18+
Выходит с 1995 года
29 января 2025
Метафора поезда в работе с детьми и взрослыми

Идея игры появилась в путешествии. Жизнь человека очень похожа на движение поезда. Мы всегда куда-то движемся, где-то останавливаемся, куда-то идем, кого-то приглашаем в «свой вагон», кого-то «просим выйти». С кем мы хотим ехать и куда? Что является целью нашей жизни? Каков наш поезд? Поразмышлять над этими и другими вопросами, возможно, поможет набор ассоциативных карточек «Поезд дальнего следования» (Long-distance train). Методика «Поезд дальнего следования» может рассматриваться как в диагностическом, так и терапевтическом аспекте консультационной работы психолога со взрослыми и детьми (от 6 лет).

При создании данной методики авторы опирались на методологию деятельностного подхода в психологии: постулат единства сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.); культурно-историческую теорию (Выготский Л.С.), рассматривающую психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак; теорию свободных ассоциаций психического опыта субъекта деятельности.

Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как её предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.). В свою очередь, деятельность не является только совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Однако сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта.

Большую роль в деятельности занимают знаково-символические средства, функция которых направлена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека (Выготский Л.С.). Знаково-символическим средством может выступать как знак, так символ и образ, который, в свою очередь, порождает ассоциации в сознании человека. В основе возникновения ассоциации лежит кратковременное условное образование психических связей в сознании человека, отвечающих за сходство «знака» с образом из психического опыта. Поэтому формирование ассоциативных связей, их «вытаскивание» из сознания человека, осознание этих связей - есть диагностическая цель данной методики. Диагностика в данной методике выступает не как констатация и поиск маркеров (выбор которых говорит что-то конкретное о конкретном человеке, хотя и это присутствует), но больше является методом активизации, поиска и осознания, формализации клиентом своих переживаний.

Метод свободных ассоциаций, используемый при работе с набором карточек данной методики, базирующиеся на том, что в процессе появления ассоциаций с каким-либо объектом (предметом, изображением) устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта участников. В результате формулировки новых ассоциативных связей возникают творческие, продуктивные идеи для выхода из проблемной ситуации. Терапевтическая функция данного набора карточек - переживание, переосмысление и последующая регуляция деятельности человека.

Методика позволяет ответить на примерно такие вопросы

- «Кто ты: машинист (решаешь все жизненные вопросы и «тащишь» за собой знакомых и близких) или пассажир (плывущий по течению и ждущий решения извне)?»

- «А может ты проводник вагона (помогающий окружающим тебя людям в жизни) стрелочник (разводящий пути и решающий за всех и все) или ремонтник путей (помогающий в определении смысла и лечащий сердца)?».

- «Что ты видишь за окном: холодные горы, темноту и лишь свет фонаря или жаркий песок и прохладную воду?».

- «Где ты (погружен в прошлое и ностальгию или стремишься вдаль на стремительном современном электропоезде)?».

- «Кто с тобой рядом или ты один в поезде (проблема одиночества, усталости человека или желания компании)?».

Вопросов, как и ответов, может быть масса, главное, чтобы сам клиент задумался, задал себе вопросы и нашел на них ответы. Каждый клиент увидит что-то свое в предложенных образах, интерпретации и ответы на вопросы будут разные, главное, что они будут, а значит, будет работа, будет эффект. Значит, не зря мы делаем свое дело.

В набор методики входят

  • карточки с изображением видов из окна поезда;
  • карточки с изображением интерьеров вагонов;
  • карточки с изображением поездов;
  • карточки с названием профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов;
  • карточки с названием видов поездов;
  • карточки с названием оборудования поездов;
  • карточки со схематичным изображением вагонов;
  • карточки с пассажирами;
  • карандаши;
  • инструкция;
  • 4 карты движения поезда.

Варианты работы с набором карточек:

Вариант 1 «Поезд»

Предложите клиенту выбрать из карточек со схематичным изображениям вагонов (карточки находятся «лицом вверх») необходимое (желаемое) количество вагонов для составления их поезда (количество не ограничено).

- Почему Вы выбрали именно данное количество вагонов?

- Выберите локомотив (карточки с изображением локомотивов).

- Объясните свой выбор.

- Отберите из карточек «Пассажиры» тех лиц, которых бы Вы хотели поместить в вагоны своего поезда и разместите их.

- Кого вы выбрали для путешествия с Вами?

- В какие вагоны вы разместили пассажиров?

- Где находитесь Вы?

- Кто с Вами рядом?

- Комфортно ли Вы себя чувствуете? Как Вы думаете, что чувствуют другие пассажиры?

- Хотели ли бы Вы что-либо изменить? Можно произвести изменения.

- Каковы теперь Ваши чувства?

(Далее беседа может строиться по терапевтическому плану).

Вариант 2 «Интерьер»

Возможно продолжение Варианта 1 или отдельная работа.
Клиенту предлагается выбрать интерьер своего поезда (возможно - каждого вагона). Разместить пассажиров.

- «Почему выбран именно этот интерьер?».

- «Что привлекло внимание?».

- «К какому вагону относится каждый интерьер?».

- «Хотели бы Вы что- то добавить?».

- «В каком вагоне находитесь Вы?».

- «Как Вы себя там чувствуете?».

(Возможна работа с карточками в «закрытом» варианте – карточки перевернуты лицом вниз).

Вариант 3 «Пейзаж за окном»

Возможно продолжение Вариантов 1, 2 или отдельная работа.
Клиенту предлагается подумать о маршруте движения поезда («Куда он едет?»).

Далее клиенту предлагается выбрать пейзажи за окном своего поезда (возможно к каждому вагону - свой вариант пейзажа). Разместить пассажиров. Объяснить свой выбор.

Вариант 4 «Тип поезда и его неполадки»

Возможно продолжение Вариантов 1,2,3 или отдельная работа.

Работа с карточками ведется в «закрытом» варианте – карточки перевернуты лицом вниз.

а) Клиенту предлагается выбрать из предложенных карточек одну и определить тип своего поезда.

- Согласны ли Вы с этим выбором?

- Как можете объяснить выпавший вариант?

- Какой тип поезда выбрали бы Вы? Почему? (карточки лицом вверх)

б) Клиенту предлагается выбрать из предложенных карточек оборудования одну, определяющую неполадки поезда (из них возможно определение личностной проблематики клиента).

- Согласны ли Вы с этим выбором?

- Как можете объяснить Ваш вариант выбора?

- Что Вы предпримите, чтобы устранить неполадку?

Пример работы с набором карточек «Поезд дальнего следования»

Ситуация: на прием пришла молодая женщина с сыном 7 лет. Она в разводе, у неё двое детей: Дане 7 лет, а Карине 3 года. С сыном у неё напряженные, как она говорит, отношения: он редко слушается, часто оговаривается, громко кричит, вечером частые скандалы и истерики.
Дане предложили собраться в путешествие и организовать свой собственный поезд, он с радостью согласился, выбрав для путешествия все 16 вагонов.

- А больше нет? А то я больше бы поставил. Много хочу, - комментировал он.

Долго рассматривал локомотивы, но выбрал самый быстрый:


Рис. 1. Выбор локомотива.

Даня с охотой стал рассаживать пассажиров. Первыми в последний вагон посадил дядю, тетю и их сына. В предпоследний – дедушку и бабушку, в третий с конца маму и папу, потом (выбор с конца) кота и собаку. Про себя сначала и забыл.

На вопрос «Где бы ехал сам?» ответил, что в первом вагоне.

Сестренку Карину забыл посадить, но когда напомнили, посадил рядом с собой в первый вагон:


Рис.2. Выбор вагонов


Рис.3. Интерьер вагона мамы и папы


Рис.4. Интерьер вагона бабушки и дедушки


Рис.5. Интерьер вагона дяди, тети и их сына


Рис.6. Интерьер вагона Дани и Карины

Примерные выводы

Примерные выводы и предположения для дальнейшей работы с данным случаем, полученные по результатам выбора и беседы.

Ребенок остро переживает развод родителей и всячески старается их помирить (помещение в один вагон с романтичным интерьером). Большое расстояние (он в 1 вагоне - остальные в последних) - это, возможно, некая отстраненность, отдалённость, ощущение своей отдаленности от других (себя даже и забыл посадить в поезд). Ребенок ощущает себя одиноким и ненужным, считает, что его не любят, и всячески старается привлечь к себе внимание (возможно, отсюда истерики). Ребенок хочет чувствовать себя первым, принимать решения в семье, чтобы к нему прислушивались и уважали – он в первом вагоне, главный.
Работа по решению данной ситуации только началась, но многое мне, как специалисту, а главное маме – стало очень понятным.

На другой встрече было предложено маме составить «свой поезд». То, что получилось, конечно, не совпадало с выбором ребенка, оно, в принципе, и не должно было совпадать - мама и ребенок по-разному видят данную ситуацию.

После рассмотрения получившихся поездов (обсуждение, переосмысление), клиентам было предложено составить совместный поезд (совместная работа мамы и ребенка (осуществление желания ребенка быть ближе с мамой) формирование «новой» для них реальности, желаемой обоими, а как основа их дальнейшего общения и деятельности).

В этом примере выражен как диагностический, так и терапевтический эффект данной работы.

«Наша жизнь-это
поезд-экспресс...
Взят счастливый билет
до конечной.
Для кого-то свободных
нет мест,
Кто-то едет в нем
долго, беспечно…»
Нина Савельева

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Нужно ли бороться со страхами, и как это сделать
    22.11.2018
    Нужно ли бороться со страхами, и как это сделать
    Датскому философу Серену Кьеркегору принадлежит заслуга разделения понятий страха и тревоги (Кьеркегор С., «Из дневников»). Кьеркегор указывает на очень важное отличие между этими понятиями: страх заставляет человека находиться как можно дальше от предмета, вызывающего эту эмоцию. А, испытывая тревогу, человек сталкивается с внутренним конфликтом, и именно в этом конфликте и проявляется состояние тревоги, которое делает бессильным. На мой взгляд, является интересным предположение Кьеркегора о природе тревоги. По его мнению, причина появления тревоги – свобода, то есть те возможности, с которыми человек сталкивается, и между которыми ему приходится выбирать...
  • Неуслышанные дети – несчастливые взрослые
    27.01.2017
    Неуслышанные дети – несчастливые взрослые
    Во многих случаях психику человека травмирует совсем не то, о чем мы на первый взгляд думаем. Например, мы хотим уберечь ребенка от каких-то взрослых конфликтов или сложный событий - когда кто-то умирает. Мы думаем, что именно это травмирует его больше всего. Но часто невероятный ущерб мы наносим детям в обычные «каждодневные дни», когда мы просто глухи (и к себе, в том числе) к тем, кто запрашивает у нас такого внимания, мы наносим сильную травму. И если мы делаем это, то это значит только одно: с нами, в свое время, делали так же...
  • Няня и психосоматическое сгорание ребёнка
    12.08.2016
    Няня и психосоматическое сгорание ребёнка
    Я хочу показать, что происходит с психикой и в целом с судьбой ребёнка, когда в его психоэмоциональном пространстве помимо мамы появляется няня. Мама исчезает и не возвращается, когда ему, маленькому, этого хочется. Конечно же, это большой стресс и в целом психотравма. Словами я бы озвучил её примерно так: «Мама, почему ты меня бросила? Я одинок и не нужен…». Такая травма делает ребенка тревожным, недоверчивым и психосоматически ослабленным...
  • Мой ребёнок боится. Что делать?
    30.06.2016
    Мой ребёнок боится. Что делать?
    Сегодня, когда в нашем обществе растет количество людей, страдающих психическими расстройствами, нам очень важно обратить внимание на то, как мы воспитываем подрастающее поколение. О том, что мы, начиная с 90-х годов, не совсем справляемся с этой важной задачей, говорят результаты воспитания, которые мы наблюдаем. Уже подросло целое поколение психологически нездоровых людей...
  • Отцовство
    08.07.2015
    Отцовство
    Что мы знаем об отцовстве? Каковы роли отца в современной семье и стили воспитания отцом? Как влияет на самооценку ребенка объем времени, проводимого отцом в семье? Отцы-одиночки и семьи, где нет отца, – что может помочь справиться в такой ситуации? С какими установками молодые люди и девушки начинают формировать свои отношения и собственные семьи?...
  • Обращение программного комитета IX Санкт-Петербургского Саммита психологов
    24.03.2015
    Обращение программного комитета IX Санкт-Петербургского Саммита психологов
    Мы приглашаем вас к серьёзному и непростому разговору. Наверное, мало кто уже сомневается, что все мы стали свидетелями и участниками глобальных изменений, порождающих множество кризисов во всех сферах человеческой жизни: от политики и экономики до системы ценностей и смысла существования...
  • Лучшее - сезон 2013/2014. «Психотерапия в России»
    16.02.2015
    Лучшее - сезон 2013/2014. «Психотерапия в России»
    Предлагаем Вашему вниманию подборку передач видеожурнала «Психотерапия в России», в которых известные специалисты отвечают на вопросы автора и редактора журнала Кирилла Шаркова: актуальные проблемы детской психотерапии, психотерапия и депрессии, семья как система, психотерапевтический контракт, нехимические зависимости, феномен сопротивления в психотерапии и многое другое...
  • Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития
    09.01.2025
    Психологические синдромы: подходы к построению содержательной диагностики развития
    «В статье описывается три психологических синдрома, изученных нами в ходе клинических исследований последних лет: авторитарное самоутверждение, эмоциональное отчуждение и интеллектуализм».
  • Психологическое консультирование супругов на основе диагностики мотивации их общения
    09.12.2024
    Психологическое консультирование супругов на основе диагностики мотивации их общения
    «Анализ степени взаимности мотивации общения может еще более прояснить характер отношений между супругами с точки зрения сходства их взаимных ожиданий и взаимной привлекательности».
  • 18-й Саммит психологов: опыт коллег в условиях кризиса
    11.06.2024
    18-й Саммит психологов: опыт коллег в условиях кризиса
    На пленарном заседании 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов собралось более 1000 гостей, просмотры онлайн-трансляции превышают 13000. С 3 по 5 июня состоялось более 100 практических встреч с ведущими психологами: интерактивных лекций и мастер-классов.
  • «Счастливая семья…» объединила психологов на Зимнем фестивале
    16.02.2024
    «Счастливая семья…» объединила психологов на Зимнем фестивале
    Участники познакомились с особенностями психологической поддержки в преодолении последствий тяжелых психотравмирующих ситуаций и с методами оказания психологической помощи семье…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»