18+
Выходит с 1995 года
24 декабря 2024
«Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи»: доклад Михаила Решетникова

Михаил Михайлович Решетников выступил с докладом «Не-отрефлексированные вызовы современной эпохи» во время панельной дискуссии «Страхи и Надежды Человечества... Психология спасет мир?» на Санкт-Петербургском саммите психологов. Михаил Михайлович – доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, президент МОО «Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии».

Печальный итог моей попытки самообразования

«Начну с моей попытки изучения рейтингового списка 100 самых влиятельных духовных лидеров современности. Приведу данные из Интернета, со ссылкой на солидное английское издательство. На первом месте Далай-лама, из остальных 99 знаю только троих: Пауло Куэльо, Питера Рассела и Станислава Грофа. Имена остальных не говорят ни о чем. 

Нашел в Интернете раздел «Духовные лидеры прошлого». Оказывается, что в политике – это Черчилль, Рузвельт, Мандела и Тэтчер; в бизнесе – Рокфеллер, Форд и Джобс; в культуре – модный художник Уорхол, Дж. Леннон и Майкл Джексон; а на военном поприще – Александр Македонский и Наполеон. 

Можно было бы сделать комментарии и выводы, но они и так очевидны.

Когда это началось?

Еще в 1960-е годы Виктор Франкл констатировал распространение в самых широких слоях населения утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает уровень депрессивности, наркоманий, алкоголизма и агрессивности. Как известно, на протяжении последующих десятилетий этот прогноз подтверждался и становился все более удручающим. 

В начале 2000-х состоялась протяженная дискуссия питерских ученых, и ее участники пришли к выводу, что смыслы жизни не находятся, а привносятся –выдающимися мыслителями, такими как Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Гоббс или даже Маркс и Ганди. Кроме того, коллегами было обосновано, что смыслы появляются только тогда, когда у каждого конкретного человека есть какая-то благая (пусть даже иллюзорная) цель, которая выходит далеко за рамки его повседневного существования и объединяет его другими людьми. 

Есть ли у нас как у Человечества или хотя бы как у граждан конкретной страны такие идеи и цели? Неужели мы все пришли в этот мир только для того, чтобы вдоволь поесть, сделать модную прическу или тату, заработать на новые джинсы, новый смартфон, новую квартиру, машину или дачу? Есть ли где-то выдающиеся мыслители современности, идеи которых способны объединить нас всех? 

Куда ведет идеологический вакуум?

Понятие идеологии сейчас стало некой табуированной темой. И некоторые считают, что сейчас нет никакой идеологии. Это не так (к этому тезису мы еще вернемся). Но вначале о роли идеологии. Во-первых, у любой идеологии есть две главных функции: 

1) она должна быть объяснительной системой, направленной на сглаживание всегда существующих социальных противоречий; 

2) она должна придавать смыслы повседневному бытию и объединять этими смыслами всех граждан хотя бы в рамках отдельной страны. 

Такая идеология была у советских людей – безусловно, иллюзорная и последовательно дискредитированная в процессе коммунистического строительства, но была! Сейчас (казалось бы) нет такой идеологии. 

Одновременно с этим большинство социологов и даже политиков, включая нашего вице-премьера, констатируют, что противоречия в обществе, расслоение по материальному статусу и духовным основам единства общества нарастают. 

В целом, нужно признать, что такие процессы характерны не только для России, а для всего мира, где постепенно все большую популярность набирают идеи справедливости и борьбы с несправедливостью. 

Фактически же, эта борьба ведется против новой – никем не провозглашенной, но активно действующей идеологии, а именно – против предельно извращенной либеральной идеи. Если сформулировать ее смысл кратко – это безудержная конкуренция, борьба всех против всех, сакрализация материального успеха и товарный фетишизм. 

Великие гуманисты ужаснулись бы такому итогу частного предпринимательства, свободной конкуренции и демократии, все более явно трансформирующейся в демократизм. 

Демократические принципы подменены правилами, которые диктуют несколько самых сильных игроков современной политической сцены. А в последние десятилетия не только граждане, а целые страны и народы присутствуют при этом в качестве статистов.   

Никем не замеченное событие

В 1960-е произошло одно чрезвычайно интересное, но почти никем не замеченное событие. До середины ХХ века все развитие Человечества шло по пути гуманизации межличностных и межгосударственных отношений в соответствии с идеями, провозглашенными уже упомянутыми выдающимися мыслителями. 

При этом никто из этих мыслителей не занимал никаких высоких постов: они не были министрами, царями, королями или президентами, но министры, монархи и президенты прислушивались к их идеям, принимали их идеи и реализовали их в своей политике. 

И вдруг в середине ХХ века происходит качественный сдвиг: право провозглашать новые идеи от выдающихся мыслителей переходит исключительно к первым лицам экономически мощных государств, которые вовсе не обязаны быть выдающимися мыслителями и обычно принадлежат к личностям лидерского (агрессивного) типа. Они достигают своих высоких положений в результате непримиримого политического соперничества и борьбы и сохраняют установку именно на такой тип поведения, именно на такой тип межличностных и межгосударственных отношений.

Куда ведут и куда приведут нас эти лидеры современности?

Что мы имеем в итоге?

Только перечислим несколько основных маркеров современной эпохи. Нарастающий социальный пессимизм и погружение в мир фантазий и иллюзий, что особенно ярко демонстрирует современный кинематограф. Неопределенность будущего – нет никаких социальных проектов, которые могли бы объединять социум и его обращенность в общее будущее. 

Развитые страны стали жить богаче и комфортнее, но не осмысленнее.

В целом, забота политических и государственных лидеров о том, чтобы все были накормлены и согреты, мало отличаются от задач, решаемых в животноводстве. Активно пропагандируемый на всех уровнях лозунг политкорректности последовательно маскирует качественно иной социальный феномен – дефицит социальной ответственности большинства политических лидеров. 

Мы почти как в нашем недавнем прошлом говорим одно, думаем другое и делаем третье. 

Всеобщий ориентир прошлых веков – образованность и культура как основа общественного признания – сменился стремлением к материальному успеху при минимизации моральных принципов его достижения (практически во всех сферах, включая науку). Как справедливо отмечал В.Ф. Петренко: «На смену творцам и мыслителям, занятым служением науке, приходят «специалисты» и профессионалы, имя которым – легион, занятые обслуживанием клиента». 

Мы боимся ответить на основной вопрос современности: «Что происходит?», потому что знаем ответ: «Культурная и нравственная деградация». 

Не будем затрагивать вопросы выживания стран и народов в условиях глобального изменения климата и эпидемий, так как это отдельная, самостоятельная и самая трагическая тема, где этическая составляющая будет постепенно выхолащиваться, а ряд оставшихся за пределами академической науки сущностей человека проявятся в их первозданном виде.   

Мы боимся осознавать бессмысленность технического прогресса и экономического роста в том виде, как они есть, и в том направлении, в котором они идут. Куда мы идем? И зачем? Есть хоть какой-то осмысленный образ будущего? 

Как уже отмечалось, смыслы человеческого бытия стали исчезающей категорией как обыденного, так и научного знания. Мы долго надеялись, что после технократического и прославившегося двумя мировыми войнами ХХ века придет более наполненный гуманитарными идеями XXI, но ожидаемого преобразования человека разумного в человека мудрого не произошло.

Тем не менее, я остаюсь оптимистом, и в заключение хотел бы повторить известное изречение З.Фрейда: «Голос разума негромок, но он заставляет себя слушать. Царство разума далеко, но не недосягаемо далеко».

Научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии НИУ ВШЭ Вадим Артурович Петровский ответил на вопрос, заданный Михаилом Михайловичем в докладе: «Вы спросили: «Есть ли сейчас властители умов, которые могут объединить всех?». Этого нет и не может быть по определению. Не может быть объединяющего всех властителя умов: властитель умов надо мной и мой ум – вещи трудно совместимые… Речь идет не о том, чтобы у нас формировалась идеология, а о том, чтобы у нас формировалась идеодиологика, чтобы мы имели возможность друг друга слышать, быть в поле взаимодействия, когда не будет появляться над нами властителя умов».

Михаил Решетников высказал свою точку зрения: «Я сторонник того, что идеология должна быть и она должна транслироваться на всех уровнях, впитываться «с молоком матери». Это, конечно, должна быть идеология гуманизма – межличностного и государственного. Властители дум у нас есть по-прежнему, но они оказались инкапсулированы в нашей узкой среде. Аристотель, Платон, Локк, Гоббс, Руссо, Вольтер – это властители дум, которые определяли жизнь на всей планете».

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Григорьевич Асмолов поделился с коллегами опасениями:

«Поддерживая поиск ценностных систем отсчета, я чувствую антропологические риски, когда мы иногда занимаемся подменой понятий и либеральную гуманистическую идеологию Корчака, Франкла и других спутываем с либеральными играми, за которыми стоит только рыночная экономика».

Заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Александрович Реан отметил: «Послушав дискуссию, я думаю, что коллеги намечают слишком простые и неадекватные выходы. В таком подходе мы начинаем впадать в тенденцию панпсихологизма: независимо от того, какие социальные условия, кто и как руководит, все проблемы можно решить на индивидуальном уровне. Сейчас мы не предложим решения, или они будут поверхностными. Ни 15, ни 30 минут нам не хватит, чтобы эти вопросы понять и решить. Но нужно поставить задачу, что действительно надо отрефлексировать эти вещи и смежные вопросы».

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Психокоррекция нарушений пищевого поведения
    08.10.2020
    Психокоррекция нарушений пищевого поведения
    «Говорить, что для того, чтобы похудеть нужно меньше есть и больше двигаться, – это то же самое, что говорить человеку, который находится в состоянии глубокой депрессии: “Улыбнись, и все пройдет!”», – считает Валерий Ромацкий…
  • Новые рубежи психотерапии: практика осознавания потенциала
    28.09.2020
    Новые рубежи психотерапии: практика осознавания потенциала
    «Наша задача заключается не в борьбе с симптомами, а в создании условий, чтобы потенциал человека раскрывался в процессе терапии, он становился более реализованным существом, вырастал за пределы старых адаптаций», – подчеркнул Игорь Канифольский…
  • «Коронавирус: вызовы личности, обществу и государству»
    23.06.2020
    «Коронавирус: вызовы личности, обществу и государству»
    «Мы столкнулись с цифровым вызовом, на который более успешно отвечают те, кто стремится помочь другим», – отметил Тимофей Нестик в докладе на Санкт-Петербургском саммите психологов, в котором поделился результатами исследований влияния коронавируса…
  • Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной
    15.06.2020
    Экзистенциальный оптимизм и пессимизм: доклад Наталии Гришиной
    Наталия Гришина, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии СПбГУ, рассказала, почему пандемия коронавируса – это экзистенциальный кризис и какие поводы для оптимизма можно найти в этой ситуации…
  • Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    25.09.2019
    Дистантная психотерапия: вызовы и границы
    «Мне очень легло то, что говорил Александр Асмолов о ремесле. Я не могу принять разговоров о научной психотерапии или об искусстве психотерапии. Для меня психотерапия – это ремесло, использование коммуникации для помощи обратившемуся человеку в решении его проблем. В этом смысле – она очень широкая, поэтому, когда я буду говорить «психотерапия», наверное, удачнее было бы говорить «психологические практики». Так что под «психотерапией» будут использоваться психологические практики, но с некоторым налетом того, что мне кажется уместным отнести к любой психотерапии: что не экзистенционально, то не психотерапия...»
  • А.Г. Караяни: «Поколение СВО — психологический актив созидания будущего России»
    22.08.2024
    А.Г. Караяни: «Поколение СВО — психологический актив созидания будущего России»
    «Абсолютному большинству ветеранов боевых действий требуется не помощь психиатра, а наша, психологическая, поддержка, не лечебно-реабилитационные, а реадаптационные формы социально-психологического вспомоществования».
  • Формула счастливой организации: от любопытства к мудрости
    13.08.2024
    Формула счастливой организации: от любопытства к мудрости
    Т.Ю. Базаров: «Если изначально во главу организационных ценностей поставлены уважение, внимание, доверие, и они приняты всеми сотрудниками компании, то в повседневной жизни остается лишь их поддерживать и распространять среди новичков, клиентов и партнеров».
  • И.К. Кудло об опыте оказания психологической помощи в приграничном регионе
    08.08.2024
    И.К. Кудло об опыте оказания психологической помощи в приграничном регионе
    Мастер-класс «Когда тревоге нельзя сказать: "Стоп!". Эффективные методы оказания психологической помощи взрослым и детям, проживающим в условиях хронического стресса и повышенной тревоги в приграничном регионе» провела на Саммите психологов коллега из Курска.
  • Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    30.07.2024
    Д.А. Леонтьев: «Саморегуляция, цивилизация и дифференциальная антропология»
    «Характерный диагноз нашего времени — это уже не депрессия, а скорее зависимость. Зависимость — это слом саморегуляции, замена саморегуляции принудительным регулированием внешними стимулами и внутренними импульсами».
  • Правила хорошей группы. Полезный участник сообщества, какой он?
    30.06.2024
    Правила хорошей группы. Полезный участник сообщества, какой он?
    К.В. Павлов: «Я размышлял, что мы можем добавить к правилам хорошей группы для тех психологов, которые не очень уверены в том, чем могут быть полезны в группах, в сообществах».
  • А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    20.06.2024
    А. Асмолов: «Кризис как тест на психологическую совместимость»
    В ходе доклада на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов проф. А.Г.Асмолов подчеркнул: «Триада ценностей, которые я предлагаю как код культуры психолога: ценность другого, ценность общего дела и ценность выбора. Без этих трёх ценностей нет развития»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»