения психологической помощи и каждый практический психолог, работающие в сфере образования, обрели четкие профессиональные границы своей деятельности.
Разве то, что практических психологов Москвы возглавляет кандидат педагогических наук не примечательно? Олтаржевская Любовь Евгеньевна, Москва
Кандидат педагогических наук. Почетный работник общего образования РФ.
Директор Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы». Главный внештатный педагог-психолог города Москвы.
Член Президиума Федерации психологов образования России. Член правления, эксперт Ассоциации инклюзивных школ. Заместитель председателя Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».
, чтобы комментировать