Педагогов, бизнес-тренеров, специалистов по работе с персоналом объединяет общая задача – сформировать сплочённую команду, готовую решать общие проблемы. Аппаратурная методика «Арка» помогает оценить эффективность совместной деятельности, стрессоустойчивость, психологический настрой группы, изучить вопросы лидерства, повысить сплочённость.
Сергей Васильевич Сарычев, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Курского государственного университета, соавтор методики «Арка», поделился опытом, как с помощью неё проводить диагностику социально-психологического потенциала группы. На мастер-классе, который состоялся на VI Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки…», Сергей Васильевич рассказал о возможностях аппаратурной методики:
«Методика выявляет организованность группы – отражает способность группы к деловой интеграции для оптимального решения общегрупповой задачи, способность группы самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности и сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий ее участников.
С помощью «Арки» можно диагностировать надежность группы. Это интегральное качество группы, актуализирующееся в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности. Ее показатели – результативность, взаимодействие, согласованность действий. Также методика показывает ориентировочную основу совместной деятельности группы – совокупность групповых процессов и состояний, предваряющих и направляющих исполнительную часть совместной деятельности.
В методике заложено сочетание эвристик с алгоритмическими способами решения задачи. Реализован и результат, и процесс совместной деятельности, имеется обратная связь, а значит, возможность активно влиять на процесс совместной деятельности.
«Арка» как методика выявления лидеров позволяет идти к новому пути формирования команд – на основе лидера, который определяет лицо группы.
В группе должны быть разные лидеры – стратегический и тактический. Стратегический лидер выявляет обязанности, ставит общие задачи, а тактический решает, кто что будет делать и в какой последовательности. Стратегический и тактический лидеры хорошо дополняют друг друга. Но в некоторых группах борьба за первенство при работе с «Аркой» может доходить до серьёзного конфликта. Особенно это проявляется в группах с асоциальной или даже антисоциальной направленностью. Один из принципов изучения групп заключается в том, чтобы брать полярные группы. И наши коллеги брали не только группы передовиков, активистов или хороших школьников, но и группы из воспитательно-трудовой колонии. «Арка» вытаскивает то, что есть в группе, за счёт моделирования. Проявляются конфликты между лидерами, появляется «козёл отпущения». Конфликт – это индикатор проблем: внутриличностных, внутригрупповых, межгрупповых. И мы как психологи должны эту проблему изучать.
Я вижу потенциал методики в том, что «Арка» может служить хорошей основой для формирования команд. Если команда создаётся под определённый проект, мы хотим проверить совместимость, сработанность членов этой команды, то «Арка» подходит, чтобы на этапе формирования отобрать в команду неконфликтных людей.
«Арка» востребована в футбольных командах, в воинских частях, в подготовке педагогов».
Полную версию мастер-класса Сергея Васильевича Сарычева смотрите в видео.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать