16+
Выходит с 1995 года
7 августа 2024
Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы

Современные наблюдения и исследования во многих отраслях наук о человеке и обществе констатируют значительный за последние десятилетия рост личностных и поведенческих нарушений в развитии и жизнедеятельности человека. Особенно тревожным фактом является ежегодный рост актов насилия в образовательных учреждениях, инициируемых самими обучающимися, в том числе с применением холодного и огнестрельного оружия, и, как следствие, с жертвами среди сверстников и педагогов (Ивантеевка, сентябрь 2017; Пермь, январь 2018; Керчь, октябрь 2018; Благовещенск, ноябрь 2019). Это делает актуальной проблему прогностической диагностики социально опасного поведения обучающихся в российских образовательных учреждениях.

Социально опасное поведение традиционно рассматривается как девиантное, то есть противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам (А.А. Александров, 1997; Ю.А. Клейберг, 1997, 2003, 2004; В.В. Королев, 1992; В.Н. Кудрявцев, 1982; А.Е. Личко, 1985, 1991; В.Д. Менделевич, 1999, 2003; И.А. Невский, 1981, 1990; В.Ф. Пирожков, 2007; В.Е. Степанов, 1996 и др.). Основные формы девиантного поведения — делинквентное (противоправное), аддиктивное (наркомания, игромания, алкоголизм, сексуальные извращения и др.) и агрессивное, в т.ч. суицидальное.

Оптимальной формой первичного изучения отклоняющегося поведения является скрининг-диагностика (от англ. screen — «сито»). Психологический скрининг — это особым образом выстроенная экспресс-диагностика в форме сплошного обследования совокупности обучающихся, позволяющего выявить группу риска, то есть наиболее склонных к поведению, выходящему за рамки общепринятого.

Инструменты скрининг-диагностики должны быть простыми в использовании, малозатратными и валидными. При достаточно широком выборе психологических методик диагностики отклоняющегося поведения («Девиантное поведение» [3], «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» Р.В. Овчаровой, «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности» А. Эллис и др.), вышеназванным требованиям, на наш взгляд, отвечает тест СДП (склонности к девиантному поведению). Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних, разработанная Э.В. Леус и А.Г. Соловьевым, содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: социально одобряемое поведение, делинквентное (противоправное), аддиктивное (зависимое), агрессивное, самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение. Методика выявляет склонность к девиантному поведению и дифференцирует его по основным видам проявления, а также проста в обработке, проводится за короткое время, стандартизирована, что позволяет использовать ее при проведении массовых скрининговых обследований с целью выявления группы риска, в отношении которой будет необходимо последующее детальное изучение особенностей каждого обучающегося.

Как показывает практика, нередко субъектами самых резонансных актов насилия являются ничем не отличающиеся от сверстников обучающиеся из среднестатистических и благополучных семей. Это дает основание ряду экспертов высказывать мнение, что заранее предвидеть и предотвратить такие случаи практически невозможно. Решить данную задачу, в определенной степени, позволяет психологическая диагностика дескрипторов (атрибутов) социально опасного поведения. В зависимости от конкретных видов и форм отклоняющегося поведения ими могут быть: очевидная демонстративность личности либо выраженная интроверсия с тенденциями к отчужденности, обостренное чувство собственного достоинства и независимость либо неудовлетворенное самоуважение, склонность к риску или повышенная высокая эмоциональная неустойчивость, различные формы агрессивных проявлений и другие признаки [5].

Такая симптоматическая диагностика, которая регистрирует психические свойства, являющиеся следствием определенных причин, приводящих к отклонениям в поведении, полезна, когда специалист точно знает, что ищет, т.е. известна форма социально опасного поведения и свойственные ей дескрипторы (атрибуты). В противном случае, этот путь диагностики будет сходен с попыткой поймать черную кошку в темной комнате. Случайная регистрация определенных дескрипторов может стать основанием для прогноза с невысокой вероятностью, но не позволит понять причины отклонений и своевременно их скорректировать.

Исходя из актуальности именно прогностического характера этой задачи, очевидно, что в современных условиях образовательного учреждения возникает необходимость в психолого-педагогической диагностике социально опасного поведения с целью изучения рисков отклоняющегося от социальных норм взаимодействия, угрожающего жизнедеятельности и личности обучающихся. Современные формы школьной и социальной дезадаптации существенно расширились, многие из них носят опосредованный характер, в основном связанный с использованием компьютера и Интернета — геймерство, хакерство, кардерство (мошенничество с пластиковыми картами), диффамация, кибертерроризм, буллинг, интернет-зависимость и другие [1; 4].

Особенностью психолого-педагогической диагностики является ее включенность в образовательный процесс для целостного изучения обучающихся (школа, дом и общество, включая профиль личности в социальных сетях). В таком случае становится возможным своевременная фиксация неблагоприятных факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Авторская позиция состоит в том, что многообразие видов и форм социально опасного поведения обучающихся характеризуется комплексом внешних (социальных, педагогических) и внутренних (психологических) предикторов.

Социальными предикторами являются: запредельный для несформированной психики темп современной жизни, порождающий психоэмоциональную напряженность современных детей и подростков; жестокость современного мира, искажающая этические нормы и формирующая эмоциональное онемение (нечувствительность); кризис современной семьи как социального института, в котором формируется личность ребенка, агрессивно реагирующего на дисфункциональность микросреды.

Педагогические предикторы социально опасного поведения современных детей и подростков: педагогическая запущенность либо либеральное воспитание, в результате чего ребенок легко вовлекается в противосоциальные действия; воспитательный вакуум современной школы, ее устранение от воспитательной функции с упором на интеллектуальное развитие, приводящее к доминированию соперничества и безразличию в межличностных отношениях современных подростков-одноклассников.

Психологическими факторами социально опасного поведения обучающихся в школе являются возрастные и индивидуальные особенности личности на данном этапе онтогенеза: эмоциональная неустойчивость, низкий уровень самоконтроля, тревожность и мнительность, неуверенность в себе. На фоне борьбы за высокий социальный статус и уважение в классе они нередко приводят к стремлению возвыситься за счет силы и к демонстрации физического превосходства, к оскорблениям и унижению среди сверстников.

Психолого-педагогическая диагностика в форме включенного в образовательный процесс изучения обучающихся на предмет выраженности указанного комплекса внешних и внутренних предикторов социально опасного поведения представляет собой вариант причинной диагностики, позволяющей регистрировать события или свойства, выступающие в причинно-следственной цепочке в качестве причин такого поведения. Их обнаружение позволяет своевременно спрогнозировать, провести профилактику и коррекцию неблагоприятного хода развития.

Практическими инструментами такой психолого-педагогической диагностики предикторов социально опасного поведения являются различные анкеты, карты наблюдений, планы и схемы сбора первичного материала, предполагающие беседы классного руководителя и психолога с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт (например, шкала социально-психологической адаптированности, методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, и другие). Одним из примеров организации подобной работы является программа комплексной диагностики девиантного поведения детей и подростков [2].

Таким образом, социально опасное поведение как многофакторный феномен, характеризующийся совокупностью социальных, психологических и педагогических предикторов (предпосылок, причин) и дескрипторов (атрибутов, симптомов), в зависимости от актуальных задач может изучаться в следующих формах:

  • скрининг-диагностика, подходящая для быстрых и массовых исследований с целью определения групп риска;
  • симптоматическая диагностика дескрипторов (атрибутов), необходимая для решения исследовательских задач по изучению феномена социально опасного поведения, его структуры, видов и признаков;
  • причинная диагностика, составляющая основу для своевременного прогноза отклоняющегося поведения и его профилактики.

Причинная диагностика социально опасного поведения в условиях образовательного учреждения представляет собой психолого-педагогическую диагностику обучающихся, предполагающую включенное комплексное изучение характеристик их поведения, значимой деятельности и социальных отношений, эмоционального состояния и индивидуально-личностных особенностей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта №19–413–120006.

Список литературы

  1. Аникудимова Е.А. Современные формы проявления девиантного поведения подростков в аспекте социально-педагогической деятельности / Е.А. Аникудимова // Симбирский научный вестник. – 2015. – №4 (22). – С. 14–19.
  2. Галич Г.О. Экспресс-диагностика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина [и др.] // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. – №16 (20). – С. 100–104.
  3. Колосницына М.Ю. Диагностика девиантного поведения / М.Ю. Колосницына, Г.С. Зайцев, Е.А. Кадацкая [и др.] // Акмеология. – 2010. – №3 (35). – С. 9–14.
  4. Коповая О.В. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе / О.В. Коповая // Пензенский психологический вестник. – 2016. – №1 (6). – С. 161–169 [Электронный ресурс].
  5. Domracheva S.A., Andreeva S.N. Socially dangerous behavior of students: types and descriptors. Abstracts & Proceedings of ADVED 2019 – 5th International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 21–23 October 2019. Istanbul, Turkey. P. 337–343.

Источник: Лежнина Л.В. Диагностика социально опасного поведения обучающихся: теоретические подходы // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 19 ноября 2019 года. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 253–256.

Фото: сайт Марийского государственного университета

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»