18+
Выходит с 1995 года
30 декабря 2024
Нравственные ориентиры поколения, одержавшего победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В условиях нарастания внешнеполитических и внутренних противостояний в современном мире проблема роли человеческого фактора в истории приобретает особую актуальность. Задачи воспитания личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций, основ государственности современной России, выступают в качестве первостепенных при разработке стратегических программ в области воспитания и образования подрастающего поколения1. К сожалению, источниковая база проблемы, связанная с изучением формирования и роли личности в истории, в том числе, определившей Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., недостаточно актуализирована.

В настоящей статье предпринята попытка проиллюстрировать нравственные ориентиры поколения военных лет, используя примеры, содержащиеся в архивных документах личного фонда Николая Александровича Рубакина (1862–1946), известного библиографа, русского эмигранта. По личному завещанию Н.А. Рубакина его личный архив в объеме более 13 тыс. единиц хранения за период с 1872 по 1946 гг. и 100-тысячная библиотека во второй половине 1950-х гг. были переданы России2.

В составе фонда редкие документы — анкеты лиц, находившихся в 1945–1946 гг. в лагерях для перемещенных лиц, интернированных граждан СССР. В документах исторически значимая информация, которая позволяет в определенной мере составить представление о мировоззренческих позициях, жизненных ценностях, личностных характеристиках поколения военных лет — качествах русского народа, которые лежали в истоках проявленного народом мужества и героизма, определили его победу в неравной схватке с силами мирового зла. Подтверждение этих качеств русского народа мы находим в материалах проведенного Международным институтом библиопсихологии в 1945 г. анкетирования лиц, находящихся в лагерях для перемещенных лиц. Сохранились анкеты группы девушек, принудительно угнанных немцами с оккупированных территорий Украины и Белоруссии для использования в качестве трудовой силы, а также группы военнопленных, находящихся в этот период в госпиталях Швейцарии.

Все они принадлежали к первому поколению людей, родившихся после революции 1917 г., и потому их жизненные ориентиры представляют интерес в контексте современных событий, развернувшихся на Украине, где молодежь под воздействием деструктивной информационной пропаганды исторического прошлого в течение двух десятилетий восприняла насаждаемую идеологию отчуждения от России. Официальная цель анкетирования, как она сообщалась анкетируемым, состояла в выявлении их читательского интереса с целью оказания помощи в получении книг для самообразования3. Однако, как можно предполагать, цель была и другая. Она состояла в реализации «Соглашения между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц этих государств», подписанного в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции, согласно которому все советские граждане подлежали содержанию в лагерях или сборных пунктах до момента передачи их советским властям4. Проблема перемещенных советских граждан, численность которых к концу войны на территории Европы составляла около 7 млн, до сих пор не получила должного освещения в отечественной историографии, в том числе по причине неполного рассекречивания соответствующих материалов5. Тем больший интерес представляют материалы анкетирования в фонде Н.А. Рубакина.

Приведем типичные ответы девушек, которые в возрасте 16–18 лет были угнаны на чужбину6. Отвечая на 67-й, последний из предложенных им вопросов, девушки называли 10–20 слов, которые они «больше всего любят и которыми пользуются чаще всего или которые приходят на ум», когда анкетируемый «сосредоточенно вдумывается в себя самого».

Этот вопрос в совокупности с другими, согласно методике Н.А. Рубакина, был направлен на выявление состава слов, которые предельно точно воспроизводят систему ценностей и нравственные ориентиры анкетируемого, выявляют психический тип читателя7. Приведем в качестве иллюстрации краткие анкетные данные опрашиваемых и их ответы:

  • Курохта Анна, 22 г., украинка, образование — 10 кл.: «Родина, Россия, родители, друг, свидание, любовь, весна, цветы, розы, природа, жизнь, замужество».
  • Шелухина Вера, 22 г., украинка, образование — вечерний химический техникум: «Родина, природа, путешествия, любовь, встреча, родители, происшествия, замужество, жизнь, наука».
  • Дегтярева Лидия, лагерь «Sonnenberg», 20 лет, девушка, русская, образование — учащаяся химического техникума: «Доказательство, радостно, обращение, внимание, обыкновенно, последствие, необходимость, действительно, неприятность, отношение, презрение, несправедливо, снисхождение».
  • Хорунжая Анна, 21 г., украинка, не замужем, образование — 10 кл.: «Люблю, надо терпеть, товарищ, свидание, Родина, друг, счастье, родители, жизнь».
  • Резникова Галина, 22 г., украинка, не замужем, образование — Изюмская фельдшерская школа — 3 курса: «Стремление, действие, цель, таинственное, возможное».
  • Кунтусова Матрена Ивановна, Internietenlager «Sonnenberg», 20 лет, украинка, не замужем, 7 кл.: «Родина, воспоминания, переживания, настойчивость, жизнь, народные пословицы, смелость, родные, друзья, размышление». Адрес на Родине: УССР, Сумская обл., Путивльский р-н, д. Пруды.
  • Корж Надя, адрес на Родине — Днепропетровская обл., Криничанский р-н, Кар-Хуторской сельсовет: «Страдание, переживание, размышление, мать, отец, брат, сестра, друзья, смелость, беседы, Родина, увлечения, настойчивость».
  • Деркач Нина, 19 лет, украинка, образование — 7 кл.: «Радио, Родина, друзья, семья, природа, отец, мать, братья, сестры, родные, село».
  • Деркач А., 22 г., холостая, украинка, образование — 10 кл.: «Семья, родина, фронт, местность, школа, работа, кино, театр, кушанье, обстановка».
  • Онишко Валентина, 21 г., украинка-русская, образование — 7 кл.: «Мама, братья, сестра, Родина, счастье».
  • Метельская Антонина, 18 лет, украинка, не замужем, образование — 7 кл.: «Жизнь, грусть, люди, воспитанность, что было в прошлом, природа, солнце, друзья, отношение». Адрес: Киевская обл., Таращинский район, с. Дубовка.
  • Ясюкевич Анна, 18 лет., холостая, белоруска, образование — 6 кл.: «Сестры, братья, музыка, счастье, учение».
  • Бойко Дуся, 19 лет, холостая, русская, образование — 8 кл.: «Очень много приходилось преодолевать всякого рода препятствий и бороться. Страдание».
  • Онишко Валентина, 21 г., украинка, образование — 7 кл.: «Мама, братья, сестра, Родина, счастье».
  • Письмак Ольга, 22 г., украинка–русская, 7 кл., лагерь Sonnenberg: «Родина, товарищ, родители, счастье, жизнь, развлечение, музыка, любовь, весна, сад, природа, путешествие, встреча, песнь, красота, ласка, речь, роман, писатель, свидание».
  • Зражевская Вера, 26 лет, украинка-русская, образование — 10 кл., училась в педтехникуме: «Радость, новости, любовь, одежда, кушанье, комната, природа, танцы, ученье, Родина, село, школа, родные, поездки, война, песни, веселье».
  • Коваленко Вера, 21 г., не замужем, украинка-русская, образование — 9 кл.: «Родина, родное село, уважение, дружба, радость, исполнение, верные подруги и друзья, спокойствие, мир, знание, жизнь, среда, любовь».
  • Неклеса Мелания, 20 лет, украинка-русская, образование — 9 кл.: «Переживание, родители, брат, друзья, сделаю, Родина, все возможно, благородство, смелость, беседы, знакомство, раздражение, риск, подвиг, возвращение, стремление, общество, наука, новости, сообщения».
  • Мизина Наташа, 22 г., украинка, образование — 10 кл.: «Радио, учение, книги, кино, песни, театр, работа, музыка, родина, семья».

Приведенные ответы раскрывают внутреннее пространство личности первого поколения граждан СССР, рожденных в 1920-е гг. Они с неоспоримой отчетливостью свидетельствуют о том, что население, проживающее на территории Украины, не разделяло себя по национальному признаку. Более того, все опрошенные были русскоязычными, и многие из них не могли однозначно ответить на вопрос о своей русской или украинской национальной принадлежности, определяя ее как: «украинка-русская». Ценностные ориентиры, выраженные девушками в нескольких словах, как непроизвольный вздох души, перенесшей всю тяжесть страданий, говорят о высоте и крепости человеческого духа. В каждом слове — подтверждение ценностей, лежащих в основе русско-украинско-белорусской национальной идентичности: мир, семья, любовь, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, культура, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В каждом втором ответе — слово «Родина», составляющая жизненную ценность для человека, пережившего ужасы плена в юном возрасте.

В составе материалов исключительный интерес представляют также ответы русских военнопленных, находившихся в госпиталях Швейцарии. На вопрос «Что больше всего поразило в Швейцарии?» Чудовский Владимир, 1922 г. рождения, из семьи рабочих с десятиклассным образованием, отвечает пространно и емко: «Швейцария — страна гор, озер. Я до этого не встречал такого сочетания. Электрические дороги. Однообразие жизни людей. Их замкнутость, система удобрения полей жидким навозом, <…> большое трудолюбие в обработке огородов, система изгородей, много полосок. Архитектура зданий, каменная кладка. Люди носят деревянные подметки. Учтивы, вежливы, и в то же время, как неживые. Религиозность. Особенности в богослужении. Рознь мужчины от женщины. Рознь людей, сидящих в первом и втором классе. Обилие ресторанов. Люди пьют алкогольные напитки малыми глотками. Скупость. Очень мало жизнерадостных. Люди работают по 14–16 часов в сутки. Навоз укладывают тщательно с перерывами. Труд людей низко ценят. Тщательность выполнения реклам, афиш. Мало покупают. Аккуратность почти во всем, кое-где излишняя. Трудность получения образования. Трудности применения в жизни своих знаний — «места везде заняты». Безработица. Излишне обрезают деревья. Мало собак, больше коты. В городах (в Берне) тротуары в нишах домов»8.

Комков Иван Фролович, 1921 г. рождения, из деревни Барановичи Смоленской области, окончивший педагогический техникум в 1940 г., на аналогичный вопрос отвечает, что: «в Швейцарии поразила красота ландшафта, электрификация страны, тяжелая жизнь некоторой части швейцарского крестьянства (особенно тех, которые за неимением своей земли вынуждены работать на хозяина по 14–16 часов в сутки), обилие ресторанов, швейцарская экономия и скупость». 14 апреля 1944 г. «Ампренхее»9.

Материалы анкетирования позволяют воспроизвести данные, на каких книгах было воспитано поколение молодежи военных лет, какие книги читались с интересом. В числе таких книг преимущественно назывались: «Воскресение», «Война и мир», «Овод», «Мартин Иден», «Мать», «Как закалялась сталь». Ответы на вопрос о любимых книгах звучали и так: «на Родине всегда читала “Коммунист”, “военные, революционные”, “о всех полководцах”, “о наших героях СССР”, о папанинцах, Гризодубовой, Осипенко, Расковой, Павке Корчагине и др.». В одном из ответов любопытная приписка: «Религиозные [книги] читать избегаю», видимо, как отзвук проводимой антирелигиозной работы среди населения в СССР.

Проведенное нами по методике Н.А. Рубакина выявление нравственных ориентиров современной молодежи показало иную картину, зафиксировало изменившуюся систему ценностей в третьем послевоенном поколении молодежи.

Приведем характерные ответы анкетируемых на вопрос, поставленный в той же формулировке: «Назовите 10–20 слов, которые вы любите больше всего, которыми вы пользуетесь чаще всего или которые приходят вам на ум, когда вы сосредоточенно вдумываетесь в себя самого». Ответы:

  1. «Господи, черт возьми, я делаю много плохого, в принципе каждый живет сам для себя, никому нет дела до других, родители, любовь, человек живет одним днем, все уходит в прошлое, я сама делаю свое будущее, семья, родители, дети, дом»;
  2. «Сестра, любовь, жизнь, почему это так, а не по-другому, будущее, семья, воспоминания, почему не сбывается мечта, правда, внешность, сбываются ли сны»;
  3. «Одиночество, душа, тоска, друг, музыка, актерство, зависимость, любовь, гитара, детство, санки, велосипед, море, пасмурно, гололед, снег, горки, березовая роща»;
  4. «Одиночество, стеснительность, необщительность, лень, телевизор, любовь, отдых, брат, судьба, путешествия, цветы. Слабовольность, парень, подруга, первый класс. Море, лето, бабушка, папа, профессия. Неумение»;
  5. «Мир, душа, жизнь, смерть, любовь, семья, свобода, мама, боги, дьявол, друзья, поэзия, полнолуние, вода, облака, он и я. Мастер и Маргарита».

Полученные ответы и другие материалы анкетирования свидетельствуют о нарастающих процессах деформации внутреннего мира современной молодежи, выражающейся в нездоровой мистике, душевной растерянности, расслабленности воли. Нравственное начало цельной человеческой личности проявляется в их ответах весьма слабо. Идеалы гражданственности и патриотизма утрачены.

В заключение отметим, что актуализация источниковой базы личных фондов, в том числе документов личного фонда Н.А. Рубакина, является важным фактором повышения эффективности использования традиций отечественного опыта в деле воспитания и образования молодого поколения10, в формировании программ и методик реализации «Стратегии развития воспитания на период до 2025»11.

Примечания

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р. «Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016–2020 годы», Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

2 Рукописное наследие Н.А. Рубакина поступило в Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ. Ф. 358. 13,5 тыс. ед. хр. за 1872–1946 гг.) и Научно-библиографический архив Российской книжной палаты (Ф. 1. 56 ед. хр. за 1907–1956 гг.).

3 Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 358. Кор. 98. Д. 8. Л. 1;

4 Соглашения между союзными государствами по делам военнопленных и гражданских лиц этих государств // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Т. IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.) – М.: Издательство политической литературы, 1979. – С. 282–287;

5 Воронович Виталий, Саматыя Вадим. Проблема беженцев и перемещенных лиц из СССР в период Второй мировой войны и послевоенные годы (1939–1951 гг.): Белорусский аспект // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 3. – С. 89.

6 НИОР РГБ. Ф. 358. Кор. 98. Д. 7. Листы не пронумерованы. (193–1951).

7 Рубакин Н.А. Практическое пособие для получения и углубления образования путем самообразовательного чтения с наибольшим сбережением своих сил, времени и средств. К читателям, дающим ответы на этот вопросник. Рукопись. НИОР РГБ. Ф. 358. Д. 8.

8 Там же. Оп. 1. Кор. 98. Д. 8. Л. 15–16.

9 Там же. Л. 31.

10 Линченко А.А. Знание о прошлом и историческое сознание молодежи в информационном обществе. Люди и тексты. // Исторический альманах. Информационное пространство истории. – 2014. – М., – С. 51–83; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Историческое сознание молодежи // Вестник Российской Академии наук. – 2010.– Т. 80. – № 3. – С. 195–203.

11 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Список литературы

  1. Воронович В., Саматыя В. Проблема беженцев и перемещенных лиц из СССР в период Второй мировой войны и послевоенные годы (1939–1951 гг.): Белорусский аспект // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 3. – С. 67–74.
  2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Историческое сознание молодежи // Вестник Российской Академии наук. – 2010. – Т. 80. – № 3. – С. 195–203.
  3. Егорова М.А., Иноземцева З.П. О формировании читательского интереса ребенка. Из истории педагогики и психологии (по материалам личного архива Н.А. Рубакина) // Общенациональный конгресс по чтению. Чтение в современном мире. Опыт прошлого, взгляд в будущее. Рубакинские чтения. Тез. докладов и сообщений РГБ. – М.: РГБ, 1992. – С. 22–23.
  4. Линченко А.А. Знание о прошлом и историческое сознание молодежи в информационном обществе. Люди и тексты. Исторический альманах. Информационное пространство истории. – М., 2014. – С. 51–83.
  5. Мухина В.С. Личность и реальность. – М., 2010. – 1083 с.
  6. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиопсихологическую психологию. – М., 1977. – 263 с.

Источник: Егорова М.А. Нравственные ориентиры поколения, одержавшего победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Вестник архивиста. 2016. №1. С. 99–110.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»