Статья из сборника материалов IV Международного съезда Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии:
Российская федерация, по мнению ВОЗ – страна с высоким уровнем самоубийств (39 человек на 100 тысяч населения). Особенно актуальна в России проблема суицидального риска в молодежной среде. Частота самоубийств среди подростков увеличилась почти в 3 раза за последние 10 лет. Россия занимает второе место в мире по количеству пубертатных суицидов (14 тысяч несовершеннолетних совершили самоубийство в нашей стране за последние 5 лет). Второй по частоте причиной смерти в молодом возрасте является суицид [1,2,3,4].
По данным исследователей, в возрасте 16-24 года происходит наибольшее число самоубийств, при этом суицидальная активность резко возрастает с 14-15 лет и достигает максимума в 16-19 лет [8,9,10]. Однако истинное желание покончить с собой имеется лишь у 10% случаев, в 90% случаев же суицидальное поведение – это «крик о помощи», стремление молодого человека доказать свою значимость, разрушая себя. Никто не может предотвратить катастрофу добровольной смерти, однако есть возможность предотвратить катастрофу личности. Таким образом, можно сделать вывод об актуальности проблем, связанных с выявлением молодых людей с высоким суицидальным риском и профилактикой суицидального поведения [5,6,7,8].
Цель: выявить и провести когнитивно-поведенческую терапию психологической дезадаптации личности и риска развития суицидального поведения в молодежной среде. В основе данного исследования лежит предположение о том, что для построения эффективной профилактики суицидального поведения в молодежной среде необходим комплексный подход по выявлению и коррекции факторов суицидального риска и индивидуально-психологической дезадаптации. Исследование проводилось на базе отделения клинической психологии и психотерапии Клиник СамГМУ.
Методы исследования: патохарактерологический диагностический опросник личности А.Е. Личко (1983); Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд (2004); Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей В.В. Скворцовой (1986); Опросник суицидального риска А.Г. Шмелева (1993); Анкета суицидального риска (А. Пералес, университет им. Святого Маркоса, Перу, 1999); Методы математической статистики.
Выборка исследования. Обследовано 128 студентов, обучающихся на 1 и 2 курсах ВУЗов г. Самара, средний возраст которых составил 18 (18,24+-0,76) лет, из них 25 (20%) юношей и 103 девушки (80%). Выборку составили 47% студентов, обучающихся на 1 курсе, и 53% - обучающихся на 2 курсе. По семейному положению 98% обследуемых в браке не состоят, 1% состоят в официальном браке и 1% находится в незарегистрированном браке. Проживает с родителями 25% обследуемых, с родственниками – 7%, в одиночестве – 31%, выбрали вариант «другое» - 37%, большинство из которых уточняет, что они проживают с соседями по комнате в общежитии или по квартире. В данный момент не имеет работы 95% обследуемых, работает соответственно 5% обследуемых.
На основе анализа анкеты суицидального риска в выборке были выделены экспериментальная подгруппа, в которую вошли 41 (32%) человек с суицидальным риском, и контрольная подгруппа, в которую вошли 87 (68%) человек, не имеющих суицидального риска.
Анализ результатов структурированного интервью показал, что 28% обследуемых хотя бы раз в жизни имел желание умереть. (Из них 50% обследуемых имели такое желание в течение последнего года). Хотя бы раз в жизни задумывались о самоубийстве 18%, (из которых 39% задумывались об этом в течение последнего года). Планировали самоубийство 4%, (из которых 20% - в течение последнего года). Совершали попытки самоповреждения или самоубийства 11%, (из которых 36% - в течение последнего года).
Попытки самоубийства или самоповреждения, обследуемые чаще всего, объясняют следующими причинами: конфликты с родителями (43%), проблемы или конфликты с возлюбленным (29%), проблемы с учебой (29%), неудовлетворенность своим внешним видом (14%), конфликты с родственниками (14%). Многие отметили, что для этого не было явных причин (36%). По результатам анализа структурированного интервью, было выявлено наличие антивитальных переживаний у 28% обследуемых, суицидальных мыслей – у 18%, суицидальных планов – у 4%, самоповреждающего поведения – у 11%, из которых 64% не обращались ни к кому за помощью и 29% указывают на вероятность повторной попытки самоповреждения.
Исследование индивидуально-личностных особенностей выявило значимые различия в отношении шизоидного и астено-невротического типов акцентуации характера. Это говорит о том, что в экспериментальной группе отмечается замкнутость, трудности в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции и сопереживания в общении, склонность к нешаблонным, непринятым решениям и формам поведения, а также склонность к повышенной утомляемости, раздражительности, ипохондричности в структуре характера.
Гипертимный и неустойчивый типы выявляются достоверно реже у молодых людей в экспериментальной группе, следовательно, для них не характерны повышенное настроение, активность, стремление к лидерству, общительность, тяга к развлечениям, удовольствию, поверхностность контактов. Значимые различия также выявлены в отношении реакции эмансипации, склонности к депрессии и суицидальных тенденций. В экспериментальной группе преобладает стремление к независимости, желание освободиться от опеки, склонность к реакциям по гипотимическому типу, в экспериментальной группе имеется настоящее желание умереть, а не привлечь к себе внимание.
Исследование социально-психологической адаптации выявило значимые различия по всем шкалам, кроме шкалы «Стремление к доминированию». У молодых людей в экспериментальной группе отмечается снижение социально-психологической адаптации, приятия себя, выявлена тенденция к конфликтам с окружающими людьми, тревожности и апатии, а также пассивности в решении жизненных задач. Показатели эскапизма же достоверно выше в экспериментальной группе, что говорит о склонности к «уходу» от проблем.
