«Стратегирование "понятного завтра"» – первое открытое мероприятие уникального проекта «Школа антропологии будущего РАНХиГС», оно состоялось в Москве 13 декабря 2019 года. С докладом «Мифологизация "понятного будущего" как психотерапия настоящего» выступил Александр Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор «Школы антропологии будущего РАНХиГС», заведующий кафедрой Психологии личности МГУ, председатель комиссии по науке и образованию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
«…На нашей конференции мы обсудим сюжеты, которые редко врываются в те интеллектуальные аудитории, где господствует один великий господин – господин Канон. Там, где господствует господин Канон, там очень важные вещи. Как бы ни развивалась жизнь, без консервации (я говорю это без иронии) ничего не произойдет.
Консервация имеет разные имена – «консервация», «канон», «ритуал», «традиция». И тут задается еще один вопрос: «Что такое традиция?». Традиция – это вчерашняя инновация...
Что хочется сделать? Ради чего мы собрались? Мы собрались ради того, чтобы заняться совместными родами различных гештальтов будущего. Поясню, еще раз напомню и актуализирую в сознании многих собравшихся разные фокусировки гештальта. Обе фокусировки даны великим Максом Вертхаймером – это один из мировых классиков науки, в том числе, гештальт-психологии. «Гештальт – это целое, которое нельзя расчленить на части». Это все помнят. Но есть другая фокусировка. Каждый раз, когда мастер работает, он делает разные картины. Другая фокусировка состоит в следующем: «Гештальт представляет собой, – пишет Макс Вертхаймер, – целое, в котором отдельные его элементы приобретают ранее неизвестные свойства». Обратите внимание, она совершенно другая! Гештальт – это целое, в котором рождаются новые свойства, новое видение, новое прокладывание пути к реальности. А если это так, тогда жанр, в котором мы сегодня работаем, называется, естественно, не монодисциплинарным знанием и не междисциплинарным знанием, каждое из которых уникально и представляет великий опыт обогащения. Но, вслед за Жаном Пиаже, то знание, к которому мы стремимся, двигаясь в будущее, которое многовариативно, мы называем трансдисциплинарным знанием. Трансдисциплинарное знание – это особого рода гештальт. Его не слепишь уже из отдельных наук, при всей их важности, и это надо понимать в наших интеллектуальных поисках. Трансдисциплинарное знание дает разные варианты и видение картины мира…
... Я приглашаю вас к самому трудному искусству - искусству «со»: совместному видению, совместному диалогу, совместному сомнению о будущем. Обратите внимание: я не сказал «совместному размышлению», я не сказал «совместной когниции». Я сказал «совместному сомнению о будущем». И весь стиль нашей коммуникации отмечен этой линией совместного сомнения…
… «Ноев ковчег будущего» – этот образ… я предлагаю всем вам... В ситуации кризиса, что вы захватите с собой в будущее? Образ Ноева ковчега – чтобы продолжалась жизнь, чтобы мир существовал. Это блестящий библейский образ из области мифологии.
Были разные прогнозы и прогнозы невероятно важны, но формула «Что захватить с собой в будущее?» – главная для всей нашей интеллектуальной грибницы. Мы не занимаемся маниловщиной. Прогнозирование будущего – это трансформация настоящего. И эта формула «прогнозирование будущего – переделка, трансформация, конструирование настоящего» – проходит через разные модели...»
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать