Зачастую психологи-консультанты и психотерапевты сосредоточены в своей работе на поиске и устранении причин проблем, с которыми приходит клиент. Кажется максимально важным тщательно описать негативную сторону происходящего, выбрать дисфункциональные эмоции как мишени для изменения и целенаправленно заниматься тем, чтобы исправить те «ошибки», которые есть в восприятии, мышлении и поведении человека. Иногда психологи вообще не уделяют внимания развитию положительных качеств и выявлению сильных сторон личности. На 14-м Саммите психологов в рамках мастер-класса «Позитивные интервенции для расширения границ психотерапевтической работы» психолог, дипломированный специалист в области рационально-эмотивно-поведенческой терапии Сергей Падве рассказал о возможностях объединения рационально-эмотивной поведенческой психотерапии и позитивной психологии в целях расширения границ психотерапевтической помощи.
«...Позитивная психология делает акцент на изучение психологического здоровья и процветания. Концепт — выстраивание позитивных качеств. Теоретическая база - выученная беспомощность, когнитивная модель АВС, модель осознанного (выученного) оптимизма, концепт PERMA, VIA (ценности в действии). В концепции выученной беспомощности интересно, что Селигман и Маерсом, с которым они разрабатывали эту концепцию, в дальнейшем выяснили, что беспомощность является базовым состоянием человека и уже в процессе развития человек обучается контролю. Либо он понимает и готов брать контроль над ситуацией, либо не готов. Но по привычке мы используем термин «выученная беспомощность».
Если мы стремимся помогать клиентам с помощью позитивной психологии, требуются позитивные интервенции — это основной терапевтический метод воздействия. В этой модели акцент на том, как сделать так, чтобы стало лучше, без поиска и интерпретации причин плохих событий.
Концепт PERMA стал результатом серьезных исследований того, что такое счастье. На огромной выборке (исследование до сих пор продолжается) были выявлены факторы, наиболее значимые для восприятия себя в контексте «мне хорошо», «моя жизнь благополучна», «я счастлив».
PERMA (positive emotions, engagement, relations, meaning, accomplishment):
Позитивные эмоции — я субъективно чувствую себя счастливым, когда в моей жизни есть позитивные эмоции.
Вовлеченность/поток — большинство людей, которые чувствуют себя счастливыми, рассказывают о себе, как о людях, которые способны вовлекаться в процессы, входить в так называемое «потоковое состояние»; у них есть что-то, что им очень нравится и во что они готовы с удовольствием вовлекаться.
Отношения — большинство счастливых людей рассказывают о себе, в том числе, и через свои отношения с друзьями, партнерами, близкими и т.д.
Смысл и цель — экзистенциальное понимание того, зачем и для чего я живу. Этот фактор наиболее значим.
Достижения — большинство счастливых людей описывают себя, в том числе, и через те успехи, достижения, которые у них есть.
Дополнительный фактор — здоровье, но он все же не набрал достаточное количество баллов, чтобы попасть в акроним PERMA.
Эта концепция сама по себе дает базу для позитивных интервенций. Если мы знаем, что есть пять научно-обоснованных факторов, которые определяют счастье и благополучие, терапевтам важно понять, как у нашего клиента обстоят дела с каждым из этих факторов.
Что с положительными эмоциями? Если их нет, мы можем спросить: «Что тебе нравится? Почему ты этим не занимаешься? А давай-ка попробуем!». Вовлеченность — разговор о работе, хобби, интересах. Если их нет, можно выяснить, чем клиент раньше занимался, было ли у него когда-то ощущение вовлеченности. Предложить: «Давай попробуем выстроить активности, что-то поделать, вдруг что-то из этого тебе очень понравится!» — так мы создадим источники вовлеченности, условия для потокового состояния. С отношениями все ясно: для терапевтов принципиально понять, что у человека с личной жизнью, как он общается. Вполне возможно, что у него есть нехватка социальных навыков, можно их давать...»:
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать