18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024
М. Решетников: «Правовое положение сожительницы достаточно неуютное»

Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов на встрече с участниками православного сообщества «OrthodoxBRO» сказал: «У нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что «я бесплатная проститутка», поэтому говорят: у меня гражданский брак». Также священнослужитель отметил, что в России замужних женщин якобы на миллионы больше, чем женатых мужчин. «Как так может быть? Да очень просто: те мужчины, про которых говорят, что они женаты гражданским браком, они не считают их за жен, это просто временная утеха», – объяснил он. Высказывание священнослужителя вызвало резонанс в обществе.

«Психологическая газета» попросила Михаила Михайловича Решетникова, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук, профессора, прокомментировать ситуацию.

Как Вы считаете, существует ли тенденция у мужчин в незарегистрированном браке считать себя свободными, а у женщин – считать себя замужними? 

Мужчины, живущие в незарегистрированном браке, особенно, если он краткосрочный и окончательное решение пока даже не обсуждается, склонны считать себя свободными, и очень редко именуют своих ситуационных или временных «половин» женами. А девушки, наоборот, уже через год совместного проживания обычно (чаще только в общении с подругами) начинают использовать термин «мой муж». Это психологический феномен: статус замужней женщины остается более привлекательным и более высоким, чем тот, к которому их обычно относят в полицейских сводках – «сожительница». Возможно, при переписи населения такие мужчины и женщины по-разному характеризовали свое семейное положение. Вторая причина – отсутствие национально и регионально адаптированного законодательства. Насколько помню, в одном из наших регионов в свое время был принят республиканский закон, позволяющий иметь несколько жен. Закон тут же отменили решением федерального центра. Я это оцениваю, как некую страусиную позицию: многоженство в этом регионе, да и в некоторых других, как было, так и существует. Напомню также, что несколько лет назад по Питерскому телевидению было интервью с несколькими питерскими девушками (в том числе – этническими русскими), которые добровольно приняли ислам и стали вторыми и третьими женами – и не где-то там далеко, а в родном Петербурге. Не знаю, как сложилась их судьба, но все они были довольны своими незарегистрированными браками, заботой мужей, своими детьми, материальными и жилищными условиями.

В школах уже давно ввели сексуальное воспитание, но школа почти утратила функцию духовного воспитания. В итоге молодые люди в ряде случаев путают любовь и секс. Это, безусловно, взаимодополняющие сферы человеческих отношений, но ни в коей мере не синонимы. Любовь может быть и без секса; а про секс без любви можно было бы даже не упоминать, если бы его доступность не стала в последние десятилетия запредельно высокой. И это еще один фактор, не способствующий брачным отношениям.

Семья немыслима без любви, а любовь имеет множество форм и проявлений. Любят не за что-то, а просто так, чаще всего не имея возможности даже самому себе объяснить – за что? Если любишь за что-то – это уже другая любовь, я бы сказал – условная. И таких условных «любовей» становится все больше, потому что у него или у нее есть квартира, потому что есть бизнес, потому что есть связи и т.д. Есть еще одно относительно новое явление: брачного партнера стали выбирать (с надеждой, что «стерпится-слюбится») из представителей своего сословия. Звучит необычно, но сословное деление в российском обществе как-то незаметно состоялось, хотя и не признается официально.  

Но как раз эта «условная любовь» оказывается наиболее уязвимой, как только она сталкивается с реальной любовью, которая, как писали поэты, «нечаянно нагрянет». И тогда уже ничто не может остановить – ни длительность брака, ни наличие общей собственности или общего бизнеса и детей.

Почему, на Ваш взгляд, люди выбирают совместную жизнь без регистрации отношений? 

Здесь также можно назвать много причин. Еще не определились, что это – любовь или влюбленность? Еще приглядываются друг к другу – а можно ли с ним/ней прожить всю жизнь? Считают себя еще психологически не готовыми к браку. Некоторые даже при влюбленности не видят в своем партнере потенциального отца или мать своих детей. Нет материальной стабильности. Не чувствуют у себя готовности принять ответственность за другого человека, а брак – это всегда ответственность.

Некоторые отшучиваются: «Не хотим портить статистику числом разводов». Многие молодые люди от 18 и до 30 даже не задумываются о браке и выбирают жизнь вдвоем для реализации своей сексуальности и снижения расходов на аренду жилья.  

Я недавно готовил сообщение для одной из конференций по этой же проблеме, поэтому пришлось просмотреть несколько сайтов с брачными объявлениями. И неожиданно для себя обнаружил, что нарциссический сдвиг в социуме, который отмечают и психоаналитики, и психиатры, там представлен в полной мере. И женщины, и мужчины при весьма скромных внешних, образовательных и социальных данных (а в некоторых объявлениях просматриваются и другие весьма скромные характеристики) предъявляют самые высокие требования к потенциальным брачным партнерам – их внешности, телосложению, образованию, доходам, отсутствию вредных привычек, предшествующих браков и детей, проблем с жильем и т.д. Из психологических качеств в таких объявлениях чаще всего упоминается наличие чувства юмора, умение заботиться о супруге, окружать ее/его вниманием и заботой. Объявлений с указанием, что кто-то готов взять на себя заботы о ком-либо, крайне редки. Я бы определил это как потребительское отношение к браку… 

Кризис института семьи – это всемирная проблема, и, к счастью, Россия в этом отношении пока далеко не на «призовых позициях». Тем не менее, если десять лет назад в России разводилась каждая третья супружеская пара, то сегодня — каждая вторая. 

Эта статистика, конечно, неполная, так как распад гражданских браков (а у некоторых за жизнь они случаются и пять, и семь раз) нигде не фиксируется... Эта ситуация вызывает беспокойство во всех странах, но как ни стараются властные структуры, традиционных крепких браков становится все меньше. Называется масса причин такой печальной динамики: экономические, нравственные, религиозные, однако явно многого не договаривается. Среди основных причин в России обычно упоминаются алкоголизм, физическое и психическое насилие в семье, потеря интереса супругов друг к другу, измены. Если обратимся к опыту других стран, который не во всем применим к России, то учеными были установлены несколько существенных фактов, которые влияют на устойчивость и зарегистрированных, и незарегистрированных, и церковных браков, в частности:

  • инициаторами разводов чаще становятся женщины, так как система государственных пособий позволяет им легко обходиться без мужей (это пока точно не о нас);
  • во всех развитых странах женщины стали массово отказываться от карьеры домохозяек и стараются делать карьеру наравне с мужчинами, отказываясь от материнства или откладывая детей на неопределенный срок (думаю, все помнят известное выражение Шарля Огюстена Сент-Бева, чем наполняется дом, если он не наполняется детскими голосами);
  • в ряде исследований отмечается, что чем выше финансовая независимость супругов друг от друга, тем менее прочными становятся узы брака, а также то, что разводы в семьях с низким уровнем образования встречаются намного чаще.

В качестве дополнительного фактора отмечается, что росту числа распадов зарегистрированных браков способствует та легкость, с которой суды проводят эту процедуру, а также отсутствие позитивного образа будущего. Последний фактор, думаю, является основным в формировании движения Child-Free. 

Как влияет сожительство без официального брака на психическое состояние людей? 

Брак может быть счастливым или, наоборот, несчастным, независимо от того, в какой форме он заключен или существует. Но, конечно, как я уже отмечал, женщина в таком браке прямо или косвенно оказывается не в лучшей ситуации. Ее правовое положение «сожительницы» и правовое положение нажитых в неофициальном браке детей достаточно «неуютное», а будущее неочевидно.  

Как Вы относитесь к заявлению протоиерея Дмитрия Смирнова о положении женщин в гражданском браке?

Я думаю, эта фраза была брошена необдуманно и прозвучала оскорбительно. Причем, не только для жен, но и для «девушек с низкой социальной ответственностью». Кто формирует последнюю группу? Безработные, незамужние с маленькими детьми, определенная часть работающей бедноты и беднейшая часть студенческой молодежи. Мой английский коллега приводил данные, что до 30% сферы сексуальных услуг в Лондоне формируют студентки и студенты – выходцы из стран третьего мира, так как по-другому в Лондоне им просто не выжить, ведь нужно еще оплачивать обучение. Поэтому не надо думать о них плохо или считать, что они бесконечно предаются неким утехам. У меня были пациенты из этой группы. Они ненавидят свою работу, а нередко тайно даже презирают тех, кто обращается к их услугам. Это не гетеры в шикарных нарядах и апартаментах. И это не та жизнь, о которой они когда-то мечтали. А по поводу сравнения гражданских жен с бесплатными представителями другой социальной группы, было хорошо сказано в фильме «Интердевочка»: «Что ты, Таня, жена всегда стоит дороже».

Тему обсуждают:
Лев Щеглов: «Разве такая правокация способствует росту рождаемости?».
Артур Реан: «54% старшеклассников положительно относятся к гражданскому браку».
Сергей Бабин: «Не РПЦ учить общество морали».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»