16+
Выходит с 1995 года
27сентября2024
Правила хорошей группы. Полезный участник сообщества, какой он?

Константин Витальевич Павлов, кандидат медицинских наук, сертифицированный специалист по консультированию организаций и организационному развитию (International Organizations & Systems Development — IX), академик Международной академии менеджмента (IAM), директор Восточно-Европейского Гештальт Института, представил доклад «Правила хорошей группы. Полезный участник сообщества, какой он?» в пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов.

Доклад, который мне выпала честь осуществить здесь, называется «Правила хорошей группы. Полезный участник сообщества, какой он?». Тема какая-то подчёркнуто мирная, прагматическая, даже немного административная кажется на первый взгляд.

Я давно работаю в организациях с людьми, и часто поводом для того, чтобы прийти, является кризис, люди зовут консультантов, помощников в первую очередь в связи с тем, что есть кризис. Когда речь идет о семьях, парах — то же самое: когда всё хорошо, то психолога не зовут. Если психолога зовут, значит, там есть кризис.

И вот я начинаю разговаривать с людьми, которые живут в ситуации так называемого кризиса, слома, трансформации, там мечут громы, молнии, в актовом зале проходит митинг за что-то, в курилках проходит митинг против чего-то. Очень часто эти митинги проходят одновременно, ведутся списки участников того и другого митинга, и это бывает фокусом внимания для ключевых игроков этого кризиса и попыток его разрешения.

В то же время я точно знаю, что всегда в сообществах и организациях в подобной ситуации есть люди, которые приходят ко мне, если я консультант, и говорят: «Константин Витальевич, мы знаем, что сейчас два митинга, мы знаем, что очень важно попасть в список хороший, не попасть в список плохой, но у нас есть одно желание: Константин Витальевич, если ты можешь, передай тем людям, от которых зависит наше будущее, что мы только лишь хотим, чтобы нам позволили дальше работать. Пока они на митинге митингуют, наша организация, наше сообщество решает свои вопросы. Мы, в частности, зарабатываем для них денег. Пусть нам не мешают, не дёргают, и мы будем делать своё дело».

И я выбрал тему, которая будет интересной и полезной тем людям, которые хотят быть полезными в то время, как мир поляризовался.

Мы в гештальт-подходе говорим о так называемых «многолярностях». Полярность — это когда есть север и юг, а многолярность — когда много диаметральных противоположностей и противоположных реальностей пересекаются в одной ситуации. Ситуация в данном случае — это термин из динамической психологии, описывающий состояние поля. Множество противоречивых тенденций могут пересекаться в одной точке пространства, времени, поля, и, мне кажется, мы себя можем ощущать вот в этакой многолярности.

Мы все можем увидеть себя элементами, участниками всевозможных групп. И частный пример случая группы — это команда, как малую группу можно увидеть любую семью, любая организация, любое предприятие, любое сообщество — это тоже группа.

Чтобы быть эффективными, практикам нужно знать некоторые правила. И в мировой практической прикладной науке созданы некоторые наборы таких правил. Одно сочетание я вам сегодня сообщу. Автором этого сочетания — «правила хорошей группы» — является Соня Марч Невис, супруга Эдвина Невиса.

Может быть, вы сможете эти правила применить к известным вам группам и прикинуть, насколько вам это откликается.

Правила хорошей группы — «хорошей» в кавычки ставим, потому что вы наверняка понимаете, что для психолога слово «хороший» — это нагруженное слово. Мы придерживаемся адогматического мышления, вместе со Львом Шестовым воспеваем апофеоз беспочвенности. Мы стараемся рассматривать события как они есть.

Соня Невис написала правила хорошей группы:

  • в хорошей группе люди обращаются друг к другу по имени или по имени-отчеству,
  • в хорошей группе принято задавать уточняющие вопросы,
  • в хорошей группе принято отвечать на заданные вопросы,
  • в хорошей группе принято выслушивать ответы на заданные вопросы,
  • в хорошей группе время делится поровну между участниками группы.

Есть еще представление о процессности, потому что мы смотрим на то, как живет группа. Именно поэтому вот такие какие-то простенькие характеристики, не касающиеся экспертных составляющих. Понимаете, если это группа, например, пилотов авиалайнера или врачей хирургического отделения, то мало для их эффективности того, чтобы они называли друг друга по имени и равномерно делили между собой время участия в дискуссии. Нужно, чтобы была еще высокая квалификация. Но мы сознательно об этом не говорим, выносим за скобки этот параметр.

Мы говорим о процессных характеристиках коммуникации в группе, потому что это основное содержание психологической работы.

Основываясь на собственном опыте работы с разными группами, в которых участие принимают психологи, — а я привычно думаю о психологе как о человеке, который не очень уверенно знает, зачем он может быть нужен людям, — я знаю, что психологу порой трудно самому себе объяснить, «что же я делаю с людьми».

И я размышлял, что мы можем добавить к правилам хорошей группы для тех психологов, которые не очень уверены в том, чем могут быть полезны в группах, в сообществах. А ведь сообщества — очень важное основание для того, чтобы всё общество наше, в котором мы живём, менялось в ту сторону, которую мы можем считать лучшей стороной.

Итак, несколько положений о полезном участнике группы.

Полезный участник сообщества:

  • воплощает в себе правила хорошей группы: если в группе есть перекос по времени в эфире у кого-то, он подчёркнуто краток, конструктивен, если это не помогает, то он честно проговаривает, что время распределено неравномерно;
  • способен заметить, обобщить и назвать процесс группы за какой-то период времени;
  • способен увидеть жизнь подгрупп в группе и назвать замеченное;
  • способен уместно выразить собственные чувства в непростой ситуации и приглашает к этому коллег;
  • не выпячивает собственное лидерство, заботится о малых и больших потребностях группы;
  • время от времени интересуется мнением тех участников группы, которые молчат больше других;
  • сам не использует оценочные суждения и переход на личности и открыто выступает с критикой в адрес тех, кто склонен к оценочным суждениям;
  • дифференцирован и точен в наблюдениях поведения и роли людей, видит красивое в проявлениях других членов группы, понимает и помнит, что для каждого важно, и учитывает это;
  • готов быть примером в субоптимизации. Субоптимизацией называется соподчинение личных интересов каждого участника сообщества единому целому, интересу группы;
  • в случае конфликта полезный участник сообщества не спешит занять чью-то сторону, но рассуждает с позиции «А что полезного в данной ситуации для группы?».

В ходе доклада Константин Витальевич подробно и с практическим примерами рассмотрел каждое из положений о полезном участнике сообщества.

Доклад К.В. Павлова начинается с 5:53:55 полной видеозаписи первого дня 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов:

18-й Санкт-Петербургский саммит состоялся 2–5 июня 2024 года. В первый день в ходе панельной дискуссии «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам» с докладами выступили профессор А.Г. Асмолов, профессор Т.В. Черниговская, профессор Д.А. Леонтьев, кандидат медицинских наук К.В. Павлов, профессор Т.Ю. Базаров, профессор М.М. Решетников, профессор А.Г. Караяни, профессор Е.В. Сидоренко. В зале присутствовали более 1000 участников из разных городов страны, открытую трансляцию посмотрели более 13 тысяч зрителей.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Формула счастливой организации: от любопытства к мудрости
    13.08.2024
    Формула счастливой организации: от любопытства к мудрости
    Т.Ю. Базаров: «Если изначально во главу организационных ценностей поставлены уважение, внимание, доверие, и они приняты всеми сотрудниками компании, то в повседневной жизни остается лишь их поддерживать и распространять среди новичков, клиентов и партнеров».
  • К.В. Павлов о гибких опорах как антикризисном инструментарии
    30.06.2023
    К.В. Павлов о гибких опорах как антикризисном инструментарии
    «Знаю, что все нормальные люди хотят быстрых и легких решений. Я же верю в решения, которые требуют дисциплины, культуры и труда для своей реализации. Эти опоры потребуют последовательного, длительного труда, как минимум фокусировки на происходящих событиях…»
  • Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    10.07.2020
    Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    Я хотела бы обратить ваше внимание на то, какие бывают кризисы, какие возникают напряжения в этих кризисах, а потом обсудить, какие тактики может выбрать психолог-консультант, если он имеет дело с человеком, сталкивающимся с той или иной ситуацией...
  • «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    06.07.2020
    «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    Где взять силы, чтобы сойти с проторённой дорожки и найти свой путь? Как адаптироваться к новым условиям? Коуч Елена Морозова представила авторскую арт-практику, помогающую найти ресурсы и силы для адаптации к переменам...
  • Коучинг в Гештальт-подходе
    15.08.2017
    Коучинг в Гештальт-подходе
    Все организаторы Саммита психологов благодарят модератора ключевой дискуссии К.В. Павлова за способность откликнуться на неожиданное развитие темы встречи, за умение охватить единой мыслью необъятные идеи докладов и за готовность делиться собственным профессиональным опытом. Доклад «Коучинг в Гештальт-подходе. Элементы The Cleveland Model» в завершение дискуссии модератор превращает в отражение всех ранее прозвучавших выступлений в зеркале реальной практики работы в индивидуальном формате и с группами...
  • Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    06.07.2017
    Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
    Дорогие коллеги, 11 Саммит психологов состоялся 4-6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге. Мы создали дополняемый архив материалов Саммита – сейчас мы активно монтируем, добавляем видео, архив будет пополняться. Следите за обновлениями!
  • 10-й Саммит психологов: ключевая роль помогающего специалиста в эпоху перемен
    09.06.2016
    10-й Саммит психологов: ключевая роль помогающего специалиста в эпоху перемен
    В 2016 году Саммит посетили около 500 психологов, которые приехали в Санкт-Петербург из Мурманска, Владикавказа, Москвы, Калининграда, Петропавловска-Камчатского и многих других городов, а также стран – Эстонии, Австрии, Германии, Англии. А те, кто не смог участвовать очно, присоединялись к Саммиту через Интернет – компания «Иматон» вела открытую трансляцию мероприятий первого дня...
  • И.К. Кудло об опыте оказания психологической помощи в приграничном регионе
    08.08.2024
    И.К. Кудло об опыте оказания психологической помощи в приграничном регионе
    Мастер-класс «Когда тревоге нельзя сказать: "Стоп!". Эффективные методы оказания психологической помощи взрослым и детям, проживающим в условиях хронического стресса и повышенной тревоги в приграничном регионе» провела на Саммите психологов коллега из Курска.
  • Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    28.06.2024
    Профессиональная идентичность практического психолога: готовность к новой ситуации
    В пленарной части 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов состоялась дискуссия с участием Т.Ю.Базарова, А.Г.Асмолова, М.М.Решетникова, К.В.Павлова, А.Г.Караяни и Е.В.Сидоренко.
  • Каузометрия — метод осознания, осмысления и оптимизации жизненного пути
    19.09.2023
    Каузометрия — метод осознания, осмысления и оптимизации жизненного пути
    «Наш подход основан на том, что не бывает настоящее без прошлого и будущего, — подчеркнул Р.А.Ахмеров. — В прошлом — причины, в будущем — цели, они друг друга притягивают, и образуется наше настоящее как некий мост перехода из прошлого в будущее».
  • О работе с участниками СВО и их семьями: опыт психологов
    10.08.2023
    О работе с участниками СВО и их семьями: опыт психологов
    Специалисты поделились опытом психологической помощи военнослужащим, их семьям и рассказали об особенностях работы с боевой психической травмой.
  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»