Современные наблюдения и исследования во многих отраслях наук о человеке и обществе констатируют значительный за последние десятилетия рост личностных и поведенческих нарушений в развитии и жизнедеятельности человека. Особенно тревожным фактом является ежегодный рост актов насилия в образовательных учреждениях, инициируемых самими обучающимися, в том числе с применением холодного и огнестрельного оружия, и, как следствие, с жертвами среди сверстников и педагогов (Ивантеевка, сентябрь 2017; Пермь, январь 2018; Керчь, октябрь 2018; Благовещенск, ноябрь 2019). Это делает актуальной проблему прогностической диагностики социально опасного поведения обучающихся в российских образовательных учреждениях.
Социально опасное поведение традиционно рассматривается как девиантное, то есть противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам (А.А. Александров, 1997; Ю.А. Клейберг, 1997, 2003, 2004; В.В. Королев, 1992; В.Н. Кудрявцев, 1982; А.Е. Личко, 1985, 1991; В.Д. Менделевич, 1999, 2003; И.А. Невский, 1981, 1990; В.Ф. Пирожков, 2007; В.Е. Степанов, 1996 и др.). Основные формы девиантного поведения — делинквентное (противоправное), аддиктивное (наркомания, игромания, алкоголизм, сексуальные извращения и др.) и агрессивное, в т.ч. суицидальное.
Оптимальной формой первичного изучения отклоняющегося поведения является скрининг-диагностика (от англ. screen — «сито»). Психологический скрининг — это особым образом выстроенная экспресс-диагностика в форме сплошного обследования совокупности обучающихся, позволяющего выявить группу риска, то есть наиболее склонных к поведению, выходящему за рамки общепринятого.
Инструменты скрининг-диагностики должны быть простыми в использовании, малозатратными и валидными. При достаточно широком выборе психологических методик диагностики отклоняющегося поведения («Девиантное поведение» [3], «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» Р.В. Овчаровой, «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности» А. Эллис и др.), вышеназванным требованиям, на наш взгляд, отвечает тест СДП (склонности к девиантному поведению). Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних, разработанная Э.В. Леус и А.Г. Соловьевым, содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: социально одобряемое поведение, делинквентное (противоправное), аддиктивное (зависимое), агрессивное, самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение. Методика выявляет склонность к девиантному поведению и дифференцирует его по основным видам проявления, а также проста в обработке, проводится за короткое время, стандартизирована, что позволяет использовать ее при проведении массовых скрининговых обследований с целью выявления группы риска, в отношении которой будет необходимо последующее детальное изучение особенностей каждого обучающегося.
Как показывает практика, нередко субъектами самых резонансных актов насилия являются ничем не отличающиеся от сверстников обучающиеся из среднестатистических и благополучных семей. Это дает основание ряду экспертов высказывать мнение, что заранее предвидеть и предотвратить такие случаи практически невозможно. Решить данную задачу, в определенной степени, позволяет психологическая диагностика дескрипторов (атрибутов) социально опасного поведения. В зависимости от конкретных видов и форм отклоняющегося поведения ими могут быть: очевидная демонстративность личности либо выраженная интроверсия с тенденциями к отчужденности, обостренное чувство собственного достоинства и независимость либо неудовлетворенное самоуважение, склонность к риску или повышенная высокая эмоциональная неустойчивость, различные формы агрессивных проявлений и другие признаки [5].
Такая симптоматическая диагностика, которая регистрирует психические свойства, являющиеся следствием определенных причин, приводящих к отклонениям в поведении, полезна, когда специалист точно знает, что ищет, т.е. известна форма социально опасного поведения и свойственные ей дескрипторы (атрибуты). В противном случае, этот путь диагностики будет сходен с попыткой поймать черную кошку в темной комнате. Случайная регистрация определенных дескрипторов может стать основанием для прогноза с невысокой вероятностью, но не позволит понять причины отклонений и своевременно их скорректировать.
Исходя из актуальности именно прогностического характера этой задачи, очевидно, что в современных условиях образовательного учреждения возникает необходимость в психолого-педагогической диагностике социально опасного поведения с целью изучения рисков отклоняющегося от социальных норм взаимодействия, угрожающего жизнедеятельности и личности обучающихся. Современные формы школьной и социальной дезадаптации существенно расширились, многие из них носят опосредованный характер, в основном связанный с использованием компьютера и Интернета — геймерство, хакерство, кардерство (мошенничество с пластиковыми картами), диффамация, кибертерроризм, буллинг, интернет-зависимость и другие [1; 4].
Особенностью психолого-педагогической диагностики является ее включенность в образовательный процесс для целостного изучения обучающихся (школа, дом и общество, включая профиль личности в социальных сетях). В таком случае становится возможным своевременная фиксация неблагоприятных факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Авторская позиция состоит в том, что многообразие видов и форм социально опасного поведения обучающихся характеризуется комплексом внешних (социальных, педагогических) и внутренних (психологических) предикторов.
Социальными предикторами являются: запредельный для несформированной психики темп современной жизни, порождающий психоэмоциональную напряженность современных детей и подростков; жестокость современного мира, искажающая этические нормы и формирующая эмоциональное онемение (нечувствительность); кризис современной семьи как социального института, в котором формируется личность ребенка, агрессивно реагирующего на дисфункциональность микросреды.
Педагогические предикторы социально опасного поведения современных детей и подростков: педагогическая запущенность либо либеральное воспитание, в результате чего ребенок легко вовлекается в противосоциальные действия; воспитательный вакуум современной школы, ее устранение от воспитательной функции с упором на интеллектуальное развитие, приводящее к доминированию соперничества и безразличию в межличностных отношениях современных подростков-одноклассников.
Психологическими факторами социально опасного поведения обучающихся в школе являются возрастные и индивидуальные особенности личности на данном этапе онтогенеза: эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля, тревожность и мнительность, неуверенность в себе. На фоне борьбы за высокий социальный статус и уважение в классе они нередко приводят к стремлению возвыситься за счет силы и к демонстрации физического превосходства, к оскорблениям и унижению среди сверстников.
Психолого-педагогическая диагностика в форме включенного в образовательный процесс изучения обучающихся на предмет выраженности указанного комплекса внешних и внутренних предикторов социально опасного поведения представляет собой вариант причинной диагностики, позволяющей регистрировать события или свойства, выступающие в причинно-следственной цепочке в качестве причин такого поведения. Их обнаружение позволяет своевременно спрогнозировать, провести профилактику и коррекцию неблагоприятного хода развития.
Практическими инструментами такой психолого-педагогической диагностики предикторов социально опасного поведения являются различные анкеты, карты наблюдений, планы и схемы сбора первичного материала, предполагающие беседы классного руководителя и психолога с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт (например, шкала социально-психологической адаптированности, методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, и другие). Одним из примеров организации подобной работы является программа комплексной диагностики девиантного поведения детей и подростков [2].
Таким образом, социально опасное поведение как многофакторный феномен, характеризующийся совокупностью социальных, психологических и педагогических предикторов (предпосылок, причин) и дескрипторов (атрибутов, симптомов), в зависимости от актуальных задач может изучаться в следующих формах:
- скрининг-диагностика, подходящая для быстрых и массовых исследований с целью определения групп риска;
- симптоматическая диагностика дескрипторов (атрибутов), необходимая для решения исследовательских задач по изучению феномена социально опасного поведения, его структуры, видов и признаков;
- причинная диагностика, составляющая основу для своевременного прогноза отклоняющегося поведения и его профилактики.
Причинная диагностика социально опасного поведения в условиях образовательного учреждения представляет собой психолого-педагогическую диагностику обучающихся, предполагающую включенное комплексное изучение характеристик их поведения, значимой деятельности и социальных отношений, эмоционального состояния и индивидуально-личностных особенностей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта №19–413–120006.
Список литературы
- Аникудимова Е.А. Современные формы проявления девиантного поведения подростков в аспекте социально-педагогической деятельности / Е.А. Аникудимова // Симбирский научный вестник. – 2015. – №4 (22). – С. 14–19.
- Галич Г.О. Экспресс-диагностика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина [и др.] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. – №16 (20). – С. 100–104.
- Колосницына М.Ю. Диагностика девиантного поведения / М.Ю. Колосницына, Г.С. Зайцев, Е.А. Кадацкая [и др.] // Акмеология. – 2010. – №3 (35). – С. 9–14.
- Коповая О.В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе / О.В. Коповая // Пензенский психологический вестник. – 2016. – №1 (6). – С. 161–169 [Электронный ресурс].
- Domracheva S.A., Andreeva S.N. Socially dangerous behavior of students: types and descriptors. Abstracts & Proceedings of ADVED 2019 – 5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 21–23 October 2019. Istanbul, Turkey. P. 337–343.
Источник: Лежнина Л.В. Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 253–256.
Фото: сайт Марийского государственного университета
Лариса Викторовна, а как вам такие вопросы для прогностической диагностики социально опасного поведения...
Никто никому ничего не должен.
Свои интересы предпочтительней чужих.
Своих и чужих следует судить разной мерой.
Дурные нравы общества оправдывают дурные нравы человека.
Выгода важней справедливости.
Обездоленные сами виноваты в своём положении.
Эгоизм – не порок.
Лучшая любовь – это любовь к себе.
Честность – это страх перед наказанием.
Совесть – это страх перед общественным мнением.
Доброта – это форма лицемерия.
Чувство долга – это чувство навязанное.
Благородство – это романтическая глупость.
Сочувствие – отвратительное чувство.
Репутация важнее правды.
Лучше нанести обиду, чем претерпеть ее.
Успех важней чистой совести.
Интересы близких превыше справедливости.
Чужие унижения меня не касаются.
Животных не жалко.
Провела экспресс-опрос (15 подростков 13-14 лет, 12 взрослых 22-34) - везде ответы 100% положительные. Видимо, это не прогноз, а уже реальность (типа современной нормы социально-психологического развития).
Я подозревал, что нравственное чувство у современников развито плоховато, но результаты вашего опроса повергли меня в шок.
, чтобы комментировать
Уважаемая Лариса Викторовна!
на Ваше: " Особенно тревожным фактом является ежегодный рост актов насилия в образовательных учреждениях, инициируемых самими обучающимися, в том числе с применением холодного и огнестрельного оружия, и, как следствие, с жертвами среди сверстников и педагогов..."
Почему только "теоретические подходы"?
Хотелось бы узнать, можно ли применить данную теорию на практике? Особенно, при диагностике прогноза по применению оружия в школе и вычисления школьных стрелков?
"В своей монографии «Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка» Р. Langman выделяет три группы, к которым чаще всего относятся школьные стрелки:
1. Психопатическая личность, основной аномалией является недоразвитие высших нравственных чувств (эмоциональная тупость). Несмотря на то, что психопатия не входит в перечень официальных психиатрических диагнозов, она рассматривается как вариант антисоциального/диссоциального расстройства личности.
2. Психотическая личность, т. е. не вполне осознающая реальность (шизотипическое расстройство личности, шизофрения).
3. Психологически травмированная личность, испытавшая различные виды жестокого обращения, хронического стресса и травм (часто из бедных и неблагополучных семей)".
Ганузин В.М. Обзор современных исследований по применению подростками оружия в образовательной среде // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 3. – С. 6.
Уважаемая Лариса Викторовна!
Как Вы считаете, возможно ли прогнозировать и предотвращать стрельбу в школе?
По данным Национального центра статистики США в сфере образовании (NCES), в 2021–2022 учебном году в результате 188 случаев стрельбы были пострадавшие и жертвы.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
P.S. "По данным United States Secret Service and United States Department of Education, не существует простого объяснения того, почему произошли эти вооруженные нападения. Также не существует простое решение, чтобы остановить эту проблему. Но результаты Инициативы по безопасной школе действительно позволяют предположить, что некоторые будущие нападения можно предотвратить, если те, кто отвечает за безопасность в школах, будут знать какие вопросы задавать и где найти информацию, которая может помочь в попытках вмешаться, прежде чем произойдет нападение на школу."
Ссылка та же.
, чтобы комментировать
Есть интересная работа, авторы которых утверждают, что склонность к издевательствам и установкам применения огнестрельного оружия в подростковом возрасте заложена еще внутриутробно.
Даю ссылку:
Amanda B. Nickerson, Shannon Schiesler, Reena D. Aidenetal исследовали 216 пар мать-ребенок. Полученные результаты подтвердили путь развития психотравмирующего поведения от ранних невзгод (пренатальное действие психоактивных веществ) к агрессии в детском саду, издевательствам и установкам применения огнестрельного оружия в подростковом возрасте.
Amanda B. Nickerson, Shannon Schiesler, Reena D. Aiden et al. A Longitudinal Study of Attitudes Toward Violence with Firearms: The Role of Child Aggression and Exposure to Violence, and Bullying and Victimization in Early
Adolescence // Journal of School Violence. 2019.Vol. 19. № 1. P. 62–76.. 2019.Vol. 19. № 1. P. 62–76.
, чтобы комментировать
Неужели в Российских вузах учат только пользоваться методиками и не анализировать их качество. Неужели преподаватели и студенты не обращаются к работе Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Ведь у них в Приложениях 2 и 5 представлены требования и к методикам, и к пользователям, в частности, профессиональным.
А нам до сих пор предлагают применять неинформативные методики, приводящие к искаженным или ятрогенным диагнозам - тест на «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла, «Методику диагностики склонности к девиантному поведению» Р.В. Овчаровой, «Методику диагностики девиантного поведения несовершеннолетних» Э.В. Леус и А.Г. Соловьева. А методика А. Эллиса «Диагностика иррациональных установок» как-то загадочно трансформировалась в «Методику для определения асоциальных установок и их выраженности».
Тех, кто пытается делать хоть какие-то попытки проанализировать диагностическую состоятельность методик на девиантность - единицы (неоднократно про это пишут и Л.Ф.Бурлачук, и А.Г.Шмелев, и Л.Ф.Чупров, и А.Г.Лидерс, и В.И.Лубовский с Л.И.Переслени, и К.В. Сугоняев, и П.В. Сабанин, и А.Н.Алёхин. Одна из последних работ - Н. А. Самойлик ДИАГНОСТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ).
Я уже не говорю, что девиантность бывает и конструктивной (одаренность, трудоголизм, спорт и пр.), но про это почему-то не вспоминают, зацикливаясь только на деструктивных формах поведения.
, чтобы комментировать
Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
На Ваше "Я уже не говорю, что девиантность бывает и конструктивной (одаренность, трудоголизм, спорт и пр.), но про это почему-то не вспоминают, зацикливаясь только на деструктивных формах поведения."
Конструктивная девиантность никому не мешает жить, разве что соперникам по спорту, учебе, работе и т.д. А деструктивное поведение может обернуться бедой как для самого человека, так и для его семьи, окружающих (независимости от того знакомые это или нет). В том числе нагрузка и на государство (посадки). Поэтому многие стараются изучать темную сторону человека, надеясь, что могут исправить положение. Некоторые авторы даже придумывают методики, которые заведомо выдают заранее, не чем не подтвержденную, вину человека. Об этом много дискутировали в предыдущей статье. А вот автор не захотел защитить свою точку зрения. А напрасно.
С уважением, Валерий Михайлович.
.
, чтобы комментировать
\"ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ"
Уважаемая Ольга Альфонсасовна, ваш профессиональный взгляд на проблему поверг меня отчаяние.
Даже я "деревенский философ-моралист" определил эту диагностическую проблему как из ряда вон актуальную и попытался её хоть как-то решить. А наука... "ставит проблему".
Я подозреваю что такая теоретическая запущенность обусловлена отсутствием парадигматически целостного представления о структуре социальной (не)дружественности.
Владимир Александрович, мне кажется, что вы слишком смягчаете ситуацию, заменяя "девиантность" "недружественностью".
Хотя мне ваш термин очень нравится, но осмыслить недружественность, например, игрового аддикта, шопоголика и даже алкоголика, мне трудно - они ведь не тотально враждебно настроены на социум. Может, я конечно что-то не понимаю или вы несколько иной смысл вкладываете в понятие социальной (не)дружественности.
Ольга Альфонсасовна, Социально опасное поведение следует всё же строго дифференцировать, ну хотя бы от поведения зависимого. А то ж так вообще будет не разобраться.
Так по современным типологиям девиантное поведение включает и то, и другое (см. Короленко, Ц.П.; Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире и работы других авторов)
Ольга Альфонсасовна, если бы этот симптомокомплекс был описан в Библии как единосущный, то проблемы несомненно возникли бы, но обосновать необходимость дифференциации поведения шопоголика и предводителя уличной банды - задача не столь уж и неразрешимая. )
здесь соглашусь, но спорить с "авторитетными" докторами психол наук, не буду.
, чтобы комментировать
Сегодня часто и конструктивные формы приходится защищать (ваши работы по насилию в том числе и на это указывают), во многих учреждениях администрация всячески гнобит талантливых педагогов, учителя - одаренных детей задвигают на последнее место. Часто именно такие прессенги и провоцируют возникновение деструктивных форм. Так что риск тоже высокий и с качественными методиками (в т.ч. прогностическими) также проблемно.
Не зря девизом современности провозглашается тезис: на фоне всеобщей серости все ярче светятся темные личности
Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
Школа, на мой взгляд, одно из самых закрытых от посторонних лиц, и не только, учреждение. Вероятно, трудно внедрить повсеместно в школы методы педагогов-новаторов, которые создают нормальную образовательную среду. Поэтому в них появляются и негативные моменты, как со стороны педагогов, учеников и их родителей, так и со стороны администрации.
По методикам психологическим. Мне трудно судить об их эффективности, т.к. я врач-педиатр, а не психолог. Но работаю и дружу с психологами (как учеными, так и практиками) с далекого 1983 года.
Уважаю эту профессию и болею за ее судьбу, за многострадальный Закон о психологической деятельности.
Хотел бы представить на Ваш суд нашу анкету "Анкета для выявления буллинга, виктимизации и дидактогении, применяемых против учителей (заполняется анонимно)" и впервые полученные результаты с ее применением: статья Драма отношений «ученик — учитель» в образовательном процессе или поиск равновесия: NOTA BENE! // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 1. – С. 4.
Критика пойдет на пользу(+++
Возможно, редакция ПГ разместит статью на своем сайте, если сочтет ее полезной для психологов.
С уважением, Валерий Михайлович.
Обязательно посмотрю и напишу (думаю, в личку)
Думаю, вам будет интересна работа вашего коллеги про диагностику из этого журнала: Алёхин А.Н. Методологический диагноз психологической диагностике // Медицинская психология в России. 2011. № 2.
Хорошая статья. и заключение адекватное: "Об этом можно было бы не тревожиться и не говорить, если бы методики «психологической диагностики» не обрели вдруг незаслуженную популярность не только в «психологических исследованиях», но и при решении управленческих вопросов (профессиональный отбор, экспертиза и т. п.), став удобным подспорьем бюрократических решений, которые уже касаются жизни и судьбы конкретного человека."
Спасибо.
Хорошо.
В этом как раз и состоит беда профессионально не рефлексирующих диагностов - и разработчиков, и пользователей
Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
Про дидактогению у учителей я Вам в личку написал.
Я прочла и ответила. Но здесь, скорее всего, речь идет об антропогении (Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. 2001)
Уважаемая Ольга Альфонсасовна!
Последнее письмо в личку от 13.08 Вами не прочитано. Там даются ответы на Ваши вопросы.
, чтобы комментировать