18+
Выходит с 1995 года
22 ноября 2024
Креативность в контексте «soft skills» и метакомпетенций современного человека

1. О важности креативности в современном мире

В современном мире –  мире нарастающей неопределённости, текучей реальности, ожидаемой технологической сингулярности, когда скорость и сложность технического прогресса приведет к такому кардинальному изменению мира, что человек перестанет его понимать –  креативность из модного атрибута личности, из некоторой элитарной способности, отличающей избранных, превращается в жизненно важное и крайне необходимое качество.

На всех самых продвинутых конференциях, форумах,  дискуссионных площадках давно говорят о необходимости существенно изменить подходы в системе образования. О том, что, помимо фундаментальных знаний, помимо формирования понятийной картины мира, объясняющей, как всё устроено, действию каких объективных законов подчиняется – всё это сегодня называется «hard skills», современное образование должно развивать у человека так называемые «soft skills», без которых в современном мире не обойтись.

Перечни «soft skills» отличаются у разных авторов, но во всех списках неизменно присутствуют три качества, которые, наверное, составляют их  ядро. Так называемые «3К»: креативность, критичность мышления, кооперация (способность к сотрудничеству с другими людьми). Эти же качества обозначены во ФГОС как метакомпетенции, которые должна развивать современная школа.

Сразу встает вопрос о том, как, с помощью какого инструмента и кто все это будет делать? У нас есть свой ответ на этот вопрос, но обо всем по порядку…

2. Подходы к пониманию креативности

В монографии первого ректора Института практической психологии «Иматон», доктора психологических наук Владимира Николаевича Дружинина «Психология общих способностей» очень полно и системно отражена история развития психологии креативности или творческих способностей. Описаны основные подходы и концепции, взгляды ключевых специалистов, внесших большой вклад в развитие понятия креативности и изучение процессов творческого мышления.

Как обычно, подходов к пониманию творческих способностей много и В. Н. Дружинин классифицирует их по трем основным группам:

1. Креативность рассматривается как личностное образование: творческих способностей не существует, есть творческая личность, обладающая определенной мотивацией и чертами (А. Маслоу, А. Адлер, К. Юнг, Д. Богоявленская…).
   
2. Редукция творческих способностей к интеллекту: считается, что высокий интеллект предполагает наличие развитых творческих способностей (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг…).
   
3. Творческие способности существуют как специфическая форма психической активности наряду с интеллектом (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Дж. Рензулли…).

3. Почему подход Дж. Гилфорда лидирует?

В. Н. Дружинин считает подход Дж. Гилфорда наиболее экспериментально обоснованным, получившим подтверждение в ходе известных лонгитюдных исследования. Но я хочу отметить еще одно преимущество данного направления, имеющее принципиальное значение для психологов-практиков.

Помимо описания сути феноменов креативности и творческих способностей, представители данного подхода смогли предложить методы для их диагностики и развития. Дж. Гилфорд и его единомышленники вывели креативность и творческие способности из области только художественно-психологических описаний и сделали их доступными для измерения и развития, а значит – для использования в сфере психологической практики, в том числе, практике образования.

4. Знаменитый кубик Гилфорда, дивергентное и конвергентное мышление

Кубик Гилфорда представляет собой классификационную модель, которая позволяет упорядочить все выделенные интеллектуальные способности по трем основаниям: 1. тип интеллектуальных операций; 2. содержание информации, с которой осуществляется данная операция; 3. форма представления результатов.

В кубике 120 ячеек, для 100 описанных интеллектуальных способностей на сегодняшний день существуют измерительные инструменты, тесты.

Одним из важнейших следствий модели является выделение дивергентного мышления и подробное описание образующих его мыслительных операций.
 
Дивергентное мышление — процесс создания оригинальных, необычных идей путем многовариативного поиска путей решения проблемы.
 
Противоположный тип мышления — конвергентный, именно он развивается в процессе обучения. Этот тип мышления предполагает поиск единственно правильного решения, ответа, указанного в конце учебника, при этом способы решения задач жестко ограничены. В рамках такого мышления ученики привыкают действовать единственно правильным, известным способом. Если он по каким-то причинам не срабатывает, задача оказывается нерешенной.
 
Конвергентное мышление хорошо справляется с формальными задачами, которые ученики решают в процессе обучения. Жизненные задачи принципиально отличаются. Они не имеют таких однозначно поставленных условий и предполагают достижение целей, к которым можно идти совершенно разными путями.
 
И вот этот диссонанс между тем, к чему учащиеся привыкают в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться в жизни, в современном мире стремительно возрастает.

5. Программы Дж. Рензулли и «Курс развития творческого мышления» Ю. Гатанова

Для развития дивергентного мышления требуется специальный тип задач. Они имеют множество правильных ответов и способов решения. Первые такие задачки были предложены самим Гилфордом, а затем на базе его модели Джозеф Рензулли разработал специальные программы, позволяющие системно развивать весь комплекс мыслительных операций, выделенных в структуре дивергентного мышления.

Программы Рензулли послужили прототипом «Курса развития творческого мышления», который выпускает сегодня Компания «Иматон».

Курс был разработан кандидатом психологических наук Ю.Б. Гатановым, специалистом в области обучения и развития одаренных детей. В 90-е годы, находясь на стажировке в Америке в рамках университетского обмена, с целью знакомства с опытом обучения одаренных детей, он получил все необходимые материалы по программе Дж. Рензулли и право на их адаптацию в российских школах, что и было сделано в течение трех лет.

6. Основные достоинства  программы «Курс развития творческого мышления»

- Курс включает четыре части для учащихся разного возраста и может последовательно проводиться в течение четырех лет. Это принципиальный момент. В исследованиях Л.А. Ясюковой было показано, что для устойчивого формирования дивергентного мышления требуются регулярные занятия в течение 2-3 лет. Если Курс проводился один год, как чаще всего и бывает, то его эффект был не слишком продолжительным, хотя и ощущался сразу. Через два года после годичных занятий зачатки дивергентного мышления исчезли почти у всех учеников, будучи подавленными методикой школьного обучения. Для закрепления способностей к дивергентному мышлению требовалось 2-3 года.

Курс развития творческого мышления для детей 5 – 8 лет:

Курс развития творческого мышления для детей 7 - 10 лет:

Курс развития творческого мышления для детей 8 - 12 лет:

Курс развития творческого мышления для детей 9 - 14 лет:

- Содержание Курса носит системный характер и эффективно развивает не только отдельные творческие способности, но и творческое мышление как целостную психическую структуру. Курс включает задания на развитие всех способностей, выделенных в структуре дивергентного мышления Дж. Гилфордом. Курс развивает общие свойства творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, способность к тщательной разработке идей), а также другие способности, которые выделяются в соответствии с типом обрабатываемой информации (образной, звуковой, семантической, символической и поведенческой).

- Каждая из 4-х частей Курса содержит 36 уроков и позволяет проводить занятия в течение всего учебного года с частотой один раз в неделю.

- Содержание и методика проведения каждого урока очень подробно описаны в Методическом руководстве: как проводить разминку, выполнять основное задание, какие дополнительные задания можно предложить тем учащимся, которым особенно понравился определенный вид творческой активности. Это существенно облегчает работу психолога или учителя, ведущего Курс, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме Методического руководства для учителя каждая часть Курса содержит альбом с заданиями для ученика.

- Важно отметить, что учителя, которые проводят такие занятия с детьми сами становятся более творческими людьми. Они активно развивают творческую составляющую своего педагогического потенциала и начинают использовать освоенные ими стратегии и приемы развития творческого мышления в рамках преподаваемых ими предметов.

- Опыт использования Программ Дж. Рензулли в Америке и «Курса творческого мышления» в школах России доказывает, что все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит в ходе специальных систематических занятий. Умения и навыки, полученные детьми на этих уроках, успешно переносятся на другие предметы и повседневную жизнь.

- Тщательно описанные в методическом руководстве Курса сценарии проведения уроков существенно облегчает подготовительный этап работы учителя. Однако его роль в процессе развития творческого мышления очень важна и его поведение сильно влияет на эффективность занятий. Отдельное внимание при обучении ведущих Курса уделяется той атмосфере, которую необходимо создать на уроках. Ведущему важно уметь фасилитировать мозговой штурм, избегать оценок, обеспечивать мягкое соревнование, развивать у детей способность к сотрудничеству в процессе творчества, искренне принимать юмор и веселье. Творчество стимулируется только атмосферой безопасности и безусловного принятия ценности каждого человека. Задача учителя - свести к минимуму угрозу внешнего оценивания и критических замечаний, перевести детей в русло самооценивания результатов творческого процесса.

7. Тест Торренса и диагностика дивергентного мышления

На базе модели Дж. Гилфорда созданы не только развивающие программы, но и психодиагностические методики, которые позволяют выявлять детей с большим творческим потенциалом, а также, что не менее важно, отслеживать эффективность развивающих воздействий.
 
Непревзойденной классикой в области психодиагностики творческого мышления является Тест Торренса, позволяющий комплексно оценить творческую одаренность человека и описать ее индивидуальную структуру. Большое количество разнообразных заданий увеличивает вероятность того, что тест охватывает все наиболее важные креативные способности. Компания «Иматон» выпускает Тест Торренса в адаптации Е.Е. Туник.

Для экспресс-оценки творческих способностей могут быть использованы задачки Гилфорда с нормами, полученными на отечественной выборке Л.А. Ясюковой, а также ее авторские задания для оценки вербальной и графической креативности. Все эти экспресс-тесты приведены в диагностико-коррекционном комплексе Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной, средней и старшей школах».

8. Заключение оптимистическое

Итак, можно с уверенностью констатировать, что для решения актуальной задачи развития креативности, как важнейшей способности современного человека, у нас, психологов, есть исчерпывающий психологический инструментарий, что, к сожалению, бывает довольно редко. Инструментарий, который сопровождается подробными руководствами по использованию и дополняется специальными обучающими семинарами.

Остается только им воспользоваться в интересах наших детей, нашей страны и нашего будущего!

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»