18+
Выходит с 1995 года
3 мая 2025
О стратегии совершенствования использования искусственного интеллекта в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных психотехнологий на период 2025–2030 гг.

Общая информация

Документ «Стратегия совершенствования использования искусственного интеллекта в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных психотехнологий на период 2025–2030 гг. (проект)» является одним из основных результатов комплексного исследовательского проекта «Оценка эффективности использования ИИ в психотерапии и консультировании», выполненного в продолжение 2023–2024 гг.

Предполагается активное обсуждение данного документа на уровне экспертного психотерапевтического и психологического сообщества. И далее — утверждение настоящей Стратегии в качестве приоритетного направления деятельности профессионального сообщества.

Ниже представлен полный проект текст документа Стратегии.

Проект

Стратегия совершенствования использования искусственного интеллекта в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных психотехнологий на период 2025–2030 гг.

Вводная информация

1. Большинство современных исследователей, специализирующихся в области долговременных цивилизационных прогнозов, считают, что главные риски Новейшего времени связаны, в том числе, и с катастрофическими вариантами развития событий в связи с использованием искусственного интеллекта (ИИ).

Некоторые позиции из стандартного перечня ИИ-рисков, представленного во множестве тематических обзоров, прямо касаются сферы психотехнологий.

С учетом установленного факта того, что слабо регулируемый и бурно развивающийся рынок психотехнологий имеет преобладающий деструктивный вектор воздействия на психическое здоровье человека, группы, общества, появление еще одного сверхмощного агрессивного агента в этом пространстве крайне нежелательно.

Тем не менее, конструктивный потенциал экологически выверенных ИИ-психотехнологий в сфере форсированного развития качественных характеристик психического здоровья человека, группы, общества — может и должен быть использован.

При этом понятно, что очевидно полезный и безопасный вариант развития событий в данной сфере может быть обеспечен только лишь за счет продуманных и согласованных усилий подготовленных инициативных и экспертных групп профессионального психотехнологического сообщества.

И далее, должна быть проработана, утверждена и принята к исполнению «дорожная карта» такой согласованной многопрофильной деятельности, что и является заявляемой миссией настоящей Стратегии.

Анализ корректных научных данных показывает, что необходимо учитывать следующие наиболее вероятные риски, возникающие при использовании ИИ-технологий в сфере оказания психотерапевтической, консультативной, иной психотехнологической помощи:

  • этические риски — программы и алгоритмы ИИ могут отражать предвзятость разработчиков, что приводит к некорректным или дискриминационным решениям;
  • технологические риски — программы и алгоритмы ИИ могут отражать предвзятость разработчиков в подборе психотехнологических рекомендаций, что приводит к неэффективным решениям либо к иным негативным последствиям;
  • потеря рабочих мест — автоматизация рабочих процессов с использованием ИИ, при отсутствии продуманной стратегии комплаенса, неизбежно приведет к потере рабочих мест в психотехнологической сфере;
  • безопасность и приватность данных — с развитием ИИ возрастает риск потери безопасности и приватности данных. Системы могут стать объектом хакерских атак, а несанкционированный доступ к большим объёмам личной информации может иметь серьёзные последствия для пользователей;
  • зависимость от ИИ-технологии — с ростом зависимости от ИИ существуют высокие риски того, что человек и общество станет слишком зависимым от этой технологии. Это может привести к утрате навыков самоорганизации и адаптации с опорой на собственные ресурсы, что неизбежно станет проблемой в случае сбоев или аномалий в работе ИИ, а в долговременной перспективе — сложной цивилизационной проблемой;
  • отсутствие ответственности — в случае ошибок или негативных последствий трудно определить, кто несёт ответственность: разработчики, владельцы системы или сама технология;
  • ограниченность ИИ — при всей своей мощи ИИ остаётся ограниченным в своих способностях и понимании контекста. Это может привести к ситуациям, когда системы ИИ делают ошибочные выводы из-за неполной информации.

Многие авторитетные исследователи полагают, что для снижения вышеприведенных рисков следует разрабатывать адекватные технологические, этические стандарты, обучать персонал взаимодействию с ИИ, обеспечивать безопасность данных, непрерывно анализировать результаты работы нейросетей.

Необходимые меры по реализации перечисленных и других сложных процессов по упорядочиванию использования ИИ в сфере психотерапии, консультирования, иных помогающих и развивающих психотехнологий исчерпывающим образом представлены в нижеследующей структуре и содержании документа настоящей Стратегии.

2. Следует подчеркнуть, что обозначенные в данном документе цели, задачи и способы их достижения находятся в полном соответствии с этическим (утвержден в РФ и на уровне 845 международных организаций) и правовым (утвержден в ЕС) регламентами, непосредственно касающимися безопасного использования ИИ в различных сферах деятельности.

В частности, — со следующими основными положениями Кодекса этики в сфере ИИ (был принят на I Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» в 2021 году):

  • главный приоритет развития технологий ИИ — в защите интересов и прав людей и отдельного человека;
  • необходимо осознавать ответственность при создании и использовании ИИ;
  • ответственность за последствия применения ИИ всегда несет человек;
  • технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесёт пользу людям;
  • интересы развития технологий ИИ выше интересов конкуренции;
  • важна максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках.

И далее — с Регламентом (ЕС) 2024/1689 Европейского Парламента и Совета от 13 июня 2024 года, в котором четко обозначены следующие важные позиции:

  • Европейский закон об искусственном интеллекте — это первая в истории всеобъемлющая правовая база в области искусственного интеллекта во всем мире. Целью новых правил является развитие надежного искусственного интеллекта в Европе и за ее пределами путем обеспечения того, чтобы системы искусственного интеллекта уважали основные права, безопасность и этические принципы, а также путем устранения рисков, связанных с сильными моделями искусственного интеллекта;
  • Европейский закон об искусственном интеллекте гарантирует, что европейцы могут доверять тому, что может предложить ИИ. Хотя большинство систем ИИ представляют ограниченный или нулевой риск и могут способствовать решению многих социальных проблем, некоторые системы ИИ создают риски, с которыми мы должны бороться, чтобы избежать нежелательных последствий;
  • хотя существующее законодательство обеспечивает некоторую защиту, его недостаточно для решения конкретных проблем, которые могут возникнуть в связи с системами искусственного интеллекта.

В Европейском законе об искусственном интеллекте утверждаются следующие новые правила взаимодействия с ИИ, предписывающие:

  • устранять риски, специально создаваемые приложениями искусственного интеллекта;
  • запретить методы искусственного интеллекта, которые создают неприемлемые риски;
  • определить список приложений с высоким уровнем риска;
  • устанавливать четкие требования к системам искусственного интеллекта для приложений с высоким уровнем риска;
  • определять конкретные обязательства разработчиков и поставщиков высокорисковых приложений искусственного интеллекта;
  • проводить оценку соответствия требованиям безопасности до ввода в эксплуатацию или выпуска на рынок конкретной системы ИИ;
  • вводить в действие принудительные меры после того, как данная система искусственного интеллекта будет выведена на рынок;
  • создавать структуру управления на европейском и национальном уровнях.

В частности, системы искусственного интеллекта с высоким уровнем риска должны соответствовать следующим строгим требованиям, прежде чем их можно будет вывести на рынок:

  • созданы и введены в действие адекватные системы оценки рисков и смягчения их последствий;
  • обеспечено высокое качество наборов данных, поступающих в систему, для минимизации рисков и дискриминационных результатов;
  • осуществляется ведение журнала действий для обеспечения прослеживаемости результатов;
  • ведется подробная документация, содержащая всю необходимую информацию о системе и её назначении, чтобы органы власти могли оценить её соответствие требованиям;
  • предоставлена четкая и адекватная информация для разработчика;
  • приняты соответствующие меры по надзору за персоналом для минимизации риска;
  • обеспечен высокий уровень надежности и точности.

Анализ критериев определения степени риска в использовании программ ИИ в сфере психотерапии, консультирования, иных помогающих психотехнологий показывает, что большинство из используемых в настоящее время программ ИИ можно отнести к категории ограниченного риска.

В Европейском законе об искусственном интеллекте ограниченный риск определяется как угрозы, связанные с отсутствием прозрачности при использовании ИИ. Настоящий Закон вводит конкретные обязательства по обеспечению прозрачности, чтобы люди получали необходимую информацию, укрепляя доверие. Например, при использовании систем ИИ, таких как чат-боты, люди должны быть осведомлены о том, что они взаимодействуют с машиной, чтобы они могли принять взвешенное решение о том, продолжать ли взаимодействие или прервать его. Поставщики также должны обеспечивать идентификацию контента, созданного ИИ. И далее, все мероприятия, предусмотренные настоящим Законом, должны способствовать переводу ограниченных рисков в минимальные или отсутствие каких-либо рисков, что позволит использовать конструктивный потенциал ИИ в рассматриваемой сфере деятельности в наиболее приемлемом варианте.

3. Основные принципы, логика выведения и обеспечения всего комплекса мер, предлагаемых вышеприведенными регламентными документами Российской Федерации и Евросоюза, безусловно поддерживается настоящей Стратегией и в существенной части воспроизводится в следующих разделах документа.

Вместе с тем, в документе Стратегии безусловно учтены конкретные обстоятельства, касающиеся: состояния рынка ИИ-психотехнологий, используемых в области оказания психотерапевтической, консультативно-психологической, иной психотехнологической помощи в Российской Федерации; ресурсных (в первую очередь, кадровых, организационных, финансовых) возможностей крупных профессиональных ассоциаций ментального профиля, действующих на территории РФ; уровня исследования проблематики, касающейся способов повышения эффективности используемых ИИ-программ, и действенной профилактики возможных негативных последствий (цифровой зависимости).

