18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024
Ананьевский период истории факультета психологии СПбГУ (1944-1972)

Доклад ученицы Бориса Герасимовича Ананьева Натальи Анатольевны Логиновой состоялся на пленарном заседании Международной научной конференции «Ананьевские чтения 2016»

Дорогие товарищи! 50 лет назад произошло событие, которого ждали и которое трудно и долго готовили ленинградские психологи. В 1966 г. был открыт наш родной факультет. Он разместился в стенах старинного петербургского дворца на Красной, Галерной улице.
 
Но история факультета психологии СПбГУ начиналась задолго до его официального учреждения. Весной 1944 г. ректор Ленинградского государственного университета Вознесенский пригласил молодого, но уже известного и авторитетного профессора Бориса Герасимовича Ананьева и предложил ему возглавить вновь создаваемое отделение психологии философского факультета ЛГУ. Надо сказать, что в нашем университете, в отличие от Московского, никогда ранее не готовили специалистов-психологов, не было психологических кафедр и лабораторий. Начинать приходилось практически с нуля в условиях военного времени, в городе, который совсем недавно освободился от вражеской блокады. В 1944-м университет вернулся из эвакуации. Всего лишь четыре студента рискнули перейти с других факультетов на психологическое отделение. Среди них студент физфака Лев Веккер и Екатерина Шорохова.

И все же начало психологии в университете было положено благодаря энергии и таланту Бориса Герасимовича, который пригласил в университет на работу сотрудников по бехтеревскому Институту мозга - В.Н. Мясищева, А.В. Ярмоленко, В.И. Кауфмана, Г.С. Рогинского, Л.А. Шифмана, Р.А. Каничеву, Н.В. Опарину, А.А. Прессман. Таким образом, университетская психология изначально была преемницей научно-психологической школы Владимира Михайловича Бехтерева.

Преемственность обеспечивалась не только персональным составом, но и идейной наследственностью. Кафедра психологии во главе с Б.Г. Ананьевым стала ядром ленинградской-петербургской научной школы. Коллектив преподавателей и исследователей целенаправленно формировался Ананьевым. Пришли в новое отделение на работу интересные, квалифицированные специалисты, люди, с выраженной индивидуальностью, с опытом конкретных исследований, с опытом войны, что особо укрупняло личность даже обычного человека.

Системообразующим фактором научно-образовательного психологического центра в ЛГУ стала коллективная исследовательская работа. Б.Г.Ананьев с самого начала ставил глобальные научные проблемы - психофизическую, психогенетическую, персонологическую, историко-научную. Уже в 1947 г. состоялся первый выпуск молодых специалистов. До 1966 г. число студентов сильно колебалось, и бывали годы, когда на курсе учились 4-5 человек, когда судьба психологической специальности висела на волоске.

Не раз в истории советской психологии бывали тяжелые периоды на грани жизни и смерти - «быть или не быть». Хорошо известны Педологическое постановление 1936 г, так называемая павловская сессия двух академий 1950 года. В трудные времена психологи страны, двух ведущих университетов Московского и Ленинградского сплотились, чтобы отстоять любимую науку, ее самостоятельность, ее предмет и методы. Да, им приходилось подстраиваться к политической конъюнктуре, но они сохраняли науку и психологическое образование. Старшему поколению психологов свойственны бескорыстность, высокая ответственность за свое дело. Сам Борис Герасимович работал самозабвенно вплоть до самопожертвования. Он в любых условиях не сдавался. Он не боялся обращаться с инициативными предложениями в правительство и добивался решения важных для науки и образования вопросов.

Б.Г. Ананьев был уникальным педагогом науки, в каждом студенте видел индивидуальность и, как никто другой, умел приобщать новичков к научно-исследовательской работе. Он и его товарищи полагали, что студенты должны жить напряженной интеллектуальной жизнью. Поэтому они не боялись насыщать свои лекции научным материалом, без скидок на невежество первокурсников. В числе студентов первых лет были теперь всем известные ученые: Л.М. Веккер, Е.В. Шорохова, А.А. Бодалев, Е. С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова, и ныне здравствующие профессора Н.В. Кузьмина, В.Н.Куницына, В.Н. Панферов и другие.

В 1951-е г. Б.Г. Ананьев был назначен директором института педагогики АПН РСФСР. Заведующим кафедрой психологии стал Владимир Николаевич Мясищев, он заведовал кафедрой и отделением психологии до 1960 г. Под его руководством кафедра усиленно занималась проблемой личности, общения и межличностных отношений. В. Н. Мясищев один из первых внедрял зарубежные методики, и, говорят, лично привез из заграничной командировки тест Роршаха. Так же поступал и Ананьев, скажем, тест Мира Лопеца привез из Бразилии. Открытость, готовность перенимать и взаимодействовать с учеными других стран и научных школ – отличительная черта ленинградской психологической школы.

Издания. Несмотря на отсутствие в стране научных журналов по психологии в послевоенное десятилетие, очень скоро стали появляться статьи психологов ЛГУ в сборниках Ученых записок. С большим воодушевлением психологи восприняли учреждение в 1955 г. журнала «Вопросы психологии». Всего за первые годы существования отделения и факультета психологии ЛГУ было издано свыше 400 научных работ, в том числе значительные монографии, которые вошли в классическое собрание российской . Это в первую очередь «Психология чувственного познания», «Теория ощущений», «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьева, коллективные монографии «Осязание в процессах познания и труда», «Индивидуальное психическое развитие и константность восприятия», а также «Личность и неврозы» В.Н. Мясищева, «Предыстория общества» Н.А. Тих. Появились и первые монографии воспитанников университета - А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком», Л.М. Веккера «Восприятие и основы его моделирования», Б.Ф. Ломова «Человек и техника», Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии». Книга Бориса Герасимовича «Человек как предмет познания» явилась подлинным манифестом психологической школы Петербургского университета.

В конце 1950-начале 1960-х у БГА сложилась концепция психологии в системе человекознания. Идея человекознания, где психологии отводилась роль системообразующего центра, является ядром исследовательской программы научной школы Ананьева. С середины 1960-х гг. ананьевская программа реализовалась не только на факультете психологии, но и в Институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), особенно лаборатории дифференциальной психологии и антропологии (1963).

Как и предвидел Б.Г. Ананьев, «… 60-70-е годы действительно относятся к новой эпохе» (Ананьев, 1977, с. 366) - эпохе обращения человека к самому себе как предмету познания и преобразования. Открытие факультета психологии в 1966 г. стало возможным на волне общественного прогресса, когда был сделан прорыв в космос, появились новые формы хозяйствования и организации труда, новые течения в искусстве, литературе.

На авансцену науки вышло поколение, которое привнесло свежие идеи и дух противостояния догматизму, изоляции от мировой науки, мнимым ученым. Новаторские исследования психологов перекликались с исканиями молодых философов Эвальда Ильенкова, Игоря Кона, Феликса Михайлова, Ивана Фролова, Георгия Щедровицкого.

Съезды. В конце 1950х и в 1960-е состоялись первые съезды вновь созданного Общества психологов СССР, научные конференции, крупные методологические и теоретические междисциплинарные дискуссии, прояснявшие позиции по вопросам соотношения биологического и социального, сознания, личности. В том же 1966 г. летом проводился 18 Международный психологический конгресс впервые в нашей стране, в Москве и вызвал сильный общественный резонанс. В конгрессе участвовала большая делегация и ленинградских психологов.

Практика. В тот период 1960-е проблемы человеческого фактора в промышленности стали в повестку. Психологи участвовали в подготовке космонавтов, в организации деятельности производственных коллективов. Ленинградская по своему происхождению идея социального планирования развития предприятий и регионов вовлекла психологов в многолетнее сотрудничество с производственниками и управленцами всех уровней.

Эта крепнущая связь университетской науки с общественной практикой позволила заявить во весь голос о практической значимости профессии психолога. Создание факультета было бы немыслимо без общественного запроса на психологию, без готовности самих психологов соответствовать большим социальным ожиданиям.

С открытием факультета в полную силу развернулись знаменитые комплексные исследования человека по программе и под руководством БГА. В их орбиту были вовлечены почти все сотрудники факультета и других психологических центров. Это была большая коллективная работа, наполненная энтузиазмом и радостью творчества. Ее результаты впечатляют, но они до сих пор мало осмыслены в масштабе общей истории и методологии психологической науки. Это мешает включению результатов и главное опыта организации тех исследований в процесс современного научного развития.

Жизнь на новые факультете кипела, создавались лаборатории инженерной, социальной, дифференциальной психологии, новые кафедры, учебные планы. Работали научные методологические семинары, где выступали не только психологи, но и социолог И.С.Кон и специалист по экзистенциальной философии Э.П. Юровская, психиатр С.С. Либих. Приезжали и выступали перед нами иностранные ученые Казимеж Обуховский из Польши, и Геньчо Пирьов из Болгарии.

Событием стали научные сессии – встречи с коллективами из МГУ, Психологического института, Института психологии Академии наук Грузии, Института психологии Украины (1969). Тогда, будучи студентами, мы впервые увидели и услышали классиков советской психологии – Александра Романовича Лурию, Алексея Николаевича Леонтьева, Петра Яковлевича Гальперина, Анатолия Александровича Смирнова, Лидию Ильиничну Божович. Это были поистине незабываемые праздники науки.

На факультете был создан студенческий клуб «Леонардо». В нашем мраморном зале на Красной охотно выступали молодые, а теперь прославленные артисты и художники. Сам Борис Герасимович выступал на вечерах, посвященных Александру Блоку и Федору Достоевскому. Это были шедевры ораторского искусства и в то же время значительные научные произведение, источник идей о природе индивидуальности, взаимосвязи науки и искусства.

Студенты-психологи жили в атмосфере научного творчества. Они с младых ногтей впитывали традиции ананьевской школы – ее демократизм, открытость, межпоколенческое товарищество, стремление сочетать науку и практику, уважение к научному факту. Методологические принципы антропологизма, развития, деятельности и отражения стали основами личного профессионального мышления универсантов.

***

Прошло полвека. Изменилась наука, изменились страна и мир. Перечитывая заново страницы истории и вспоминая начало славных дел, мы испытываем благодарность к старшему поколению, нашим учителям и особенно Борису Герасимовичу Ананьеву. Благодаря самоотверженному труду предшественников, мы, питомцы Ленинградского-Петербургского университета, обрели не только специальность, но поприще для самоосуществления в психологической науке, образовании и практической деятельности.

Мы, поколение, которое видело расцвет школы Б.Г. Ананьева, стараемся изучать и умножать ее научный потенциал, сохранять и передавать молодым ее лучшие традиции. Вместе с молодыми коллегами мы обязаны сделать все, чтобы и через 25, и 50 лет психологическая школа Санкт-Петербургского университета жила и развивалась, чтобы здесь проводились серьезные теоретические и прикладные исследования, формировалась элита психологии, готовая к новым свершениям на благо отечества и на благо каждого человека.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»