16+
Выходит с 1995 года
17 апреля 2024
«Тенденции рынка организационной психологии в условиях общего экономического спада»

Уважаемые читатели! В рамках подготовки к III ежегодному петербургскому Саммиту профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» (5-7 июня 2009 года), мы начинаем  публиковать материалы на темы, которые будут обсуждаться во время Саммита. Предлагаем вашему вниманию интервью с Александром Эдуардовичем Хватовым, заведующим кафедрой организационной психологии, руководителем программы дополнительного образования «Организационная психология: системный подход» Института практической психологии «Иматон», организационным консультантом, директором консалтинговой компании, ведущим круглого стола «Тенденции рынка организационной психологии в условиях общего экономического спада».

- Александр Эдуардович, на ежегодном саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» специалисты, конечно же, будут много говорить о мировом экономическом кризисе. Каковы, по вашему мнению, его причины?

- Одна из основных причин мирового экономического кризиса, на мой взгляд, в том, что люди привыкли потреблять больше, чем зарабатывать, и весь мощный инструментарий современного маркетинга долгое время работал на утверждение в головах потребителей идеи о том, что именно так и должно быть. Это, похоже, не столько финансовый кризис, сколько кризис ценностей. Россияне в этом смысле пострадали от кризиса меньше, чем жители Америки и Европы, так как в России этот процесс начался позже, и было не так много  времени, чтобы сформировать у россиян устойчивую привычку к избыточному потреблению. Поэтому на России кризис отражается несколько по-другому. Впрочем, у нас другая сложность: как сырьевая страна, мы как раз своим сырьем поддерживали те потребности, которые больше возможностей; упали цены на сырье – упали доходы страны, и дальше – по сегодняшней программе. Но это - отдельная и довольно запутанная тема.

- Повысятся ли требования к персоналу в связи с кризисом?

- Мне сложно сказать. Скорее всего, в целом, безработица расти будет. Другое дело – в ситуации падения спроса некоторые специальности востребованы больше, чем прежде, например – хорошо подготовленные руководители. Но, даже попав под сокращение, специалист, я считаю, не должен браться за любую работу, которую ему  предлагают. Каждый человек должен заниматься тем, что ему нравится, тем, что он умеет делать хорошо. Так же и компания, которая потеряла часть клиентов, не обязательно должна стремиться к тому, чтобы любой ценой вернуть их назад, изменив, к примеру, профиль своей деятельности. Можно поискать клиентов в других сегментах, если продукт, который компания производит, качественный, или использовать другие возможности.

- Как рынок психологических услуг отреагировал на кризис?

- Мое впечатление, что спрос на индивидуальное психологическое консультирование сейчас остался прежним, а возможно, и вырос: людям нужна психологическая помощь. Если говорить о спросе на тренинговые услуги, здесь все не так просто. Сейчас компании, которые раньше охотно тратили деньги на развитие персонала, стали осторожнее относиться к вложению денег в обучение и делают это более избирательно. Я думаю, что в ближайшем будущем тренинги общей направленности: коммуникации, продаж или переговорные, будут менее востребованы, чем тренинги, связанные с адаптационными, целевыми изменениями компаний.

- Изменился ли в связи с кризисом спрос на организационное консультирование и, если изменился, то как?

- Конечно, изменился. У многих заказчиков, которые еще в прошлом году задавались вопросом о расширении бизнеса и поиском для этого новых ниш, теперь, в связи с изменившейся экономической ситуацией, появился другой вопрос - как сохранить то, что есть или перепрофилировать бизнес. Поэтому, прибегая к услугам организационных консультантов, заказчики часто формулируют задачу следующим образом: «что конкретно вы можете сделать, чтобы облегчить наше сложное положение?». Заказчиков интересует, как удержать долю рынка, управлять текущей ситуацией, в некоторых случаях - как закрыть бизнес с наименьшими потерями для себя. Сейчас организационному консультанту приходится уделять внимание не столько тому, чтобы например, улучшить взаимодействие в коллективе, а тому, как поддержать жизнеспособность команды в новых, сложных условиях рынка; иногда – с кем из команды для этого необходимо расстаться.  По сути, главная задача -  помогать клиенту разобраться в том, куда двигается компания в период спада спроса, в частности - как оптимизировать систему управления и человеческие ресурсы компании.

Поэтому, похоже, для тех организационных консультантов, которые привыкли в своей работе фокусироваться на решении локальных задач,  наступили сложные времена - такой подход сейчас часто оказывается невостребованным. Консультантам, ориентированным на стратегическое планирование тоже непросто, - заказчиков интересует, как выправить ситуацию, сложившуюся в настоящее время.  Я работаю в системном подходе, и считаю, что именно этот подход — основное  конкурентное преимущество, которое консультант может предложить клиенту. Чем более целостное представление будет у клиента о его бизнесе и о рыночной ситуации, тем более эффективными будут его решения.

- Есть ли общие для большинства руководителей проблемы, которые возникают в период кризиса?

- Кризисная ситуация в бизнесе принципиально отличается от той ситуации, когда все стабильно и хорошо. Проще всего объяснить это отличие на примере стихийного бедствия, например, пожара. Во время пожара обычно не до демократии: чтобы спасти как можно большее количество людей и ценных вещей,  руководитель должен действовать директивно, принимать множество решений «в режиме ручного управления».  Так же и во время кризиса - директивный стиль управления эффективен, поскольку позволяет быстро принимать решения и получать быстрый результат.

Казалось бы, исходя из этой логики, сейчас консультант должен побуждать заказчиков к повышению операционной эффективности, а для этого лучше всего подходит директивный стиль управления компанией.  Но у такого стиля управления есть недостатки — директивному руководителю приходится одновременно решать огромное количество задач, которые в стабильной ситуации обычно прекрасно решают его подчиненные. В долгосрочной перспективе директивный стиль управления может служить компании плохую службу, потому что, поработав некоторое время (обычно,  3 – 6 месяцев) в режиме чрезмерных нагрузок, руководитель, сильно устанет, начнет делать ошибки, а потом и благополучно "перегорит". Да и подчиненным придется несладко. К успеху компанию приведет баланс директивного и делегирующего стиля управления. 

Это может показаться странным, но сейчас в очень выгодном положении находятся те компании, которые могут себе позволить инвестировать деньги в развитие персонала,  прежде всего – в развитие управленческой команды. Кризис — это прекрасное время для того, чтобы консолидировать вокруг себя людей, с которыми ты хочешь и можешь иметь дело. Рынок персонала трясет, многие работники опасаются за свои места, и готовы делать в разы больше, чем прежде, а если есть необходимость - можно поискать «по кризисным ценам» хороших специалистов для усиления команды.

Компания, которая в период кризиса не может позволить себе заниматься развитием, рискует выйти из кризиса, потеряв лидирующие позиции в свой отрасли. Хочу привести такой пример: когда автомобилист проходит поворот, он стремится пройти его на оптимальной скорости: поедешь слишком медленно – потеряешь скорость, время и лидерство, поедешь слишком быстро – вылетишь с трассы. У автогонщиков есть поговорка: «не важно, на какой скорости ты войдешь в поворот, важно, на какой скорости ты из него выйдешь». Также и с кризисом - решая проблемы, которые существуют в данный момент, компания должна одновременно думать и о своем будущем. Заниматься только оперативными задачами вредно – есть риск не заметить шанс,  который даст возможность получить стратегическое преимущество; заниматься только стратегическими задачами – тоже вредно, можно «не дотянуть» до их реализации. Выиграет та компания, которая сможет быстрее других приспособиться к изменившимся условиям, сберечь ресурсы, правильно спрогнозировать, что будет с ее рынком в ближайшие год - три года и лучше других подготовиться к этим грядущим изменениям.

- О чем вы хотите говорить на саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом»?

- На саммите я буду ведущим круглого стола «Тенденции рынка организационной психологии в условиях общего экономического спада». Я хотел бы, чтобы, дискутируя на круглом столе, мы избежали досужих разговоров о том, что кризис — это очень плохо и трудно. Это и так ясно. Я надеюсь на интересный диалог со специалистами, которые смотрят вперед, и хотят увидеть перспективы. Есть гипотеза, что через год или полтора нынешняя кризисная ситуация начнет выправляться. По моим представлениям, нормальная управленческая команда может быть собрана и интегрирована за период от шести месяцев до года с небольшим. А это как раз время предполагаемого выхода из кризиса. То есть для руководителей компаний, которые озабочены стратегическими перспективами бизнеса, сейчас самое время начинать или продолжать эту работу делать. В этом контексте мне хочется поднять на саммите и обсудить с коллегами вопрос о том, чем лучше всего заняться в текущий период экономического спада, чтобы продуктивно занять имеющееся время. Может быть, и самому психологическому сообществу стоит уже сейчас готовиться к событиям, которые случатся через год – полтора. Когда мы будем выходить из кризиса, у нас уже не будет времени, чтобы консолидировать команду, разбираться в новом рынке, предлагать актуальные услуги, а у кого-то эта работа уже будет сделана.  

И второй вопрос, который хотелось бы затронуть — много ли на рынке заказчиков, которые разделяют такую точку зрения и готовы покупать? Может быть, есть смысл целенаправленно искать сегменты бизнеса, которые думают в той же логике, что и я: «готовь сани летом», и строить работу с ними. Таким заказчикам консультант может  помочь оценить их текущее положение и  выбрать оптимальный путь, по которому они  пройдут через кризис с наименьшими потерями и наибольшей выгодой для бизнеса в будущем. Мне кажется, конструктивный вопрос для обсуждения - где и как находить таких клиентов и что им нужно сейчас предложить? Я полагаю, что трезво оценивать ситуацию в настоящем, быть в контакте с коллегами, действовать и думать о будущем — это хороший способ справиться с кризисом.

Статья Александра Эдуардовича «Организационный психолог – «доктор» компании»

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»