Международный съезд психологов «Гардероб личности: маски и роли», прошедший в Москве 19 ноября 2019 года, претендует на звание «Событие года в жизни сообщества» в Национальном конкурсе «Золотая Психея». Целью съезда было показать специалистам, студентам и населению все грани исцеляющего театра в психологической, психотерапевтической и педагогической практике. Программа включала теоретическую и практическую части и два тематических направления – «Театр в психологии, педагогике и медицине» и «Театр как искусство».
На съезде психологов «Гардероб личности: маски и роли» выступала с докладом «Что для меня театр?» врач-психиатр, психотерапевт, доцент кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения РФ, кандидат медицинских наук Инга Юрьевна Калмыкова. Публикуем текст ее выступления о терапевтической эффективности реалистического психотерапевтического театра М.Е. Бурно на качество жизни пациентов:
«Реалистический психотерапевтический театр-сообщество – это особенная частица Терапии творческим самовыражением, основателем которой является профессор Марк Евгеньевич Бурно (ТТСБ).
Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно – российский самобытный психотерапевтический метод-школа для помощи диагностически разнообразным пациентам с хроническим болезненным переживанием своей неполноценности, несостоятельности (дефензивности) и душевно здоровым людям с дефензивными переживаниями в пределах здоровья. Метод относится к клинической психотерапии. Он официально принят на государственном уровне и тесно связан с известным в мире психотерапевтическим приемом Терапия творчеством (Creative therapy), но по своему существу качественно от него отличается. Отличается тем, что ТТС проникнута клиницизмом – клиницизмом Гиппократа. Она неотделима от клинической классической психиатрии и всей медицины.
Реалистический психотерапевтический театр-сообщество «…по-своему сложный, но и празднично-светлый театрально-психотерапевтический метод внутри метода-системы ТТС» (М.Е. Бурно) стал инструкцией по решению самого сложного из существующих кроссвордов – кроссворда человеческой души, в которой так много уголков, изгибов, белых пятен и, наоборот, затемнений и тайн. Марк Евгеньевич Бурно не только показал, как можно и нужно помогать эндогенно-процессуальным пациентам с хронически-депрессивными расстройствами профессиональной любовью и душевной теплотой, искренностью и пониманием, дорогой творческого вдохновения как высшим состоянием духа, но и открыл еще один смысл понятия «театр» в современной жизни. В своей книге о театре он обобщил свою работу и приоткрыл дверь в его «кухню», на которой вот уже на протяжении 10 лет нахожусь я, являясь руководителем и режиссером Театра.
Суть театрального метода в том, чтобы помочь психиатрическим пациентам стать, по возможности, более или менее, одухотворенными самими собою с посильной пользой для себя и других, в целительном исполнительском творчестве. «Когда человек совершает что-то творчески, т.е. по-своему, и во имя Добра (а творчество есть созидание), то оживляется его душевная – духовная особенность – индивидуальность, отступает тягостная тревожнодепрессивная каша – неопределенность в душе, и все это неизменно сопровождается светлым подъемом (творческим вдохновением), в котором живут вместе и Любовь и Смысл. Через создание творческого стиля жизни – жизни сообразно своей природе, пациентам можно помочь приобрести ощущение ее смысла» (Бурно М.Е.).
Моя задача, как психотерапевта-режиссёра – помочь психиатрическим пациентам приспособиться к жизни среди здоровых людей, а вместе с тем, отделиться от обычного непонимания их здоровыми.
Расскажу об основных особенностях нашего театра.
1. Важно здесь тёплое, дружеское, сердечное отношение психотерапевта к пациентам-актёрам, собирающее, упорядочивающее их разлаженный аффект. При этом, в отношениях психотерапевта и пациента, конечно же, остаётся известная нам профессиональная дистанция (профессиональная любовь, люблю как врач страдающего человека, дабы ему помочь, оживить его индивидуальность своею собственной). Звучание тепла, сердечности, земной любви должно быть и в текстах специальных лечебных произведений для репетиций и выступлений. Именно любовь (творческое вдохновение, в котором человек особенно ясно и радостно чувствует себя самим собою для другого человека) психотерапевтически высвечивает и укрепляет границы своего «Я», своей личности, что является важнейшим в реабилитационном повышении, просветлении душевного качества жизни психиатрического пациента. «Не бойтесь любить, – говорю я своим пациентам. – Вы же защищены от зрителей театральной ролью, а от света в душе будет только больше душевной ясности и смысла».
2. Наша клинико-психотерапевтическая режиссура соединяет клиницизм и самобытный российский реалистический театр. В основе большинства постановок Театра – специальные психотерапевтические произведения, которые своими художественными образами отправляются от клинической картины страдания, от характерологической почвы, от врачебного мышления, дабы помочь человеку. Это такой же психотерапевтический способ помощи, как психотерапевтические беседа, сеансы гипнотические, внушение и самовнушение, сеанс музыкотерапии и т. п.
3. В нашем театре мы неустанно повторяем, что у нас не театральный кружок, это не режиссура по Станиславскому и М. Чехову. Мы преподаём наше, психотерапевтическое, а не театрально-режиссёрское. Пациенты-актёры учатся чувствовать в игре своими чувствами, учатся ценить свои душевные страдания и расстройства, в результате чего они становятся яснее сами себе. Театр дает пациентам возможность попробовать-потренироваться-поучиться под маской игры почувствовать себя здоровыми среди здоровых.
4. Театр становится для пациентов (с их слов) своеобразным сообществомпристанищем отдушиной-общиной, настоящим, душевным, духовным домом. И репетиции, и выступления – это прочувствованная радость быть вместе с такими же страдающими людьми, лучше и тоньше понимающими друг друга.
5.Настоящий целительный праздник для пациентов – это их выступления, концерт или спектакль. Наши концерты не есть что-то развлекательное. Это лечение со сцены.
6. Наши сценические постановки, спектакли наглядно показывают не столько актёрскую игру, сколько реальную жизнь страдающих депрессивных людей, которые, не смотря на душевную их разлаженность, отличаются тонкостью, философичностью, глубокими этически-нравственными переживаниями, задумываются о смысле жизни и смерти, о смысле любви. Пациенты играют самих себя и проживают свойственные им переживания: свою неловкость, тревоги, сомнения, страхи, деперсонализацию, ипохондрию и др. и начинают немного принимать их, посмеиваться над ними, и понимать красоту и человечность лучших свойств своей души.
В лечебном творчестве мастерство, техника игры, даже костюмы не является главным. Здесь главное – человечность, любовь, сострадание, умение быть творчески собой и помогать себе и людям. Этим творчеством лечатся пациенты и передают зрителям целебное воздействие творчеством. Играют психотерапевтически, для себя и зрителей».
Перейти к проекту «IV Международный съезд психологов "Гардероб личности: маски и роли"»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать