18+
Выходит с 1995 года
26 декабря 2024
Анна Кругликова изучила речевую самооценку детей

Педагог-психолог высшей категории, сертифицированный гештальт-консультант, гештальт-терапевт, семейный логопсихотерапевт, кандидат психологических наук Анна Юрьевна Кругликова участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года». Она представляет психологический инструмент для диагностической работы с дошкольниками и младшими школьниками «МИРС: методика изучения речевой самооценки».

Анна Юрьевна описывает этапы апробации методики и результаты её применения:

«Занимаясь психологической коррекцией речевого общения у дошкольников с заиканием, мы попытались найти ответы на следующие вопросы: 1) в какой степени заикание влияет на формирование общей самооценки у дошкольников с заиканием, 2) осознает ли заикающийся дошкольник свою речь как непохожую на речь остальных детей, 4) что влияет на формирование речевой самооценки, 5) в каком возрасте это влияние начинает сказываться?..

…Методика речевой самооценки как диагностическая процедура сложилась не сразу. К настоящим результатам мы пришли последовательно через ряд этапов:

I этап – пилотажное исследование на базе группы для заикающихся дошкольников МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» с первым набором стимульного материала, подведение первоначальных итогов – 2017 год.

II этап – апробация методики в группах компенсирующей направленности детских садов для детей с разными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, ринолалия) и в общеобразовательных школах с младшими школьниками, получающими коррекционную помощь на логопунктах или частным образом, отработка окончательного варианта методики – 2018 – 2019гг. (1-е полугодие). 

III этап – апробация методики с дошкольниками и младшими школьниками с нормативным и нарушенным речевым развитием; сравнительный анализ данных, выявление достоверности полученных результатов.

Исследование проводилось на базе детских садов: «Здоровый ребенок», №№ 80, 95, 101, 102 и в общеобразовательных школах города Таганрога и сёл Матвеево-Курганского района Ростовской области (сбор и обработка эмпирического материала осуществлялись студентками Таганрогского института имени А.П. Чехова, профиль обучения «Логопедия», В.А. Косцовой и Н.А. Димитровой). В результате испытуемые дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста были объединены в 4 группы: две с нормативным речевым развитием разного возраста, две с нарушенным речевым развитием (заикание, ринолалия, общее недоразвитие речи и др.). Общее число испытуемых около 200 человек.

Было выдвинуто предположение: между выборками детей разного возраста с нормативным и нарушенным речевым развитием существуют различия в речевой самооценке, что указывает на то, что выраженные трудности речеговорения начинают осознаваться детьми на эмоциональном уровне до наступления школьного обучения.

Завершая исследование, мы сделали выводы, позволяющие охарактеризовать группы испытуемых следующим образом.

Группы дошкольников с нормативным и нарушенным речевым развитием. Дети обеих групп относятся к своей речи позитивно. Уровень притязаний дошкольников с нарушениями речи ниже, чем у дошкольников без нарушений, они больше ощущают трудности в своей речи и считают, что взрослые оценивают их речь менее позитивно.

Группы младших школьников с нормативным и нарушенным речевым развитием. Младшие школьники с нормативным развитием относятся к своей речи позитивно. Они считают, что и взрослые оценивают их речь также позитивно. Уровень их речевых притязаний высокий. Они практически не ощущают трудностей в своей речи. У школьников с нарушениями речи ощущение речевых трудностей выражено в значительной степени. Они отрицательно рефлексируют оценку своей речи с позиции других людей. 

Группы дошкольников и школьников с нарушениями речи. Дошкольники оценивают свою речь более позитивно и считают, что другие люди оценивают их речь тоже позитивно. В то же время большая часть группы школьников и некоторая часть группы дошкольников, считает, что их речь отличается от речи других детей. Уровень речевых притязаний школьников выше уровня притязаний дошкольников, но разница незначительна. Свои речевые характеристики дети обеих групп оценивают в целом позитивно, однако значительная часть детей обеих групп считают, что они говорят не совсем так, как их сверстники. 

Группы дошкольников и школьников с нормативным развитием речи. Школьники относятся к своей речи более позитивно и считают, что взрослые оценивают их речь также позитивно. Уровень притязаний у школьников выше, они практически не ощущают трудностей в своей речи. Дети обеих групп считают, что они говорят так же, как их сверстники.

Для оценки достоверности различий между выборками детей разного возраста, имеющих речевые нарушения и не имеющих таковых, мы использовали угловое преобразование Фишера. Результаты были получены посредством автоматических расчетов с использованием компьютерной программы «Statistica» vers. 6.0.

Установлено: что по группам дошкольников с речевыми нарушениями и без них достоверны различия по параметрам: «отношение к речи со стороны других людей и со стороны сверстников» и «темп речи». В группах школьников с нормативным и нарушенным речевым развитием достоверно значимы параметры – «отношение к речи со стороны других людей», «отношение со стороны сверстников», «ощущение трудностей в речи» и «темп речи».

В группах дошкольников и школьников с речевыми нарушениями достоверно значим только один параметр – «темп речи». А в группах дошкольников и школьников без речевых нарушений статистически достоверными оказались параметры: «отношение со стороны сверстников», «темп речи», «громкость» и «полногласие».

Сравнительный анализ полученных данных позволил установить следующее. Дети, не имеющие нарушений речи, относятся к своей речи более позитивно, нежели дети, имеющие нарушения речи. Дети, имеющие нарушения речи, считают, что другие люди хуже оценивают их речь, среди этой группы есть даже такие, которые считают, что взрослым их речь не нравится.

Сравнивая себя с другими детьми, дошкольники с нарушениями речи оценивают себя немного ниже, чем дети без нарушений речи. Уровень притязаний у детей с нарушениями речи несколько выше, нежели у детей без речевых нарушений. У дошкольников с нарушениями речи в большей степени выражено ощущение трудностей в речи (запинки при заикании).

Апробация разработанной нами методики с разными группами испытуемых позволила сделать выводы.

1. Между разными выборками испытуемых существуют статистически значимые различия по небольшому числу параметров.

2. Между группами дошкольников и младших школьников с нормативным речевым развитием различий больше, чем между группами дошкольников и младших школьников с нарушенным речевым развитием; это указывает на то, что изменения в самооценке происходят с возрастом.

3. Способность к осознаванию речевой самооценки отчасти обусловлена возникающими нарушениями в развитии, отчасти отношением взрослых, а также уровнем развивающейся рефлексии, что требует дополнительного исследования. 

4. Методика изучения речевой самооценки (МИРС) частично подтвердила возможность её использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в частности для оценки отношения ребенка к речи и к отдельным речевым характеристикам. 

5. Полученные с помощью МИРС данные позволяют более целенаправленно воздействовать на психологическую сферу детей с речевыми нарушениями в организации коррекционно-логопедического процесса. Учёт речевой самооценки (отношение ребенка к своей речи, понимание отношения к своей речи со стороны взрослых и сверстников) позволит выбирать адекватные способы мотивации и стимуляции детей к изменению речевого поведения. Это означает, что диагностическая процедура может быть использована как развивающая. 

Наиболее достоверными являются параметры, касающиеся отношения детей к речи со стороны других людей и сверстников, и ощущения трудностей в речи. Кроме того, статистической значимостью обладают и параметры, отражающие некоторые речевые характеристики (темп речи, плавность, громкость). На основании качественного анализа выявлено, что дети с речевыми нарушениями с возрастом оценивают свою речь более критически, так как начинают полнее осознавать психологические трудности, связанные с процессом речевого общения. Это вызывает переживания на эмоциональном уровне, а значит, начинает влиять на развитие личности и ее поведение».

Перейти к проекту «МИРС: методика изучения речевой самооценки»

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»