18+
Выходит с 1995 года
27 ноября 2024
Создание службы школьной медиации: первые шаги

На вопросы о создании школьных служб медиации отвечает руководитель Районного методического объединения школьных служб медиации, сертифицированный медиатор, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт-Петербурга (центр выполняет функцию методического обеспечения специалистов системы образования по вопросам организации школьных служб медиации) Лада Викторовна Быкова:

- Лада Викторовна, согласно постановлению Правительства РФ до конца 2016 года в школах должны быть открыты службы медиации. У учителей, детей и родителей появилась новая возможность - обращаться в службы для урегулирования конфликтов. Это востребовано?

- Несомненно. Так получилось, что создание служб школьной медиации – это и административное нововведение, и необходимость соответствовать современным образовательным подходам. Медиация помогает разрешить конфликт с точки зрения обоюдного выигрыша, когда проблема решается с позиции выгоды для всех. Уже с осени 2014 года в школах Петербурга открываются службы, куда может обратиться любой участник образовательного процесса, прийти со своим оппонентом, и медиатор поможет сторонам конфликта его урегулировать.

Сейчас на медиацию попадают конфликты между учениками. Постепенно количество обращений в службы медиации увеличивается, поскольку дети начинают понимать, что такое медиация и чем она может быть полезна. И запрос на работу медиатора тоже растёт, сейчас в образовании существует потребность в компетентных специалистах в области школьной медиации.

- Кто может быть медиатором?

- Профессиональным медиатором может стать человек с высшим образованием, который прошел дополнительное профессиональное обучение в области медиации и получил диплом о профессиональной переподготовке.

Чаще всего школьные службы медиации сейчас развиваются благодаря активности практических психологов, потому что психологи владеют навыками урегулирования конфликтов. Им только остается освоить процедуру медиации и затем активно применять новые знания на практике. Это очень интересный опыт, который требует не только профессиональной подготовки, но и готовности в чем-то измениться, развиваться личностно. Медиатору нужны аналитические способности, чтобы выделять главное в большом объеме информации, проясняя интересы сторон, необходимо быть терпеливым, внимательным, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, нейтральность и доброжелательность. В процессе обучения есть возможность по-новому раскрыть себя. Например, я, обучаясь медиации, стала четче формулировать свои интересы, проявлять большую настойчивость. Благодаря этому опыту я теперь могу успешно участвовать в достаточно жестких переговорах.

В Институте практической психологии «Иматон» в учебный план программы «Служба школьной медиации. Профессиональная подготовка специалистов по урегулированию конфликтов» включены практикумы, учебно-практические семинары и лекционные курсы, помогающие получить достаточно объемные знания о медиации и навыки для дальнейшей практической работы. В процессе обучения используются тренинговые технологии, разбор реальных случаев из практики и игровых ситуаций. Слушатели узнают о юридических основах медиации в РФ, принципах и инструментах медиации, структуре службы школьной медиации и практических шагах по созданию службы. Познакомятся с авторскими технологиями работы школьного медиатора, методическими разработками, которые пригодятся им в дальнейшей профессиональной деятельности. Помимо этого, один из блоков программы предполагает ознакомление с подходами к медиации при разрешении семейных, трудовых, юридических и коммерческих споров. Как преподаватели, мы хотим помочь нашим слушателям получить все необходимые знания и собственный опыт, которые помогут им в практической работе.

- В школах сейчас работают психологи, помиомо этого появляются службы медиации. По вашему опыту, как удается школьным психологам сотрудничать с медиаторами и разграничивать сферы деятельности?

- Это представители разных профессий, решающих разные профессиональные задачи. Школьный психолог «работает» на психологическое благополучие всех участников образовательного процесса, и он решает, будет он использовать медиативные технологии при урегулировании конфликтов или нет. У психолога в школе очень много практических задач, он работает в начальной школе, с подростками, с выпускниками. И чтобы найти время для развития школьной медиации, ему придется серьёзно перестроить свою работу.

У школьного медиатора, кроме работы по урегулированию конфликтов, много организационной работы, особенно на этапе создания службы. А затем его задачей будет обучение медиативным технологиям работы с конфликтами педагогов и, главное, собрать из старшеклассников команду медиаторов-ровесников, научить их, поддерживать интерес к работе в службе, разработать варианты, как будет осуществляться их работа. В работе медиаторов-ровесников нужно учитывать фактор традиций школы, какой объем полномочий взрослые готовы доверить ребятам. Например: дежурный старшеклассник увидел драку - он пойдет разнимать дерущихся или передаст информацию взрослому? Это зависит от правил, которые установлены в школе, они в разных школах могут отличаться. Также школьный медиатор должен сделать так, чтобы службу в школе приняли, обращались в нее, чтобы ей доверяли. Школьные психологи решили эти задачи уже 20 лет назад, а медиаторам это еще предстоит.

- Какие перспективы служб школьной медиации, как они могут развиваться в будущем?

- Подготавливая специалистов, которые смогут работать медиаторами, мы мечтаем не только о том, чтобы в школах с детьми работали компетентные специалисты, но и о том, чтобы в дальнейшем сами учащиеся под руководством опытных взрослых становились медиаторами-волонтёрами, которые научатся разрешать конфликты и затем будут помогать другим детям. Такая деятельность может быть интересна детям, у которых есть лидерские качества, амбициозным, желающим делать что-то новое, любящим общение, и тем, кто хочет лучше разбираться в людях, помогать другим в трудных ситуациях. Обучаясь урегулировать простейшие конфликты, школьники приобретают очень полезные навыки, которые в будущем помогут им успешно взаимодействовать, договариваться в самых сложных ситуациях. Такой опыт развивает и обогащает. Благодаря этому они, когда вырастут, смогут стать успешными психологами, конфликтологами, юристами, менеджерами, политиками. Меня воодушевляет задача, сделать так, чтобы работа в службе школьной медиации всегда была живой, интересной, развивающей и специалистов, и школьников.

Уверена, что работа служб школьной медиации изменит к лучшему атмосферу в наших школах. Ведь главная задача служб - создание безопасного школьного пространства, основанного на взаимном уважении, доверии, сотрудничестве и способности договариваться.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»