Исследование мотивационно-потребностной сферы не выявило наличия специфических особенностей в степени удовлетворенности базовых потребностей у молодых людей с суицидальным риском. Независимо от наличия суицидального риска актуальными для молодых людей являются потребности в самовыражении, что может рассматриваться как возрастная особенность.
Интегральный показатель суицидального риска по опроснику А.Г.Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой также имеет положительную значимую корреляцию с показателями гипотимии (rs=0,601, при p
Значимые различия (p
В экспериментальной группе преобладает склонность к гипотимии, тревожности, непринятому в обществе поведению и злоупотреблению ПАВ.
Нами представлена ориентировочная математическая регрессионная модель выявления предрасположенности к суицидальному риску, предиктороми которого являются низкий уровень социально-психологической адаптации, высокие показатели эскапизма и гипотимии.
Результаты регрессионного анализа позволяют достоверно рассматривать три фактора в математической модели предикторов риска суицидального поведения (ПСР): ПСР = -0,294 А + 0,084 Э + 0,552 Д + 30,666, где А - снижение уровня социально-психологической адаптации, Э - высокие показатели эскапизма, Д - высокие показатели гипотимии.
Таким образом, основными факторами суицидального риска в молодежной среде являются демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, нарушение временной перспективы. Дополнительными факторами суицидального риска являются гипотимия, тревожность, отклоняющееся поведение, а также склонность к злоупотреблению психоактивными веществами.
ВЫВОДЫ: Исследование индивидуально-психологических характеристик показало, что молодым людям с суицидальным риском свойственны шизоидные черты, тенденция к астено-невротическим чертам характера, а также повышенная реакция эмансипации, склонность к депрессии, истинная суицидальная направленность.
У молодых людей с суицидальным риском отмечается снижение уровня социально-психологической адаптации, самоприятия, приятия других, эмоциональной комфортности, интернальности и высокие показатели эскапизма. Регрессионный анализ психологических факторов предрасположенности к суицидальному поведению выявил три достоверно значимых фактора:
- снижение уровня социально-психологической адаптации,
- повышение показателей эскапизма,
- повышение показателей гипотимии.
На основе полученных данных были выделены направления психокоррекционной работы, проводящейся в групповой форме: коррекция эмоционального состояния, повышение уровня самопринятия, развитие коммуникативных навыков, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций и расширение репертуара способов решения жизненных задач.
Цель психокоррекционной программы: повышение уровня социально-психологической адаптации у молодых людей с риском суицидального поведения.
Задачи программы:
- Расширение зоны самоосознания и повышение уровня самоприятия;
- Развитие навыков коммуникации и выхода из конфликтных ситуаций;
- Анализ и коррекция семейных дезадаптивных установок;
- Снятие негативного эмоционального состояния;
- Актуализация внутренних психических ресурсов;
- Обучение навыкам психосаморегуляции.
Программа рассчитана на 10 встреч. Форма проведения – групповая, 60-80 минут в зависимости от эмоционального состояния и активности группы. Работа проводилась в рамках интегративного подхода с использованием когнитивно-поведенческих методов, техник релаксации и визуализации, арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.
Методической основой при проведении данной программы - гуманистическое отношение к пациентам с уважением их свободы, а также эмпатическое понимание, поощрение искренности и открытости в выражении чувств.
Каждое занятие состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя создание мотивации к предстоящей работе, создание атмосферы безусловного принятия и одобрения, возбуждение психической активности участников группы.
Второй блок состоит из упражнений и техник, направленных на улучшение эмоционального состояния, актуализацию внутренних ресурсов, обучение навыкам общения, осознание истоков проблемы, развитие самопонимания и самоприятия.
Третий блок направлен на снятие психоэмоционального напряжения с помощью техник релаксации и визуализации.
Таким образом, профилактика суицидального поведения в молодежной среде возможна при комплексном системном подходе выявления и коррекции факторов суицидального риска.
Литература
1. Каневский, В.И. Психологические корреляты у молодых людей с суицидальными мыслями // Суицидология. – 2015. – Т.6. No 2. – С. 58-63.
2. Климов, В.М. Анализ факторов суицидального риска у студентов ВУЗа / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. No 5. – С. 55-66.
3. Максимова, С.Г. Социальные риски воспроизводства суицидального поведения в региональном социуме/ С. Г. Максимова. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А.,
2016. – 239 с.
4. Польская, Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская, Н.В. Власова // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - No 4. – С. 176-190.
5. Попова, Ю.Н. Проблема суицида в наши дни / Ю.Н. Попова, В.М. Трунова // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. – 2015. - No 6. – С. 44-47.
6. Холмогорова, А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консульта-тивная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. No 3. – С. 144-163.
7. Чистопольская, К.А. Медико-психологические и социально-психологические концепции суицидального поведения / К.А. Чистопольская, С.Н. Ениколопов, Л.Г. Магурдумова // Суицидология – 2013. – Т. 4. No 3 (12). – С. 26-36.
8. Lester, B.Y. Learnings from Durkheim and beyond: the economy and suicide // Suicide Life Threat Behav. – 2001. No 31. – P. 15–31.
9. McGee, R. Low self-esteem and hopelessness in childhood 75 and sui-cidal ideation in early adulthood / R. McGee, S. Williams, S. Nada-Raja // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2001. – Vol. 29. No 4. – P. 281–291.
10. World health organization. Preventing suicide: a global imperative. - Geneva: World health organization, 2014. – 98p.
Ковшова О.С. - Кафедра медицинской психологии и психотерапии ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать