18+
Выходит с 1995 года
23 декабря 2024
Будущее в антропологической оптике: психологи на Гайдаровском форуме

15 января в рамках Гайдаровского форума «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» состоялся Научный салон в режиме открытого диалога «Антропология будущего: эволюционные вызовы».

Автор идеи Научного салона, директор Школы антропологии будущего Александр Асмолов описывает концепцию встречи несколькими тезисами: «Представление о будущем трансформирует наше настоящее и прошлое: утопии и антиутопии как плоды социального воображения меняют образы мира и модели поведения в повседневности. Запрос на прогнозирование будущего в ситуации эволюционных вызовов неопределенности, сложности и разнообразия возникает в «сетевом столетии» на фоне роста страха потери смысла жизни: по данным социологических опросов, этот страх стал большей угрозой, чем страх смерти. Парадокс ХХI века — это парадокс массового запроса на уникальность. Все эти и другие факты находятся в фокусе антропологической оптики, в том числе таких междисциплинарных проектов, как «Новая антропология культуры» и «Школа антропологии будущего».

Участникам научного салона были предложены к обсуждению следующие темы:

  • Страхи будущего как проекция рисков настоящего.
  • Механизмы непредсказуемости в развитии науки и культуры.
  • Преадаптация индивида как цена за развитие вида.
  • Культурно-историческая память как предвидение.
  • Феномен самосбывающихся пророчеств.
  • Выход за рамки рациональных моделей понимания человека и адаптивных моделей эволюции.
  • Разум как незавершенный проект.

Что дает антропологическая оптика?

Открывая встречу, директор Школы антропологии будущего Александр Асмолов заметил: «После Карла Поппера только ленивый не говорит об оппозиции "открытое - закрытое общество"». И напомнил уточнение этой идеи, предложенное Ириной Прохоровой: открывающиеся и закрывающиеся общества. Александр Асмолов подчеркивает значение этой динамики, предполагающей «другую интеллектуальную энергетику».

Оживленный интерес к Научному салону и большое число участников в зале, по мнению главного редактора журнала и издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирины Прохоровой, связано с тем, что «неожиданно будущее, образ будущего, способ думанья о будущем и конструирования просто пропало. Разные страны с разными политическими системами, степенью развитости и так далее одинаково жалуются: куда делось это самое будущее? А без образа будущего, как мы с вами понимаем, ни индивидуальный человек, ни государство выстраивать стратегию жизни не может».

В продолжение дискуссии Александр Асмолов подчеркивает: «Что дает антропологическая оптика? Она помогает нам выскочить за рамки стереотипов. Антропология будущего дает увидеть уникальную возможность множества вариантов видения, увеличивает чувствительность к разнообразию.»

В рамках Научного салона «Антропология будущего: эволюционные вызовы» на Гайдаровском форуме выступили:

  • Dace Dzanovska, Associate Professor in Anthropology of Migration Centre on Migration, Policy and Society Institute of Social and Cultural Anthropology University of Oxford (Даце Дзеновска, профессор антропологии миграций в Оксфорде)
  • Евгений Ивахненко, доктор философских наук, профессор факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России
  • Сергей Ениколопов, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего
  • Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН
  • Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего

«Нет другого будущего, кроме будущего свобоного рынка»

Даце Дзеновска утверждает, что западный мир не видит другого будущего, кроме будущего свобоного рынка. В своем выступлении она ссылается на работы Иммануила Канта — в ответ Александр Асмолов напоминает: помимо универсализма Канта сущетвует индивидуализм культурно-исторической теории.

Нерв нашей современной жизни

Евгений Ивахненко продолжает затронутую в начале встречи тему закрытого и открытого общества в динамическом контексте: «Нет навсегда данного открытого и навсегда данного закрытого общества, а есть продолжающиеся процессы открывания и закрывания... Это как раз и есть нерв нашей современной жизни». Затронутую докладчиком тему горизонтальных связей в социуме продолжила Ирина Прохорова: «Культура горизонтальных связей была в послевоенном советском обществе невероятно развита, что и изменило ситуацию... Поэтому как только пришел интернет, это наложилось на структуру поведенческую и индивидуальную».

«Как не оказаться в обществе сделанных голов?»

В продолжение дискуссии Александр Асмолов напомнил «простой и наглый вопрос», который любил повторять его учитель Алексей Николаевич Леонтьев: «Как не оказаться в обществе сделанных голов?» И напомнил его же ответ: надо заниматься школой — школой, которая создает практики подержки разнообразия... В своем выступлении Сергей Казарновский говорит о школе, гуманизации образования и о важности умения понимать хорошие анекдоты!..

Персональная эхо-камера в глобальной Сети

Сергей Ениколопов напомнил о рисках современного сетевого общества, когда возникает феномен эхо-камеры: люди подбирают свой круг общения, концентрируясь только на нем — в результате они слышат только то, что хотят услышать. Как специалист по агрессии, Сергей Ениколопов пессиместично оценивает перспективы будущего по законам свобоного рынка...

«Сила слабых связей» и цифровая инфраструктура неосознаваемого выбора

Тимофей Нестик в своем выступлении говорит о принципе «силы слабых связей»: «будущее конструируется через включение себя в ковер, в сложную ткань замыслов других людей». «Будущее возникает, когда мы способны преодолеть свой эгоцентризм, —  поясняет докладчик, — когда мы признаем возможность чего-то непредвиденного, чего-то, о чем могут сказать другие со стороны, находясь на обочине...» В продолжение выступления Т. Нестик утверждает, что современный человек пребывает в цифровой инфраструктуре выбора, «которая подталкивает к тем или иным решениям, решениям которое мы все меньше осознаем». Александр Асмолов подчеркнул важность прозвучавшего в докладе вопроса: исправят ли технологические протезы хромающие социальные институты?

«...ай да Пушкин! ай да сукин сын!»

В завершение встречи участники успели задать докладчикам 3 важных вопроса: о совремнных проблемах методологии, о неучастии гуманитариев в принятии важнейших для общества концепций, о соседстве противоположных интерпретаций исторических событий и насилии. И посмотрели видеоролик с детскими рисунками о жизни А.С. Пушкина...

О Гайдаровском форуме

XI Гайдаровский форум «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» состоялся в Москве в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) 15 — 16 января 2020 года. На форум зарегистрировалось около 18 000 участников более чем из 30 стран, его работу освещали порядка 800 журналистов из российских и зарубежных СМИ.

Содержательная повестка форума включала 85 сессий, где признанные российские и зарубежные эксперты, политики и представители бизнеса обсуждали актуальные вызовы, стоящие перед Россией и миром в новом десятилетии. В фокусе внимания участников были вопросы глобальной экономической динамики и социально-экономической политики России, перспективы трансформации рынка труда и развития регионов, цифровая революция и климатический кризис. Как сообщают организаторы, вектор дискуссиям на форуме был задан в ежегодном Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, которое прошло в день открытия форума.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Интервью с Т.Д.Марцинковской о будущем психологии
    29.07.2023
    Интервью с Т.Д.Марцинковской о будущем психологии
    «…давайте слышать друг друга. … чтобы наши разные отрасли и, главное, наши разные школы все-таки начали работать вместе. Без этого мы просто не перешагнем тот барьер, ту стагнацию, в которой, вообще говоря, находимся. Ведь сетевое общество касается и науки».
  • Интервью с Д.А.Леонтьевым о будущем социальной психологии
    28.07.2023
    Интервью с Д.А.Леонтьевым о будущем социальной психологии
    «А что нам, психологам, надо делать… наверно, эту науку беречь, лелеять вокруг себя. Науку в себе лелеять, а не себя в науке. Поддерживать учеников, учиться друг у друга. Наука только через нас может сохраниться, если мы будем нести этот огонечек».
  • Эволюция человеческой психики: горе от ума?
    21.04.2022
    Эволюция человеческой психики: горе от ума?
    В дискуссии приняли участие доктор психологических наук А.Г.Асмолов, доктор биологических наук, доктор филологических наук Т.В.Черниговская, доктор психологических наук М.В.Фаликман, доктор биологических наук В.Е.Дьяконова.
  • Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации
    26.10.2021
    Татьяна Черниговская: ХХI век как испытание человеческой цивилизации
    «Исчезает способность верификации информации. Мы не знаем, чему верить. Современные технологии так роскошны, что они вам сделают копии или подделки. Повсеместное нарушение договорённостей везде и всюду. Все правила игры рухнули, никто ничего не соблюдает»...
  • Когнитивное здоровье: человек будущего — какой он?
    21.10.2021
    Когнитивное здоровье: человек будущего — какой он?
    В дискуссии участвовали заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ, доктор психологических наук, профессор Ольга Карабанова, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ЛФ РНИМУ им. Пирогова, доктор медицинских наук Анна Боголепова.
  • Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
    21.08.2021
    Цифровое поколение и прогнозирование профессионального будущего
    Новая цифровая среда решающим образом определяет направление, содержание и характер развития личности, именно в ней молодой человек активно развивается и созревает, в ней формируются его личностные, когнитивные способности, профессиональные планы...
  • Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
    22.07.2021
    Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития
    Постоянно увеличивается количество времени, которое дети проводят в Интернете: за семь лет доля школьников, ежедневно проводящих в среднем более 5 часов в Сети, выросла почти в семь раз — в 2009 г. таких детей было 8%, в 2016 г. — каждый второй...
  • От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
    07.06.2021
    От обретения смыслов — к созиданию будущего! Что обсуждали на Саммите психологов?
    Саммит психологов начался 6 июня с панельной дискуссии «От рефлексии — к действию! От обретения смыслов — к созиданию будущего!». Ведущие психологи обсудили, нужно ли искать смысл жизни и как психология поможет человечеству в посткоронавирусном мире…
  • Право на неодинаковость: как изменяется современная личность?
    13.04.2021
    Право на неодинаковость: как изменяется современная личность?
    Международная научная конференция «Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст» была посвящена проблемам психологии личности, связанным с вызовами, которые ставит перед человечеством ситуация неопределенности и изменчивости…
  • Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
    05.04.2021
    Гарник Акопов: «Сознание в эпоху глобализации»
    Социальные и психологические последствия того, что скорость глобализации превышает возможности социального и личностного творческого конструирования, обнаруживаются в «изощренной» преступности, наркотизации, депрессии, психосоматических заболеваниях…
  • Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»
    24.02.2021
    Светлана Костромина: «Цифровой мир: ценности и цена»
    «Когда мы задаемся вопросом, что значит быть в цифровом мире, в его оптику попадают не достоинства и ограничения цифровой среды, а эпохальная уместность цифрового бытия человека», — отмечает Светлана Николаевна Костромина…
  • Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
    12.11.2020
    Ситуационное моделирование как способ преадаптации личности в меняющемся мире
    «Человек ничего не слышит, если ему запрещено говорить. Он начинает слышать, если ему позволяется высказать свое мнение или задать вопрос. И неважно, воспользуется он этой возможностью или нет», — настаивает проф. Т.Ю. Базаров...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»