Настоящая Стратегия ориентирована на краткосрочную перспективу (5 лет), что вполне оправдано в связи с беспрецедентными темпами развития ИИ-технологий и необходимостью создания механизмов обеспечения эффективного контроля и безопасности в ближайшие годы.

Цели и задачи

Приоритетными целями настоящей Стратегии, с учетом всего вышесказанного, являются следующие.

1. Разработка и широкомасштабное внедрение комплексных (с использованием «человеческого» фактора и возможностей специализированных ИИ-технологий) программ развития качественных характеристик психического здоровья — устойчивости человека, группы, общества в агрессивной среде.

2. Обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия населения с ИИ-программами, используемыми в сфере психотерапии, психологического консультирования, иной психотехнологической помощи, на основе проработанных (в том числе, в экологическом и этическом плане) профессиональных стандартов оказания такой помощи.

Комментарии. Таким образом, целями настоящей Стратегии в первую очередь охватывается проблематика форсированного развития качественных характеристик психического здоровья (часто обозначаемого и как «психологическое здоровье»), необходимых — как ясно показали резонансные события последних лет — для формирования устойчивости населения к агрессивному влиянию среды; в частности — устойчивости к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии Новейшего времени.

ИИ-технологии в данном случае могут и должны выступать в качестве эффективного драйвера данного процесса. Но только в том случае, если будут надежно «отсечены» риски формирования цифровой зависимости и преодолен метатехнологический (эмоциональный) дефицит ИИ-коммуникации. Что как раз и предусматривается в телеологии второй приоритетной цели Стратегии.

Основными задачами настоящей Стратегии, в соответствии с обозначенными целями, являются следующие.

1. Инициация и реализация программы прикладных научных исследований по теме взаимодействия ИИ с психикой человека, группы, общества в аспектах:

  • формирования высоких уровней индивидуального и социального психического здоровья, препятствующих вовлечению в наиболее опасный феномен Новейшего времени — деструктивные социальные эпидемии (ДСЭ);
  • в частности, формирования высокого уровня устойчивости к вовлечению в ДСЭ цифровой зависимости, связанной с бесконтрольным использованием интернета, ИИ-технологий и прочих цифровых технологий, оказывающих влияние на психику субъекта (особенно на еще только формирующиеся процессы психической самоорганизации у детей и подростков);
  • разработки специальных психотехнологий дополненной реальности, надежно компенсирующих дефицит и профилактирующих возможные негативные последствия (в первую очередь, формирование цифровой зависимости) в различных группах населения.

2. Разработка и внедрение экологических (профилактика негативных последствий) и этических (профилактика злоупотребления) принципов генерации, использования ИИ-программ в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных помогающих и развивающих психотехнологий.

3. Разработка принципов, правил и модельных документов в сфере нормативного регулирования процессов разработки и использования программ ИИ в психотерапии и консультировании по направлениям:

  • процессов разработки, экспертизы и продвижения на рынок программ ИИ, используемых в психотерапии, психологическом консультирования, иных сферах помогающей и развивающей психотехнологической деятельности;
  • процессов взаимодействия специалистов-психотерапевтов и консультантов экспертного уровня с разработчиками соответствующих программ ИИ;
  • процессов информирования населения о собственно технических и экологических характеристиках ИИ-программ, используемых в рассматриваемой сфере деятельности;
  • процессов взаимодействия специалистов ментального профиля с уже имеющимися психотерапевтическими программами ИИ (аспект дополнения, усиления «живыми» психотехническими фрагментами, постцифровой профилактики и проч.);
  • процессов взаимодействия с потенциальными и реальными клиентами, получающими психотерапевтическую, консультативную или иную психотехнологическую помощь с использованием ИИ-программ.

4. Разработка — на основании проведенных корректных исследований — и широкомасштабное внедрение отраслевых стандартов психотехнологической практики, проводимой с использованием наиболее распространенных программ ИИ, по основным направлениям и моделям профессиональной психотерапии, психологического консультирования и иных психотехнологий.

5. Разработка и масштабная реализация программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов психотерапевтов, консультантов и психотехнологов по следующим спецификациям:

  • подготовка специалистов по профилю методологии научных исследований в сфере ИИ-психотехнологий, способных разрабатывать и реализовывать исследовательские проекты высокой степени сложности;
  • подготовка специалистов-экспертов, способных проводить экспертизу (давать аргументированную экспертную оценку) эффективности, безопасности и качества ИИ-технологий, используемых в сфере психотерапии, психологического консультирования и иных психотехнологий помогающего и развивающего профиля;
  • подготовка специалистов-экспертов по спецификации нормативного регулирования и нормотворчества в сфере использования ИИ для оказания профильной помощи;
  • подготовка специалистов-практиков по профилю доцифрового и послецифрового консультирования клиентов с целью повышения эффективности ИИ-программ, используемых для оказания психотехнологической помощи, а также профилактики возможных негативных последствий;
  • подготовка специалистов в области организации психотерапевтической и психологической помощи, оказываемой в том числе с использованием ИИ-программ, интернет-ресурсов, цифровых платформ.

6. Разработка и внедрение новых форм организационной деятельности, предполагающих интенсивное использование цифровых технологий (в том числе потенциал ИИ) в процессе оказания психотерапевтической, консультативной, иной психотехнологической помощи.

7. Разработка и внедрение интернет-технологий, способствующих распространению психотехнологической грамотности (цифровой компетентности) среди населения, в том числе в сфере использования помогающих и развивающих ИИ-психотехнологий.

По каждой из вышеприведенных задач предусмотрены определенные направления организованной профессиональной деятельности, представленные в документе Стратегии перечнем основных (по возможности календарных) мероприятий по выполнению соответствующей задачи, краткой характеристикой используемых ресурсов и планируемых результатов.

Основные направления профессиональной деятельности по выполнению стратегических задач

По направлению научных исследований значимых аспектов взаимодействия ИИ с психикой человека, группы, общества

1. По данному направлению должны быть продолжены тематические исследования: в области изучения деструктивных социальных эпидемий «новой волны», связанных с формированием цифровой зависимости, и вариантов наиболее опасного осложнения данного типа патологической зависимости, известного как «цифровое слабоумие»; в сфере качественных характеристик психического здоровья — психических свойств, состояний и процессов, высокий уровень развития которых гарантированно обеспечивает устойчивость к вовлечению в ДСЭ Новейшего времени, но также и к иным агрессивным факторам среды; в плане разработки инновационных психотехнологий, масштабное внедрение которых позволит существенно повысить уровень индивидуального и социального психического здоровья-устойчивости в относительно короткий период времени; в области разработки таких организационных форм оказания психотерапевтической, консультативно-психологической и иной психотехнологической помощи, которые предполагают использование специализированных, экологически выверенных ИИ-программ и обеспечивают максимальный охват уязвимых групп населения (цифровая метамодель социальной психотерапии); в сфере разработки таких инновационных психотехнологий «дополненной цифровой реальности» ИИ-программ, используемых для оказания профильной помощи, которые будут имплементированы в сами эти программы и широко представлены на тематических цифровых платформах и отдельных носителях.

2. Эффективная реализация вышеприведенного комплекса прикладных исследований в обозримой краткосрочной перспективе действия настоящей Стратегии (5 лет) предполагает: 1) формирование тематической базисной научно-исследовательской программы, включающей все поименованные и другие сопряженные исследовательские фрагменты; 2) определение координаторов и исполнителей по основным направлениям и фрагментам базисной НИП; 3) обеспечение эффективного руководства и ресурсной поддержки исследовательского процесса от старта до получения значимых промежуточных и итоговых результатов.

3. При этом предполагается опора на следующие группы ресурсов:

  • имеющиеся к настоящему времени научные достижения (разработанная концепция ДСЭ, концепция качественных характеристик психического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды, проработанная общая и частная методология научных исследований в данной сфере, выявленный психотехнологический дефицит профильных ИИ-программ, наличие проработанных стартовых моделей «дополненной технологической реальности» для профильных ИИ-программ с доказанной эффективностью);
  • наличие организационных структур, способных реализовывать сложные исследовательские проекты (Международная академия научной психотерапии; Международный ученый совет по психотерапии; Международный институт социальной психотерапии и консультирования; партнерские профессиональные ассоциации (ОППЛ, МАСПКиП) и саморегулируемые организации (Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»), которые в совокупности образуют психотехнологический кластер с достаточно мощным организационным и кадровым потенциалом);
  • в продолжение 2025 года необходимо установить прочные партнерские и договорные отношения с крупными финансовыми организациями (лидерами в сфере ИИ, например «Сбер») по реализации масштабных грантовых проектов в сфере совершенствования ИИ-технологий, в нашем случае используемых для оказания психотерапевтической, консультативно-психологической, иной психотехнологической помощи. Что должно решить проблему финансирования тематических исследований и разработки более совершенных («дополненных») программ профильной ИИ-помощи. Такого рода фандрайзинг должен быть активным и непрерывным в продолжение всего периода времени, охватываемого настоящей Стратегией.

4. Планируемый результат: выполнение задачи (1) настоящей Стратегии в продолжение первых трех лет реализации с получением полноценного научного обоснования, необходимого для реализации всех следующих задач и достижения итоговых целей Стратегии.

По направлению экологических и этических принципов, учитываемых при разработке и использовании ИИ-программ в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных помогающих и развивающих психотехнологий

1. По данному направлению должны быть реализованы следующие мероприятия:

  • на основании результатов прикладных научных исследований необходима разработка четких экологических (профилактика возможных негативных последствий) и этических (профилактика злоупотребления) принципов и правил, адресованных создателям профильных ИИ-программ;
  • глубоко модифицирован — с учетом специфики использования профильных ИИ-программ — и представлен на всех доступных информационных ресурсах документ «Декларация прав получателей психотерапевтической, консультативно-психологической и иной психотехнологической помощи, оказываемой в том числе с использованием ИИ»;
  • модифицированы — в части взаимодействия специалистов психотехнологического профиля с разработчиками специализированных ИИ-программ, а также потенциальными и реальными клиентами, получающими профильную помощь с использованием ИИ-программ, — и переутверждены этические кодексы и этические стандарты, ранее принятые в соответствующих профессиональных ассоциациях и саморегулируемых организациях.

2. Для эффективной реализации данных сложных и масштабных мероприятий требуется:

  • формирование четкой программы и календарно-индикативного плана по реализации главных стратегических установок по данному направлению
  • создание достаточно мощной, многопрофильной экспертной группы, которая будет готовить обозначенные модельные документы для их последующей адаптации, утверждения и использования в деятельности разработчиков специализированных ИИ-программ, а также профессиональных сообществ ментального профиля;
  • обеспечение эффективного руководства и ресурсной поддержки данного процесса на всех стадиях.

3. При этом предполагается опора на следующие группы ресурсов:

  • имеющиеся к настоящему времени достижения в сфере разработки установочных этических принципов и правил, соответствующих документов, а также их активного использования в сфере регулирования этической составляющей профессиональной психотерапевтической и консультативно-психологической деятельности (в данном случае речь идет о крупных профессиональных ассоциациях и саморегулируемых организациях с наиболее проработанными этическими кодексами и активно действующими этическими комитетами);
  • наличие организационных структур, способных координировать и выполнять требуемую модификацию установочных этических документов, в первую очередь, за счет имеющихся здесь кадровых ресурсов экспертного уровня в сфере этического оформления и сопровождения профессиональной психотехнологической деятельности (Этический комитет Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги; Этический комитет Национальной ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»; этические комитеты других крупных профессиональных ассоциаций и организаций по согласованию);
  • крайне желательно оформленное договорное участие в масштабных грантовых проектах, реализуемых в сфере совершенствования этической составляющей ИИ-технологий, используемых для оказания психотерапевтической, консультативно-психологической, иной психотехнологической помощи. Таким образом, будет решена проблема адекватного финансирования выполнения данного важного фрагмента Стратегии. Отсюда, поиск соответствующих грантовых проектов должен быть активным и непрерывным в продолжение всего периода времени, охватываемого настоящей Стратегией.

4. Планируемый результат: выполнение задачи (2) настоящей Стратегии в продолжение первых двух лет реализации с получением модельного этического, необходимого для достижения соответствия с установочным документом, принятого в Российской Федерации документа «Кодекс этики в сфере ИИ».

По направлению разработки модельных документов в сфере нормативного регулирования процессов создания и использования программ ИИ в области психотерапии, психологического консультирования, иных помогающих и развивающих психотехнологий

1. По данному направлению должны быть реализованы следующие мероприятия:

  • доработана — в аспекте использования специализированных ИИ-технологий — концепция качества психотехнологической деятельности;
  • дополнены критерии оценки качества психотехнологической деятельности, осуществляемой с использованием ИИ;
  • дополнены принципы и алгоритмы управления качеством данного вида деятельности;
  • в частности, разработана методология экспертизы качества в части проведения предварительного, текущего и итогового контроля на стадиях создания и продвижения специализированных ИИ-психотехнологий;
  • разработана программа мониторинга результатов использования специализированных ИИ-программ;
  • организационные новации должны быть апробированы в корректных нормативно-организационных экспериментах;
  • по результатам корректных экспериментов должна быть разработана база модельных документов в сфере нормативного регулирования процессов создания и использования программ ИИ по всем номинациям, предусмотренным в задаче (3) настоящей Стратегии;
  • по договоренности с инициативными лидерами профессионального психотехнологического сообщества данные модельные документы должны быть переданы для адаптации и внедрения в психотехнологическую практику;
  • на основании достигнутых результатов должны быть сформулированы предложения по нормативному регулированию использования ИИ-психотехнологий на региональном и федеральном уровнях.

2. Для полноценной и своевременной реализации всего комплекса предусмотренных по данному направлению мероприятий требуется:

  • дополнительная проработка соответствующих фрагментов базисной НИП в части компонентов теоретизации, технологизации, институционализации концепции качества психотехнологической деятельности, осуществляемой с использованием ИИ;
  • создание тематической исследовательской группы, которая будет, во-первых, проводить необходимые исследования, а во-вторых, на основании полученных результатов разрабатывать модельные документы по нормативному регулированию психотехнологической деятельности, проводимой с использованием искусственного интеллекта, и передавать данные документы на уровень профессиональных ассоциаций психотехнологического профиля;
  • обеспечение эффективной координации и ресурсной поддержки данного направления деятельности на всех стадиях реализации.

3. По данному стратегическому направлению предполагается опора на следующие группы ресурсов:

  • имеющиеся к настоящему времени научные достижения — концепция качества психотехнологической деятельности в своих основных компонентах разработана в рамках общей теории психотерапии и дополнена в соответствии с особенностями психотехнологической сферы в ходе реализации базисной НИП 2021–2024 гг.; проработана общая и частная методология научных исследований в данной сфере; завершено масштабное исследование по определению технологического (т.е. базисного качественного) дефицита и способов его эффективной компенсации;
  • наличие структур, способных реализовывать исследовательские проекты в сфере качества психотехнологической деятельности с использованием ИИ, — в настоящее время в психотехнологическом пространстве РФ успешно действуют следующие структуры: Международная академия научной психотерапии; Международный ученый совет по психотерапии; Международный институт социальной психотерапии и консультирования; партнерские профессиональные ассоциации (АФП, ОППЛ, МАСПКиП) и саморегулируемые организации (Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов»), которые в совокупности образуют психотехнологический кластер с достаточно мощным организационным и кадровым потенциалом;
  • финансовые ресурсы, необходимые для достижения планируемого здесь результата, складываются из общего бюджета базисной НИП, реализуемой по общему проекту настоящей Стратегии, а также — из тех средств, которыми располагают заинтересованные профессиональные ассоциации психотехнологического профиля. Тем не менее, поскольку данное направление выделяется в самостоятельный исследовательский и организационно-нормативный фрагмент Стратегии, инициативным лидерам и участникам необходимо проводить постоянный поиск дополнительных грантовых ресурсов для обеспечения стабильного финансирования всего комплекса запланированных мероприятий.

4. Планируемый результат: выполнение задачи (3) настоящей Стратегии в продолжение трех лет реализации с разработкой первичной базы модельных документов по нормативному регулированию психотехнологической деятельности, проводимой с использованием специализированных ИИ-программ. В данном случае также важно достижение соответствия по основным нормативным позициям, прописанным в установочных документах — «Кодексе этики в сфере ИИ», «Европейском законе об искусственном интеллекте».

По направлению разработки и широкомасштабного внедрения отраслевых стандартов психотехнологической практики, проводимой с использованием специализированных программ ИИ, в том числе с использованием ИИ-психотехнологий, созданных на основе методологии наиболее распространенных психотерапевтических, консультативно-психологических подходов и методов

По данному направлению — с учетом того обстоятельства, что профессиональные стандарты психотехнологической практики являются инструментом управления (обеспечения) качества в рассматриваемой сфере деятельности, — в документе Стратегии предусмотрен тот же набор мероприятий, ключевых условий и ресурсов для их успешной реализации, что и в предыдущей позиции.

Тем не менее, следует учитывать, что разработка и пошаговое внедрение проработанных профессиональных стандартов — особенно в такой малоисследованной и пока еще рискованной сфере, как масштабное использование специализированных ИИ-программ с беспрецедентным потенциалом влияния на психику человека, группы, общества, — безусловно, имеет самостоятельное значение.

И далее, необходимо иметь в виду, что в Российской Федерации существует легальная возможность разработки и утверждения отраслевых профессиональных стандартов (ОСТ) по профилю отдельных психотехнологий в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

В частности, в тексте Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (ред. от 02.07.2021) принцип эффективного самоуправления конкретизируется следующими положениями, имеющими отношение к сфере оформления научно обоснованных правил и стандартов профессиональной психотехнологической деятельности: в статье 2 настоящего Закона «Понятие саморегулирования. Часть 1» приводится следующее определение: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».

Таким образом, кадровые, организационные и финансовые ресурсы профильных саморегулируемых организаций (в нашем случае СРО «Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов») могут и должны использоваться с целью разработки профессиональных стандартов психотехнологической деятельности, осуществляемой с использованием специализированных ИИ-психотехнологий.

По направлению разработки и масштабной реализации программ дополнительной профессиональной подготовки специалистов психотерапевтов, консультантов и психотехнологов

1. По данному направлению должны быть реализованы следующие мероприятия: на базе поименованных предыдущих пунктов ресурсных организаций (профессиональных ассоциаций, профильных институтов, научных и образовательных структур) необходимо создать группу квалифицированных экспертов, специализирующихся в сфере разработки, апробации, прохождения процедуры аккредитации и масштабного внедрения образовательных программ по различным аспектам использования ИИ-технологий в сфере психотерапии, психологического консультирования, иных помогающих и развивающих психотехнологий; такого рода образовательные программы должны охватывать как минимум пять номинаций, приведенных в задаче (5) настоящей Стратегии; в первую очередь речь идет о подготовке группы квалифицированных преподавателей, способных реализовать кластер инновационных программ по профилю актуальной проблематики в сфере использования ИИ-психотехнологий; и далее необходимо последовательно, с требуемой интенсивностью и качеством реализовывать данный кластер программ дополнительного образования по всем предусмотренным здесь номинациям.

2. Для эффективной и своевременной реализации всего комплекса предусмотренных по данному направлению мероприятий требуется:

  • полноценная реализация предыдущих направлений и содержательных мероприятий настоящей Стратегии, и особенно пунктов, касающихся разработки модельных нормативных документов и профессиональных стандартов в рассматриваемой сфере психотехнологической деятельности;
  • формирование — на базе соответствующих ресурсных учреждений — инициативной группы, курирующей вопросы по организации и стартовой деятельности инновационного образовательного кластера;
  • обеспечение эффективной координации и ресурсной поддержки данного направления деятельности на всех стадиях его реализации.

3. По рассматриваемому стратегическому направлению предполагается опора на следующие группы ресурсов:

  • имеющиеся к настоящему времени научные достижения — концепция качества психотехнологической деятельности; завершенное масштабное исследование по определению технологического дефицита и способов его эффективной компенсации;
  • наличие структур, способных реализовывать образовательные программы по специфике психотехнологической деятельности, осуществляемой с использованием ИИ, — в настоящее время в РФ успешно действуют следующие профильные учреждения и структуры, способные реализовывать инновационные образовательные проекты в рассматриваемой сфере деятельности: Первый университет профессора В. В. Макарова; Международный институт социальной психотерапии и консультирования; Академическая школа при Международной академии научной психотерапии;
  • финансовые ресурсы, необходимые для достижения планируемого результата, складываются из оплаты за реализацию соответствующих образовательных программ и грантовых поступлений (при наличии).

4. Планируемый результат: выполнение задачи (5) настоящей Стратегии — в продолжение первых двух лет предполагается реализация стартовых мероприятий с формированием тематической экспертной группы и разработкой инновационного кластера образовательных программ; в продолжение следующих двух лет — подготовка группы преподавателей и реализация всего ассортимента подготовленных образовательных программ для специалистов психотерапевтического, консультативно-психологического и иного психотехнологического профиля.

По направлению разработки и внедрения новых форм организационной деятельности, предполагающих интенсивное использование ИИ-технологий в сфере оказания психотерапевтической, консультативной, иной психотехнологической помощи

1. По данному направлению должны быть реализованы следующие мероприятия:

  • в рамках сформированной базисной НИП необходимо предусмотреть фрагмент организационного эксперимента по разработке, апробации и комплексному исследованию эффективности инновационных моделей организационной деятельности, предполагающих интенсивное использование ИИ-программ в сфере помогающих и развивающих психотехнологий;
  • достигнутый здесь результат, в том числе в секторе экономической эффективности исследуемых организационных моделей, должен быть представлен профессиональному сообществу и транслирован в систему организаций психотехнологического профиля;
  • общая программа мониторинга по отслеживанию результатов использования ИИ в рассматриваемой сфере, в том числе, должна предусматривать индикаторы эффективности организационной деятельности руководства профильных организаций.

2. Для эффективной и своевременной реализации всего комплекса предусмотренных по данному направлению мероприятий требуется:

  • своевременное оформление, мощный старт и полноценная реализация базисной НИП, в том числе и по направлению тематических организационных исследований;
  • формирование инициативной группы лидеров-организаторов, действующих в сфере инновационных психотехнологий и восприимчивых к идеям метамодели цифровой социальной психотерапии с реальной возможностью охвата квалифицированной и эффективной помощью нуждающегося населения;
  • обеспечение эффективной координации созданной инициативной группой лидеров-организаторов по всему периметру данного важнейшего направления деятельности на всех стадиях его реализации.

3. По рассматриваемому стратегическому направлению предполагается опора на следующие группы ресурсов:

  • имеющиеся к настоящему времени достижения по формированию базисных НИП высокой степени сложности, включающих и фрагменты контролируемого организационного эксперимента;
  • наличие определенного количества лидеров-организаторов, действующих в сфере профессиональной психотерапии, психологического консультирования и других современных психотехнологий, готовых к воспроизводству научно аргументированных и очевидно выгодных, в том числе и с экономической точки зрения, организационных инноваций с активным использованием профильных ИИ-технологий;
  • наличие инновационного психотехнологического кластера (создан в 2024 году), включающего известные профессиональные ассоциации (Азиатская федерация психотерапии, Международная ассоциация социальной психотерапии, консультирования и психотехнологий), научные и образовательные организации и учреждения (Международная академия научной психотерапии, Международный ученый совет по психотерапии и психотехнологиям, Международный институт социальной психотерапии и консультирования, Академическая школа при Международной академии научной психотерапии). Данный психотехнологический кластер как раз и создан с целью генерации и апробации инновационных проектов в сфере организации современной психотехнологической помощи и, безусловно, будет выполнять функцию основного ресурсного центра для проведения соответствующих организационных экспериментов;
  • финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения инновационной программы, в данном случае складываются за счет финансово-экономической деятельности организаций и учреждений, участвующих в проведении организационного эксперимента, и грантового финансирования (при наличии).

4. Планируемый результат: выполнение задачи (6) настоящей Стратегии в первые два года и существенное продвижение по достижению целей 1 и 2 Стратегии в последующие годы.

По направлению разработки и внедрения интернет-технологий, способствующих распространению психотехнологической грамотности (цифровой компетентности) среди населения, в том числе в сфере использования помогающих и развивающих ИИ-психотехнологий

По данному направлению следует учитывать то важное обстоятельство, что разработка и масштабное внедрение специализированных интернет-технологий по профилю формирования современной психотехнологической культуры, подразумевающей активное и осмысленное использование помогающих и развивающих ИИ-психотехнологий, является вариантом инновационной управленческой и организационной деятельности (цифровая метамодель социальной психотерапии). Таким образом, по данному направлению в документе Стратегии предусмотрен тот же набор мероприятий, ключевых условий и ресурсов для их успешной реализации, что и в предыдущей позиции.

Тем не менее, следует учитывать, что разработка и масштабная реализация специализированных интернет-технологий, обеспечивающих, как минимум, высокий уровень информированности, как максимум — высокий уровень цифровой компетентности и особой ИИ-культуры в обществе, требует подготовленных кадров и специального технологического обеспечения. А значит — и дополнительных финансовых ресурсов, которые в этом случае не обязательно оборачиваются дополнительной финансовой прибылью для вовлекаемых профильных организаций. С учетом данных обстоятельств по настоящему направлению реализации Стратегии особенно востребованы дополнительные источники финансирования.

Далее, необходимо иметь ввиду, что активное продвижение по данному направлению, т.е. выполнение задачи (7), в наибольшей степени способствует достижению целей 1 и 2 настоящей Стратегии. В этом и состоит смысл выведения данной задачи и направления в отдельный фокус постоянного внимания, активных исследовательских и организационных усилий.

Комментарии. Вышеприведенные содержательные характеристики, в частности номинация основных мероприятий по каждому направлению Стратегии — в случае ее утверждения организованным профессиональным сообществом — безусловно, будут дополнены документом базисной научно-исследовательской программы. И далее — проработанными календарно-индикативными планами от основных исполнителей по конкретным направлениям и пунктам настоящего документа.

Тем не менее, наличие такого общего стратегического ориентира, подкрепленного базисной НИП (данная программа содержит не только тематические исследовательские фрагменты, но и институциональный раздел, а также «большие» разделы научного сопровождения, мониторинга и коррекции привносимых технологических инноваций), исключительно важно для всех участников инновационного процесса.

В итоге за счет разработки настоящей Стратегии и тематической базисной НИП мы получаем не только абсолютно необходимый системный стержень, но и наиболее адекватный в данном случае инструмент управления качеством сложного процесса масштабного внедрения ИИ в сферу психотехнологий, с высокой вероятностью достижения важнейших стратегических целей.

Заключение

Любая стратегия, претендующая на полноценное и своевременное достижение заявляемых целей, должна опираться на обоснованные прогнозы развития ситуации в сфере предполагаемой активности в охватываемый период времени.

В нашем случае при разработке настоящего документа Стратегии учитывались результаты завершенного форсайтного исследования, в котором принимали участие не только подготовленные группы экспертов и профессионалов, но и наиболее «сильные» из доступных моделей искусственного интеллекта ChatGPT 4(0), ChatGPT (0)1 preview.

В данном форсайтном исследовании всеми участниками, и в том числе используемыми моделями ИИ, «красной строкой» отмечалась важная роль организованного профессионального сообщества и инициативных лидеров в обеспечении максимально конструктивного варианта развития событий относительно использования специализированных программ искусственного интеллекта в общем пространстве бурно развивающегося рынка современных психотехнологий.

Разработанная Стратегия в своей основе как раз и опирается на активность профессионального сообщества, инициативных лидеров и ресурсы созданного ими кластера научных, образовательных, практических учреждений и организаций психотехнологического профиля. А значит, существует высокая вероятность достижения прописанных в документе Стратегии целей.

Настоящая Стратегия рассчитана на краткосрочную пятилетнюю перспективу. Тем не менее, следует с предельным вниманием отнестись к вероятному прогнозу развития ситуации с использованием «сильного» ИИ, теперь уже не в качестве внешнего агента — представителя сверхмощного коллективного разума, — но в виде «дополненного» внутреннего агента мозга человека. А это уже качественно иная ситуация, в которой наиболее острый вопрос формулируется следующим образом: кто в данном случае является оператором, а кто приставкой в гибридной системе «ИИ — человек»?

Нет никаких сомнений в том, что успешная реализация настоящей Стратегии в итоге обеспечит «перевес» правильного ответа в обозначенной футурологической перспективе.

Комментарии
  • Людмила Григорьевна Жаркова
    09.04.2025 в 20:48:52

    ChatGPT 4(0) на вопрос об уровне риска ИИ для для человека ответил весьма уклончиво. Да, это машина, информационная. Авторы называют ИИ коллективным разумом , даже сверхмощным. Напрашивается вопрос: коллектив из кого или чего состоит? Про коллективное бессознательное знаю, про коллективный разум, пока, не знаю.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»