В нашей стране (и в нашем городе) так много педагогов, желающих попробовать свои силы на новом для нас поприще – в качестве гувернера или няни. С другой стороны, занятость родителей диктует во многих семьях (богатых и не очень) необходимость приглашать в дом специалиста. Казалось бы, стоит только почитать газету с рекламой, и обе стороны найдут друг друга и будут жить счастливо… К сожалению, этого не происходит. Почему?
Работа гувернера – особый вид деятельности, в который нельзя слепо перенести приобретенные в системе образования или в житейском опыте знания и навыки. Поэтому необходим специальный курс «введения в специальность». Но даже пройдя курс «боевой подготовки» в одном из многочисленных агентств по подбору персонала, далеко не всегда новоиспеченный специалист способен эффективно выполнять свои новые обязанности.
На наш взгляд, существует ряд причин данного противоречия. И одно из них носит концептуальный характер. Многие семьи, устраняясь от процесса воспитания, полностью доверяют свое чадо гувернеру. Другие же, напротив, контролируют каждый шаг специалиста. Почему? Вероятно потому, что в нашей стране, хоть новая специальность и вошла крепко в нашу действительность, пока еще не создан, вернее, не воссоздан институт гувернерства, существовавший до революции.
Отсутствием правовых норм в области отношений гувернер-работодатель обусловлена и вторая причина противоречия, характеризующего сегодняшний рынок гувернерских услуг: некорректная установка на деятельность данного специалиста.
В некоторых случаях специалист, соблазнившись солидной оплатой, принимает на себя, помимо непосредственной работы с ребенком, чуть не все бытовые заботы семьи - от приготовления пищи до уборки. Данный «симбиоз функций» гувернера и домработницы вреден для репутации домашнего воспитателя и плачевно отражается на качестве его основной работы. Случается и иная ситуация: гувернер (няня), «вооружившись» договором о почасовой оплате, отбывает свои часы в доме, подобно опыту работы еще не забытого советского времени. Другой полюс – попытка стать педагогом, а то и психотерапевтом для всей семьи. Такая стратегия также обречена на провал.
Случай из недавней практики. Семья с сожалением прощается с опытной и даже талантливой воспитательницей. Мама пишет ей превосходный отзыв. Но прощается, и по своей воле. Почему? Отвечает сама мама.
- Очень обидно. Полгода она у нас работала. Дети в ней души не чают. Сына, пятилетнего лентяя, она отвадила от компьютера (мог играть часами), приохотила к сказкам. Между делом он сам читать научился без напряжения. Дочка лучше учиться стала, домой после школы сама рвется.
Им хорошо вместе, а нам с мужем тяжело. Впечатление, что мы без нее не справились бы ни с чем. Она сама нас никогда не поправляет, но мы по отношению к своим детям чувствуем себя как на экзамене: как бы что не испортить в созданной ей великолепной системе. Живем без права на ошибку. Нам, знаете ли, нужна именно гувернантка, а не домоправительница...
Сейчас в этой семье работает специалист, которым довольны и дети, и родители. Он понимает и принимает образ жизни обитателей дома и реагирует на него адекватно. А высококвалифицированная воспитательница удивляется тому, что до сих пор не может найти новую работу.
Услуги гувернера, а также и няни – это не избавление родителей от общения с ребенком, не замена их внимания деятельностью подготовленного специалиста, не передача ответственности за воспитание ребенка опытному педагогу. Гувернер должен не отторгать родителей от детей, а совместно с родителями проводить единую воспитательную политику, выдвигая единые требования к ребенку, чтобы он находился в едином, понятном для него воспитательном пространстве и чувствовал себя психологически безопасно. К сожалению, далеко не все агентства готовят свой персонал к взаимодействию с родителями, которое может стать основой гармонизации отношений в семье.
Рисунок «весы»
Значит, при подготовке гувернеров необходимо уделять внимание не только детской возрастной психологии, но и формированию навыков взаимодействия с родителями разных категорий. Это, в свою очередь, поможет не только избежать многих конфликтов между взрослыми, но, как мы уже сказали, поможет ребенку ощутить себя в атмосфере любви и взаимопонимания.
К сожалению, можно отметить отсутствие единой политики многочисленных агентств, занимающихся трудоустройством педагогов в семью. Примерно половина из них проводит собственные школы или краткие курсы по подготовке специалистов. Однако зачастую во главе агентства стоит предприимчивый человек, не имеющий специального образования. Программы, утверждаемые в каждом агентстве, пестрят различными целями и задачами, которые часто обусловлены узкой специализацией предпринимателя. В настоящее время необходимо централизовать усилия специалистов в этой области, упорядочить составление программ. И обязательно строить политику агентств, опираясь на принцип комплексности, то есть привлекать к подготовке будущих гувернеров и нянь не только педагогов, но и психологов, логопедов, музыкальных и физкультурных работников, и врачей.
«Программа-минимум» для будущих гувернеров обязательно должна включать:
1.Формирование конструктивных установок соискателей на работу в семье, на будущего работодателя.
2.Формирование коммуникативных навыков взаимодействия с различными категориями клиентов.
3.Знакомство с возрастными особенностями как детей, так и взрослых.
4.Этику и этикет при работе в семье.
И, конечно же, непременный и главный пункт:
5.Умение составить программу индивидуального сопровождения ребенка.
Освоение этих разделов облегчит путь специалиста в семью, родители смогут приобрести надежного помощника. А это значит, что для ребенка действительно будет создана самая благоприятная среда, в которой он будет чувствовать себя нужным, любимым.
Приглашаем на семинар «Домашнее воспитание. Программа психологической подготовки гувернеров и нянь»
Авторы: Мария Станиславовна РУЗИНА, детский практический психолог, тренер, лауреат Международного фонда Дж. Сороса, программный директор Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Дети города», автор книги «Телесные игры для малышей», соавтор книги «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг»; Галина Борисовна МОНИНА, кандидат педагогических наук, детский практический психолог, лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической практике» (за разработку «Серия плакатов для психодиагностической, психокоррекционной и педагогической работы с детьми, подростками и взрослыми»), автор книг «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Проблемы маленького ребенка», «Шпаргалка для взрослых» и др.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать