Идея игры появилась в путешествии. Жизнь человека очень похожа на движение поезда. Мы всегда куда-то движемся, где-то останавливаемся, куда-то идем, кого-то приглашаем в «свой вагон», кого-то «просим выйти». С кем мы хотим ехать и куда? Что является целью нашей жизни? Каков наш поезд? Поразмышлять над этими и другими вопросами, возможно, поможет набор ассоциативных карточек «Поезд дальнего следования» (Long-distance train). Методика «Поезд дальнего следования» может рассматриваться как в диагностическом, так и терапевтическом аспекте консультационной работы психолога со взрослыми и детьми (от 6 лет).
При создании данной методики авторы опирались на методологию деятельностного подхода в психологии: постулат единства сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л.); культурно-историческую теорию (Выготский Л.С.), рассматривающую психическое развитие как изменение природы и структуры психического процесса через знак; теорию свободных ассоциаций психического опыта субъекта деятельности.
Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как её предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.). В свою очередь, деятельность не является только совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Однако сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта.
Большую роль в деятельности занимают знаково-символические средства, функция которых направлена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека (Выготский Л.С.). Знаково-символическим средством может выступать как знак, так символ и образ, который, в свою очередь, порождает ассоциации в сознании человека. В основе возникновения ассоциации лежит кратковременное условное образование психических связей в сознании человека, отвечающих за сходство «знака» с образом из психического опыта. Поэтому формирование ассоциативных связей, их «вытаскивание» из сознания человека, осознание этих связей - есть диагностическая цель данной методики. Диагностика в данной методике выступает не как констатация и поиск маркеров (выбор которых говорит что-то конкретное о конкретном человеке, хотя и это присутствует), но больше является методом активизации, поиска и осознания, формализации клиентом своих переживаний.
Метод свободных ассоциаций, используемый при работе с набором карточек данной методики, базирующиеся на том, что в процессе появления ассоциаций с каким-либо объектом (предметом, изображением) устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта участников. В результате формулировки новых ассоциативных связей возникают творческие, продуктивные идеи для выхода из проблемной ситуации. Терапевтическая функция данного набора карточек - переживание, переосмысление и последующая регуляция деятельности человека.
Методика позволяет ответить на примерно такие вопросы
- «Кто ты: машинист (решаешь все жизненные вопросы и «тащишь» за собой знакомых и близких) или пассажир (плывущий по течению и ждущий решения извне)?»
- «А может ты проводник вагона (помогающий окружающим тебя людям в жизни) стрелочник (разводящий пути и решающий за всех и все) или ремонтник путей (помогающий в определении смысла и лечащий сердца)?».
- «Что ты видишь за окном: холодные горы, темноту и лишь свет фонаря или жаркий песок и прохладную воду?».
- «Где ты (погружен в прошлое и ностальгию или стремишься вдаль на стремительном современном электропоезде)?».
- «Кто с тобой рядом или ты один в поезде (проблема одиночества, усталости человека или желания компании)?».
Вопросов, как и ответов, может быть масса, главное, чтобы сам клиент задумался, задал себе вопросы и нашел на них ответы. Каждый клиент увидит что-то свое в предложенных образах, интерпретации и ответы на вопросы будут разные, главное, что они будут, а значит, будет работа, будет эффект. Значит, не зря мы делаем свое дело.
В набор методики входят
- карточки с изображением видов из окна поезда;
- карточки с изображением интерьеров вагонов;
- карточки с изображением поездов;
- карточки с названием профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов;
- карточки с названием видов поездов;
- карточки с названием оборудования поездов;
- карточки со схематичным изображением вагонов;
- карточки с пассажирами;
- карандаши;
- инструкция;
- 4 карты движения поезда.
Варианты работы с набором карточек:
Вариант 1 «Поезд»
Предложите клиенту выбрать из карточек со схематичным изображениям вагонов (карточки находятся «лицом вверх») необходимое (желаемое) количество вагонов для составления их поезда (количество не ограничено).
- Почему Вы выбрали именно данное количество вагонов?
- Выберите локомотив (карточки с изображением локомотивов).
- Объясните свой выбор.
- Отберите из карточек «Пассажиры» тех лиц, которых бы Вы хотели поместить в вагоны своего поезда и разместите их.
- Кого вы выбрали для путешествия с Вами?
- В какие вагоны вы разместили пассажиров?
- Где находитесь Вы?
- Кто с Вами рядом?
- Комфортно ли Вы себя чувствуете? Как Вы думаете, что чувствуют другие пассажиры?
- Хотели ли бы Вы что-либо изменить? Можно произвести изменения.
- Каковы теперь Ваши чувства?
(Далее беседа может строиться по терапевтическому плану).
Вариант 2 «Интерьер»
Возможно продолжение Варианта 1 или отдельная работа.
Клиенту предлагается выбрать интерьер своего поезда (возможно - каждого вагона). Разместить пассажиров.
- «Почему выбран именно этот интерьер?».
- «Что привлекло внимание?».
- «К какому вагону относится каждый интерьер?».
- «Хотели бы Вы что- то добавить?».
- «В каком вагоне находитесь Вы?».
- «Как Вы себя там чувствуете?».
(Возможна работа с карточками в «закрытом» варианте – карточки перевернуты лицом вниз).
Вариант 3 «Пейзаж за окном»
Возможно продолжение Вариантов 1, 2 или отдельная работа.
Клиенту предлагается подумать о маршруте движения поезда («Куда он едет?»).
Далее клиенту предлагается выбрать пейзажи за окном своего поезда (возможно к каждому вагону - свой вариант пейзажа). Разместить пассажиров. Объяснить свой выбор.
Вариант 4 «Тип поезда и его неполадки»
Возможно продолжение Вариантов 1,2,3 или отдельная работа.
Работа с карточками ведется в «закрытом» варианте – карточки перевернуты лицом вниз.
а) Клиенту предлагается выбрать из предложенных карточек одну и определить тип своего поезда.
- Согласны ли Вы с этим выбором?
- Как можете объяснить выпавший вариант?
- Какой тип поезда выбрали бы Вы? Почему? (карточки лицом вверх)
б) Клиенту предлагается выбрать из предложенных карточек оборудования одну, определяющую неполадки поезда (из них возможно определение личностной проблематики клиента).
- Согласны ли Вы с этим выбором?
- Как можете объяснить Ваш вариант выбора?
- Что Вы предпримите, чтобы устранить неполадку?
Пример работы с набором карточек «Поезд дальнего следования»
Ситуация: на прием пришла молодая женщина с сыном 7 лет. Она в разводе, у неё двое детей: Дане 7 лет, а Карине 3 года. С сыном у неё напряженные, как она говорит, отношения: он редко слушается, часто оговаривается, громко кричит, вечером частые скандалы и истерики.
Дане предложили собраться в путешествие и организовать свой собственный поезд, он с радостью согласился, выбрав для путешествия все 16 вагонов.
- А больше нет? А то я больше бы поставил. Много хочу, - комментировал он.
Долго рассматривал локомотивы, но выбрал самый быстрый:
Рис. 1. Выбор локомотива.
Даня с охотой стал рассаживать пассажиров. Первыми в последний вагон посадил дядю, тетю и их сына. В предпоследний – дедушку и бабушку, в третий с конца маму и папу, потом (выбор с конца) кота и собаку. Про себя сначала и забыл.
На вопрос «Где бы ехал сам?» ответил, что в первом вагоне.
Сестренку Карину забыл посадить, но когда напомнили, посадил рядом с собой в первый вагон:
Рис.2. Выбор вагонов
Рис.3. Интерьер вагона мамы и папы
Рис.4. Интерьер вагона бабушки и дедушки
Рис.5. Интерьер вагона дяди, тети и их сына
Рис.6. Интерьер вагона Дани и Карины
Примерные выводы
Примерные выводы и предположения для дальнейшей работы с данным случаем, полученные по результатам выбора и беседы.
Ребенок остро переживает развод родителей и всячески старается их помирить (помещение в один вагон с романтичным интерьером). Большое расстояние (он в 1 вагоне - остальные в последних) - это, возможно, некая отстраненность, отдалённость, ощущение своей отдаленности от других (себя даже и забыл посадить в поезд). Ребенок ощущает себя одиноким и ненужным, считает, что его не любят, и всячески старается привлечь к себе внимание (возможно, отсюда истерики). Ребенок хочет чувствовать себя первым, принимать решения в семье, чтобы к нему прислушивались и уважали – он в первом вагоне, главный.
Работа по решению данной ситуации только началась, но многое мне, как специалисту, а главное маме – стало очень понятным.
На другой встрече было предложено маме составить «свой поезд». То, что получилось, конечно, не совпадало с выбором ребенка, оно, в принципе, и не должно было совпадать - мама и ребенок по-разному видят данную ситуацию.
После рассмотрения получившихся поездов (обсуждение, переосмысление), клиентам было предложено составить совместный поезд (совместная работа мамы и ребенка (осуществление желания ребенка быть ближе с мамой) формирование «новой» для них реальности, желаемой обоими, а как основа их дальнейшего общения и деятельности).
В этом примере выражен как диагностический, так и терапевтический эффект данной работы.
«Наша жизнь-это
поезд-экспресс...
Взят счастливый билет
до конечной.
Для кого-то свободных
нет мест,
Кто-то едет в нем
долго, беспечно…»
Нина Савельева
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать