Опыт профориентационной работы в старшей школе Санкт-Петербурга с использованием компьютерно-сетевых технологий:
Задачи современного школьного образования на старшей ступени все чаще связывают с выбором школьниками профессиональной сферы деятельности, которая может определять их образовательный маршрут не только в школе, но и далее за ее пределами. У интеллектуально и художественно одаренных детей и подростков профессиональная ориентация, как правило, определяется успехами на олимпиадах, конкурсах, в которых они рано начинают принимать участие. Наиболее сложным образом решается эта задача школьниками с неявно выраженными склонностями и не определенными способностями. Такие дети и подростки составляют большинство в общеобразовательных школах. Вместе с тем, адекватный выбор профессии во многом влияет на условия жизни и деятельность взрослых людей. В зависимости от того, насколько соответствуют требованиям той или иной профессии способности и личностные черты человека, формируется социальная активность, психологическое здоровье человека. Так известно, что неудачный выбор профессии, мало совпадающей с наклонностями и способностями человека, приводит к эмоциональному выгоранию и лежит в основе различных видов нервно-психических заболеваний, в том числе неврозов и психосоматических расстройств (гипертонии, инфарктов, инсультов, астмы и т.д.).
В случае даже незначительного расхождения требований профессиональной деятельности и возможностей человека имеется риск эмоционально-мотивационных девиаций и отклонений, в том числе эмоционального и профессионального выгорания. Они часто встречаются у представителей специальностей социогуманитарной направленности, которые предъявляют высокие требования к энергетическим ресурсам организма и эмоциональной стабильности личности. В связи с этим, важнейшей задачей школы является своевременное и надежное определение профессиональных склонностей и способностей учащихся для адекватного выбора профильного обучения школьников в 10 классах.
Была выполнена апробация программы предпрофильной работы в 9-х классах школ Санкт-Петербурга. Был опробован минимальный по объему диагностический блок методов, пригодный для массовой профориентационной работы с учащимися с использованием сетевых технологий. С этой целью был выбран компьютерный тест «Ориентир» производства Компании «Иматон» (Санкт-Петербург), разработанный на основе профориентационной анкеты Климова Е.А., позволяющий проводить одновременную диагностическую работу на 10-12 компьютерах. Школьники 9-х классов самостоятельно работали с компьютерным тестом. В режиме онлайн они заполняли предложенные 2 блока тестовых анкет, вопросы которых касались профессиональных предпочтений в одном случае, в другом – самооценки своих возможностей для освоения профессий. В эту диагностическую методику включены пять основных секторов профессиональной деятельности: «человек-природа», «человек – знаковая система», «человек - художественный образ», «человек – техника» и «человек – человек». Помимо этого, ответы участников тестирования компьютерная программа дифференцировала на 2 системы профессий, первая – это профессии, связанные с исполнительской деятельностью, тогда как вторая – с творческой деятельностью.
После заполнения анкеты ученики имели возможность в интерактивном режиме получить важную информацию о своих профессиональных склонностях и возможностях для освоения тех или иных специальностей. Таким образом, указанная диагностическая методика выполняла еще и консультационную функцию, важную в системе профориентации.
Но известно, что качество и адекватность ответов на вопросы любых опросников зависят от жизненного опыта и интеллекта человека, принимающего участие в тестировании. Можно допустить влияния этих личностных факторов на надежность выбора школьниками 9-х классов профиля обучения. Для контроля этих влияний была разработана Каменской В.Г. анкета рефлексии, которая была установлена в локальной школьной сети, позволяющая ученикам в удобное для них время ее заполнить. Анкета состояла из вопросов с вариантами ответов, касающихся выбора профиля и возможных проблем работы с компьютерным тестом «Ориентир». Ученики выбирали те ответы, которые, по их мнению, максимально соответствовал их действиям в компьютерном тесте, а также процесса выбора профиля.
Результаты тестирования показывают, что максимально часто предпочитались специальности «человек – человек» (30% выборов), второе место занимают профессии «человек – художественный образ» (25%), минимальные предпочтения оказались у специальностей «человек – знаковая система» и «человек – техника» (по 8% каждой специальности). Относительно малочисленная группа учащихся 9х классов не смогла определиться с выбором желаемых профессий, таких оказалось всего 6% от всей группы. Оценки своих возможностей освоить тот же перечень специальностей выглядит немного иначе: существенно большее число учащихся (45% против 30%) считают себя способными в освоении специальностей «человек – человек», за счет снижения самооценки своих возможностей в освоении других специальностей. При этом минимальное число учеников 9х классов считают себя способными к освоению специальностей типа «человек – природа», «человек – техника» и «человек – знаковая система» (все по 6%). Особую тревогу вызывает расхождение числа желающих освоить специальности в секторе «человек – природа» (22%) и способных это сделать (6%). Это расхождение связано с неуверенностью подростков в своих силах, что может быть откорректировано в индивидуальных образовательных маршрутах этих учащихся.
Таким образом, учащиеся 9-х классов достоверно реже хотят освоить специальности сектора «человек – техника» и достоверно хуже оценивают свои возможности освоения специальности сектора «человек – природа». Следовательно, минимальные предпочтения не совпадают с самыми низкими самостоятельными оценками своих возможностей освоения специальностей. Эти расхождения, возможно, связаны с плохим знанием своих возможностей, то есть недостаточно зрелой рефлексией и/или недостаточным пониманием вопросов анкеты теста «Ориентир». Интересным при этом выглядит полное совпадение профессиональных предпочтений и своих возможностей при сравнении профессий творческого типа и профессий, связанных с организаторско-исполнительской деятельностью. Соотношение этих выборов 2 к 1 в пользу творческих профессий (художественной и научной).
Эти предположения отчасти подтверждаются результатами анкетирования школьников после выполнения этого компьютерного теста. На вопрос о том, все ли положения компьютерного теста были понятны, только 56% школьников ответили утвердительно, 6% учащихся сообщили, что «многое было непонятным». На вопрос о том: «Удалось ли в компьютерном тестировании выбрать область интересов?» отрицательный ответ был получен в 38% случаев. Эти ученики могли сформировать группу с несформированными предпочтениями и с плохим качеством самооценок, т.е. недостаточной рефлексией. Именно эти школьники формируют группу с отсутствием определенного выбора определенных специальностей (6%) и не сумевших оценить свои возможности по освоению специальностей (19%).
Именно эти ученики должны получить своевременную психолого-педагогическую помощь, далее в конце 10-го класса пройти аналогичное тестирование повторно, что должно входить в содержание индивидуального образовательного маршрута.
В целом при признании результатов психодиагностики в режиме самостоятельной работы учащихся с компьютерным тестом удовлетворительными обнаружены определенные проблемы и недостатки. Эти проблемы вносят искажения в интерпретацию групповых результатов и индивидуальные трактовки в консультировании. Проблемы могут являться следствием неполной осведомленности подростков о своих возможностях, а могут быть связаны как со спецификой учебных программ школы, так с личностными особенностями учителей, ведущие основные предметы в 9-х классах.
Определенный вывод из этих результатов можно сформулировать как недостаточность только компьютерно-сетевой профориентационной диагностики, которая должна дополняться психологическим консультированием тех школьников, которые не сумели определиться ни с профессиональными предпочтениями, ни с оценкой своих возможностей их освоения. Результаты этого профориентационного тестирования, кроме всего прочего, отражают недостаточность знаний учащихся старшей школы о своих интеллектуальных и личностных качествах, которые лежат в основе осознанного профессионального выбора. Ответы учеников 9-х и 10-х классов говорят о том, что выбор института или университета опирается на баллы ЕГЭ и советы близких и родителей, что зачастую приводят к ошибкам в профессиональной ориентации. Чтобы избежать подобных случайных и псевдослучайных вариантов профессионального самоопределения, необходима, конечно, развитая система дополнительного образования в школе и в районе.
Существенно способствует адекватному профессиональному самоопределению в старшей школе систематическая психологическая работа с детьми начальной и основной школы по определению интеллектуальных и личностных качеств, необходимых для формирования индивидуального маршрута образования уже с 5-6 классов школы. Наиболее важным этот подход является для тех, кто собирается в дальнейшем осваивать профессии управленцев, педагогов, юристов, которые требуют высокого адаптационного ресурса и устойчивой эмоциональной системы. Такой блок методов, включающий и объективные инструментальные способы оценки психофизиологических основ социальной адаптации, разработан и может быть использован как на базе школ, так и в Центре функциональной диагностики Санкт-Петербурга.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать