18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Елена Ивановна Николаева «Жизнь без души»

В рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов c докладом «Жизнь без души» выступила Николаева Елена Ивановна — доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:

«Примерно двести тысяч лет назад у нашего вида произошла мутация, которая привела к тому, что один ген повторился 800 раз и у нас появились лобные доли. Это перевернуло все, потому что лобные доли, в конце концов, приобрели задачу привнесения смыслов. То, чего не было ни у одного вида. Но это не значит, что это было хорошо. Потому что, с одной стороны, огромные лобные люди создавали смыслы, с другой стороны, они создавали оружие. На Саммите психологов уже было хорошо сказано, что сейчас это оружие находится у людей не обязательно моральных. И у нас с вами стоит вопрос - как увидеть свою мораль? Как она формируется? Мораль есть у животных, она не появилась вместе с человеком. Первое требование – «не убей своего». Это первый и основополагающий запрет у очень многих видов. Второе – «нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения, без проверки возможности разрешить конфликт, избежав схватки». У хорошо вооруженных природой животных есть запрет применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своим – «не бить того, кто принял позу покорности». Животное, защищающее свою территорию, свою нору, свою самку, своих детенышей, почти всегда выигрывает в конфликте даже у более сильного и агрессивного соперника. И не только потому, что отчаянно обороняется и яростно нападает, но и потому, что противник чувствует, что неправ. Это животный мир.

У человека слабы механизмы торможения агрессии, потому что мы с вами в одно мгновение, с точки зрения эволюции, поднялись с самой низшей ступеньки до верхней части иерархии благодаря этой мутации. Только человек получает удовольствие, наблюдая и вызывая страдания другого. Только человек поклоняется орудию убийства своего Бога – у многих из вас на груди висит крест. У человека есть несколько возможностей быть ответственным: совесть, стыд, вина. Но ничто не может затормозить то поведение, которого требуют эти понятия.

Совесть – договор с Богом, есть только у христиан. Во время причастия каждый христианин договаривается с Богом о том, что он соблюдает правила Бога и за это получает Царствие небесное. В презентации – описание зверств Богдана Хмельницкого. Если читать, становится плохо. Это то, что делали христиане, те люди, которые считали себя православными и знали, что у них есть совесть.

Стыд – договор с людьми. Преобладает в странах, где есть религия без Бога.

И, наконец, вина – то, что изучал Зигмунд Фрейд. Это договор с самим собой – «я никогда не поступлю определенным образом, потому что это противоречит моим представлениям о себе как о порядочном человеке». Это то, чем занимается психология. Это то, что делает нас людьми. Это то, что каким-то образом оказывается внутри нас. Каким образом? Кроме того, что мы с вами – психологи, мы еще и родители. И впервые в жизни возникает ситуация, которой не было никогда. Я возвращаюсь к первому докладу Саммита о том, что в этой жизни есть неопределенность. Впервые в жизни мы с вами как родители готовим детей к тому, о чем не знаем сами. Когда родители воспитывали меня, каждый из них передавал некоторый свой опыт, и он оказался мне полезным. Я воспитываю своих детей и точно знаю, что мой опыт будет им не нужен. Я должна прилагать какие-то усилия, которые приведут к тому, что мои дети, живя в неопределенности, будут в ней эффективными. И это, конечно же, над-адаптация, а не преадаптация, потому что я не могу их к этому подготовить. И тогда мы видим, что все в этом мире зависит от нас с вами как родителей. Кого мы воспитаем, того и получим. Спасибо за внимание!».

На выступление откликнулся профессор Борис Сергеевич Братусь, докладу которого «"Психика" и "личность" в отсутствие "души" и "духа"» оппонировала Елена Ивановна Николаева: «Я очень благодарен за выступление уважаемой коллеги… Вот взлетел, полетел, какие-то слова, а потом тебя жизнь ставит на место, что не все так, что есть совершенно другие точки зрения и это замечательно. Но вы опасно перегибаете палку. Христиане не поклоняются орудию, которое чудовищно, они поклоняются Страстям Христовым, они поклоняются тому человеку, который был невинно осужден, оклеветан, брошен учениками, остался один на кресте, только любимый ученик и женщины стояли рядом. Который испил всю чашу горести человеческой, боли и страданий и даже оставленность самим Богом. И, тем не менее, он остался верен тому, что он принес. Он простил всю эту дикую, жуткую толпу за то, что они не ведают, что творят. Вот этому христиане поклоняются. А символом этого является крест, носимый каждым христианином (с почтением к нему относятся и не христиане). Он – символ того, что мы, Бог даст, когда мир обрушится на нас, все нас бросят и даже близкие, быть может, отрекутся, мы сможем победить это. «Не бойся, малое стадо, ибо я победил мир». То, о чем вы говорили, – нормальная точка зрения. Но, понимаете, если говорить о ценностях и обоснованиях ценностей – оно не в человеке. Мы, конечно, сильны, замечательны, но сами по себе мы не выдержим. Вот доклад Вадима Артуровича Петровского прекрасно это показал – на самом деле мы живем не для себя, а для других людей. В порядке анекдота могу рассказать случай. Мамардашвили получает записку, где написано: «Такое впечатление, что вы любуетесь и все время говорите для женщин». Он – фактурный, большой грузин; раскурил трубку, прежде чем ответить, и сказал: «Да, мы все говорим для женщин. Только для разных». Понимаете, это всегда для чего-то. И, конечно, опора религиозная (я не говорил об этом, это другая тема). Если у человека есть Бог, то он, так сказать, крепко стоит на земле… Та же психотерапия – это всегда сложная вещь. Поэтому животные хороши, замечательны, но мы не животные. Мы живые».

Профессор Александр Григоревич Асмолов: «Не могу молчать. Очень часта поэтическая формула «человек человеку волк». И я всегда говорю: не обижайте волков. То, на что способен человек, – это в выступлении Елены Ивановны прозвучало… Есть особая этика эволюции, она другая. Это новая этика. Блестящая книга Петра Алексеевича Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции в мире людей и животных» четко показывает мостики, связи, идеи. Когда я вас услышал… Для меня ваши идеи невероятно близки. Я не вступаю в полемику по поводу христиан – здесь речь идет об инквизиторах, а не о христианах. Это две большие разницы и мы с Борисом Сергеевичем Братусем это очень хорошо понимаем. Но, Елена Ивановна, я впервые вас слышал, и мне бы хотелось вас слышать еще и еще. Как специалист по эволюционной психологии в ответ приведу первые строки моего любимого стихотворения «Ламарк» Осипа Мандельштама: «Был старик, застенчивый как мальчик, / Неуклюжий, робкий патриарх... / Кто за честь природы фехтовальщик? / Ну, конечно, пламенный Ламарк». Спасибо вам за ламаркизм!».

Профессор Вадим Артурович Петровский: «Я с восторгом слушал выступление Елены Ивановны. Тоже не вступаю в полемику, территория христианства для меня сложная вещь. Но я вспоминал слова, сказанные Теяром Де Шарденом: «Найдено, найдено несуществующее, неизвестное до сих пор звено между обезьяной и человеком. Это мы».

Профессор Михаил Михайлович Решетников: «Я все время, слушая Бориса Сереевича Братуся, думал – мы все живем в иудейско-христианской культуре. А что особенного в христианской психологии? И потом осознал, что мы минимизировали учебный курс психологии до психических процессов и забыли, что у человека есть душа. Христианская психология, в своем преподавании и понимании, восстановила, что есть понятие «душа». Самое страшное, что произошло в этом плане, – это психиатрия. Сначала душу искали в извилинах головного мозга, потом в желудочках головного мозга, потом – в подкорковых образованиях. И как говорил мой коллега, профессор И.П. Лапин, наконец, о чудо, ее нашли в синаптической щели. Потому что вся психиатрия лечит чем – препаратами, направленными на синаптическую щель. Это бред. Мы привыкли, что есть центр, в котором производится речь, но оказалось (недавнее достижение) ничего подобного! Оказывается, из души исходят сигналы в центр речи, а центр речи формирует импульсы к мышцам гортани. Больше ничего он не производит. А где душа, мы так и не знаем. Но знаем, что она есть».

Модератор дискуссии профессор Светлана Николаевна Костромина: «В заключение я бы хотела повторить за Михаилом Михайловичем: смыслы в жизни не находятся, они привносятся выдающимися мыслителями. Спасибо коллегам, которые придали нашему мероприятию смысл».

Выступление профессора Е.И. Николаевой «Жизнь без души» в рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов, 2 июня 2019 года
(полная видеозапись выступления)

«Подлые, нежные и вечные вопросы» – перейти к дискуссии известных учёных на Саммите психологов

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»