18+
Выходит с 1995 года
23 ноября 2024
Успешный полиграфолог – это человек, который готов узнать правду

Предлагаем вашему вниманию интервью с Верой Михайловной Коваль, психологом лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, специалистом по использованию психосемантических и проективных методов в детекции лжи и диагностике личности, соруководителем программы дополнительного профессионального образования Института практической психологии «Иматон» «Инструментальная детекция лжи. Профессиональная подготовка полиграфологов».

— Вера Михайловна, как родилась программа дополнительного образования «Инструментальная детекция лжи. Профессиональная подготовка полиграфологов»?

— Как ответ на запросы специалистов. Ко мне и моему коллеге, Ивану Анатольевичу Горбунову часто обращались с вопросами психологи, которые нуждались в специальных знаниях и навыках для проведения полиграфического исследования. И в какой-то момент появилось желание создать целостную образовательную программу, которая бы помогла удовлетворить растущую потребность психологов в тематическом дополнительном образовании. Хотелось разработать такую программу, которая, обеспечивая комплексный подход к детекции лжи, включала бы в себя весь диапазон знаний, необходимых полиграфологу: и о психофизиологии, и о технике, и о критериях эффективности, и о семантике, а также обо всех современных методах детекции лжи. Задача была масштабная, поэтому и программа получилась большая – 605 часов обучения. Больше двух лет мы обучаем специалистов в Институте практической психологии «Иматон».

— Уже состоялось два выпуска. Кто приходит учиться?

— Самые разные люди, которых я для себя условно делю на две группы «профессионалы» и «игроки». «Профессионалы» – специалисты с высшим психологическим образованием, работающие по специальности, которые хотят повысить свою квалификацию и в дальнейшем заниматься экспертизой. «Игроки» не обязательно стремятся в будущем работать психологами – это люди, которые хотят больше узнать о психофизиологии, научиться распознавать эмоции человека по невербальным проявлениям, разбираться в людях и планируют использовать эти знания для развития бизнеса.

Я рада, что те наши выпускники, которые ставят перед собой профессиональные цели, их добиваются. После окончания программы многие не пропадают из поля зрения – они звонят, рассказывают о себе, иногда просят что-то подсказать им. Некоторые выпускники работают там же, где и до этого, используя свои знания, полученные на программе, для общего развития и повышения квалификации, расширяя свой профессиональный инструментарий – они могут периодически, без отрыва от основной работы, по запросу проводить полиграфические экспертизы.

— Во время обучения студенты пишут дипломы. Есть популярные темы?

— В прошлом году многие студенты в своих дипломах отражали влияние акцентуации характеров на проведение полиграфического исследования, затрагивали вопросы семантики – определение личных смыслов, которые вкладывает человек. Наше сотрудничество со студентами не только дает знания им, но и становится почвой для новых научных исследований – год назад студент защищал дипломную работу, для которой проводил тестирование не на полиграфе, а на энцефалографе. Была предложена простая схема – мозг реагируют на информацию, вызывающую некое смысловое рассогласование увеличением своей активности – в нём возникает электрический потенциал, с помощью этих потенциалов мы находим так называемую негативность рассогласования и можем с ее помощью определять, говорит человек правду или нет. Энцефалограф не позволяет обманывать. Мы силами наших преподавателей написали для студента специальную программу, с помощью которой он провел пилотажное исследование, протестировав 34 человека. Это исследование стало не только фундаментом достаточно интересной дипломной работы, но и основанием для запроса на грант, который мы выиграли и уже год продолжаем сотрудничество в рамках этого гранта.

— К чему должны быть готовы студенты, которые хотят получить это дополнительное образование?

— К интересной и сложной работе. Программа обучения выстроена комплексно, она дает целостный психофизиологический подход к человеку – студенты исследуют его когнитивные функции, двигательные, функции вегетативной нервной системы, реакции головного мозга, учатся работать с полиграфом, энцифалографом, приобретают знания по клинической психологии и диагностике психических расстройств, изучают семантику. Мы собрали замечательный состав специалистов, которые являются экспертами в своих областях деятельности. Важно отметить, что студентам нужно будет поработать и с самими собой – лучше узнать себя, чтобы научиться понимать других. Ведь недостаточно просто знать, как именно проводить исследование – нужно научиться хорошо разбираться в тонких душевных движениях других людей, правильно и грамотно формулировать вопросы для изучения конкретной ситуации, которая расследуется. Формулирование вопросов -очень творческий и ответственный процесс: чем больше я «влезла в шкуру» человека, которому я буду задавать вопросы, тем лучше, поскольку впоследствии мне придётся связывать полученные ответы с реальностью конкретного человека. С этим могут быть трудности у людей, которые не очень хорошо разбираются в самих себе, не интересуются своим собственным внутренним миром.

— Используете ли вы игры в процессе обучения?

— В небольшом объеме. Мы обязательно играем со студентами в «Мафию» – эта игра очень полезна для диагностики. В ней произвольным образом раздаются роли – часть игроков становятся мирными жителями города, а часть – представителями мафии, которые нападают на мирных жителей ночью и убивают их по очереди. Днем у мирных жителей появляется возможность с помощью вопросов выявить и обезвредить мафиози. Игра заканчивается тогда, когда мафия раскрыта или не осталось ни одного из мирных жителей. В «Мафии» довольно ограниченный набор так называемых стратегий, амплуа, социальных ролей, которые человек выбирает для себя и через эти роли он воспринимает окружающий мир, оценивая какое-то поведение в игре негативно или позитивно в отличие от своего собственного жизненного опыта. Есть индивидуальные признаки определенных амплуа и они все ярко проявляются в этой игре. Умение видеть сквозь социальные роли, определять в том числе и свои собственные стереотипы восприятия очень важно для будущих полиграфологов, которые благодаря такому опыту смогут что-то новое узнать о самих себе.

— Вы рассказали о составляющих программы подготовки полиграфологов. Что, помимо специальных знаний, умения разбираться в людях, может помочь полиграфологу успешно определять ложь?

— Полиграфолог – это человек, который выходит за рамки так называемых социально приемлемых реакций на ложь. Ведь часто в повседневной жизни люди могут предполагать, что им лгут, но в силу тех или иных социальных удобств закрывают глаза на это знание. Задача полиграфолога – увидеть не то, что хотелось бы, а то, что есть на самом деле. Успешный полиграфолог – это человек, который готов узнать правду.

Беседовала Юлия Смирнова.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»