18+
Выходит с 1995 года
17 ноября 2025
Общение в условиях НБИК-конвергенции: перспективные направления психологического поиска

Современное развитие нано-, био-, информационных технологий и когнитивных наук привело к их взаимопроникновению и взаимоусилению, что позволяет говорить о явлении НБИК-конвергенции (NBIC-конвергенции) как инновационном уровне соединения научного знания и технологии, который, в силу синергетического эффекта, формирует новый шестой технологический уклад общества. Восприятие тенденций развития НБИК технологий как своеобразной технологической революции, позволяет прогнозировать их слияние в единую научно-технологическую область знания, коренным образом меняющую социальную жизнь. Фундаментальное изменение бытия современного человека — это возникновение нового виртуального мира общения. Вообще виртуальный мир фактически обогатил человечество появлением особого модуса своего существования. Мир материальный (включая мир живой природы), мир социальный и внутренний мир человека дополнился виртуальным миром, который их причудливо соединил, хотя не заменил в полной мере. Общение в этих мирах сохранилось, но в чем-то изменилось и дополнилось виртуальным общением.

Начало данному процессу было положено во второй половине ХХ века с началом компьютеризации. Вначале в научных исследованиях, затем в образовании, и сегодня мы имеем уже новую стадию широкого проникновения компьютеризации во все сферы промышленности, сельского хозяйства, производства, широкого круга консультирования и услуг, торговли и т.д., что позволяет говорить о цифровой экономике. Но экономика не существует вне зависимости от человека.

Одними из наиболее распространённых форм виртуального общения являются использование электронной почты, различных форумов, социальных сетей, конференц-связи, сайтов и приложений для знакомств и онлайн-игр, клубов (Якоба, 2020).

Интернет-коммуникация расширила возможный круг общения человека. Включенность в социальные сети позволяет общаться с людьми из разных стран, городов и общаться, даже не владея общим языком (просто обращаясь к компьютерному переводу) (Алланазарова,2020).

Возникает вопрос о тех психологических последствиях, которые виртуальный мир несет для психики человека в целом и сферы его общения в частности.

Общение в интернете отличается рядом особенностей: оно порождает чувство безопасности; порождает более высокую степень свободы самовыражения и управления контактом (возможность прерывания контакта в любой момент простым нажатием кнопки); позволяет максимально приблизить самопрезентацию субъекта общения к идеальному образу его «я»; наконец, позволяет преодолеть внутренние границы и коммуникативные барьеры, выйти за рамки (просто скрыв их) социальных ролей и статуса человека в обществе.

При этом основной спецификой общения с помощью современных гаджетов являются широкие возможности саморекламы, маскировки, искажения или предоставления ложной информации (Бондаренко, 2019). Это порождает особую важность доверия представленной информации, поиска доступных параметров оценки «искренности-ложности» собеседника. С другой стороны, эти же возможности позволяют человеку самораскрываться, декомпенсировать собственные истинные или мнимые недостатки, преодолеть застенчивость и неуверенность, побороть «комплексы», проявляющиеся в общении офлайн (Хчолкин, 2020; Якунина, 2016).

В интернет-коммуникации меняется и основное средство человеческой коммуникации — язык. Речевое общение в интернет-коммуникации начинает включать большее количество перекрестных диалогов по типу непринужденного и неформального (чаты, форумы, конференции, социальные сети). По мнению ряда исследователей, современное виртуальное пространство становится все более эмоциональным. Высокая степень эмоциональной насыщенности проявляется в общении в чатах, форумах и пр. (Алланазарова, 2020). Формируется особый языковый сленг, наблюдается тенденция к глобальному огрублению речи и более свободному использованию нормативной лексики, появляются новые языковые приемы, наблюдается расширение «лингвистически-креативного начала», рождаются новые обороты речи, новые слова и правила (Марина, 2020; Попова, 2019).

Вне сомнений, современный интернет дает нам и примеры заимствования традиционных техник общения. Так, сайты знакомств используют технологии приближения онлайн-контактов к естественному процессу знакомства людей. Технологии отношений в виртуальном мире становятся более тонкими (Мелешников, 2019). Интернет меняет и невербальный пласт общения, нередко видеоинформация оказывается управляемой за счет презентации заранее отобранных знаков, фотографий, символов, стандартного набора смайликов (Дун, 2017). Невозможность обыденной социально-психологической интерпретации визуальных знаков общения (габитуса, кинесики, социального оформления внешности), сокращенность паралингвистических компонентов речи, отсутствие ольфакторных сигналов делает онлайн-общение в чем-то более упрощенной формой человеческих контактов. Что приводит и к искаженному восприятию образа партнера (Блинова, 2016).

Таким образом, главные черты общения в интернете создают ту специфику онлайн-коммуникации, которую испытывает современный пользователь интернета на себе.

Рассматривая психологические последствия погружения в интернет-общение в целом, необходимо развести два глобальных вопроса: как меняется сам субъект общения и как трансформируется структурно-содержательно процесс взаимодействия между людьми в виртуальном мире.

Исследования изменений субъекта общения в виртуальном пространстве идут в современной науке по ряду направлений, начиная от влияния процесса на психологическое и психическое здоровье, картину мира до трансформации системы взглядов и ценностей, смыслообразования, изменений в когнитивной сфере (когнитивные стили, изменения мышления, всех познавательных процессов и свойств личности). Последствия информатизации для психики в целом наиболее емко обозначила академик РАО Г.В. Солдатова как появление «цифровой личности», при этом она подчеркнула, что «цифровое поколение» — это уже демографическая межпоколенная группа, охватывающая 54% населения РФ, активных пользователей интернет-коммуникации, которые социализируются в условиях «новой нормальности».

Но, рассматривая обозначенные изменения, принципиально важно проанализировать и трансформации самого общения как одного из ведущих типов человеческой деятельности, согласно культурно-историческому подходу, детерминирующего личностные изменения поколений людей, проходящих цифровую социализацию.

Человечество породило множество средств, методов и способов общения между людьми. Что-то из арсенала этих средств ушло в небытие. И костры не зажигаются для передачи информации на видимое расстояние, и древние языки ушли вместе со своей эпохой, не звучит азбука Морзе в наушниках радистов, да и почтовая, телеграфная и обычная телефонная связь используется все реже и трансформируется в своей сути. Письма редко используются как способ интимно-личностного общения (их заменили смс-переписки и интернет-послания). Чаще они реализуют цели деловой коммуникации (письма-приглашения на мероприятия, рекламные тексты и повестки с просьбой оплатить штрафы за нарушения ПДД, вызовы в суд и т.д.).

Фактически большая часть коммуникации современного человека опосредована разными техническими устройствами, гаджетами, которые появились благодаря великому НБИК-технологическому прорыву и появлению интернет-коммуникации. Сегодня это те технические орудия общения, которые выполняют важную функцию его опосредования и трансформации. Последствия же широкой цифровой социализации детей, подростков и молодежи (как, впрочем, и лиц более старшего возраста) прямо проявляются в сфере общения.

Во-первых, в новой коммуникативной реальности возможно разное соотношение общения человека в триаде — «онлайн-коммуникация» — «офлайн-коммуникация» — «аутокоммуникация». Это соотношение проявляется как вовременных (общая длительность включенности в общение, его прерывность–непрерывность, переключаемость в другие сферы жизнедеятельности), так и в функционально-структурных параметрах общения (функции в жизнедеятельности и формы, средства, партнеры, темы).

Во-вторых, предстоит понять, какие типы коммуникативной личности формируются в этих соотношениях. Гипотетически можно выделить несколько таких типов, базирующихся на разном соотношении трех обозначенных типов коммуникации. На основе доминирования и последовательности выраженности определенного типа коммуникации можно говорить о типах коммуникативной личности:

  1. Тип А, или «офлайн-онлайн-ауто-коммуникант».
  2. Тип В, или «офлайн-ауто-онлайн-коммуникант».
  3. Тип С, или «онлайн-офлайн-ауто-коммуникант».
  4. Тип Д,или «онлайн-ауто-офлайн-коммуникант».
  5. Тип Е, или «ауто-офлайн-онлайн-коммуникант».
  6. Тип F, или «ауто-онлайн-офлайн-коммуникант».

Типы А и В сформированы в доминировании традиционных форм человеческой коммуникации, типы С и Д возникают в результате «цифровой социализации личности», типы Е и F обусловлены в высокой степени индивидными особенностями субъекта общения.

В-третьих, гипотетическая типология требует эмпирической проверки и исследования не только временных параметров коммуникации (общая длительность включенности в общение, его прерывность — непрерывность, переключаемость в другие сферы жизнедеятельности), но и четкого понимания их роли и функций для личности, а также структурного и содержательного наполнения в темах и степени доверительности общения, самораскрытия участников коммуникации, бесконфликтности и результативности контактов.

В-четвертых, важный вопрос, требующий исследования: как формируемые у каждого типа коммуникативной личности особенности позволяют решать главные жизненные задачи субъекта в современных условиях высокой степени неопределенности многих параметров бытия? А именно, сохранять психологическое и физическое здоровье, быть жизнеспособным и адаптированным к реальным социально-экономическим условиям жизни, выходить на самореализацию своего потенциала, выстраивать неконфликтные контакты в разных сферах общения (интимно-личностной, деловой, социальной). И самое главное, какие последствия это все имеет для формирования оптимальных для личности межличностных отношений?

В-пятых, уже сейчас исследователи отмечают, что отношения с виртуальным партнером имеют свои позитивные стороны, к которым относятся социальная свобода, безопасность, терапевтичность, сохранение статуса, приобретение опыта построения новых отношений, социальная поддержка, преодоление одиночества. При сравнении онлайн-отношений с реальными ряд специалистов подчеркивает их самобытность (Якоба, 2020). Однако эти же отношения переходят и в реальные, и тут возникают новые проблемы в их сочетании, реализации в офлайн.

В-шестых, особый вопрос о влиянии виртуального общения на реальное возникает в ситуациях их совмещения; также встает вопрос о восприятии интернет-пользователей партнерами, не включенными в виртуальное общение (Горбунова,2016; Комалова,2020). Яркий пример — ситуация «непрерывной включенности в виртуальное общение» владельцев гаджетов, иногда переходящая в форму настоящей «виртуальной зависимости». Как трансформируется общение в реальном социальном взаимодействии при параллельной включенности с другими партнерами в режиме офлайн?

То, что конфликтогенная зона здесь весьма широка, — очевидно (Колесник, 2019; Куликова,2015; Тиллабаева,2020). Неслучайно же в театрах спектакли начинаются с объявления о необходимости выключения сотовых телефонов, а школьные учителя иногда просто собирают телефоны перед занятием, чтобы исключить данный тип конфликтов в учебном процессе. В конфликтах непонимания неслучайно именно сотовые телефоны бывают предметом агрессивной поломки как выражение попытки переключить собеседника в формат непосредственного реального взаимодействия.

А какую фрустрацию испытывает человек, когда собеседник не отрывает глаз от экрана телефона или планшета? А чувство растерянности прохожего, пытающегося обратиться с вопросом к гражданам, взгляд которых устремлен в экран, а уши заняты наушниками? Люди рядом, а обратиться не к кому. Феномен бесконтактной массы людей.

В-седьмых, общение с появлением виртуального мира приобретает многоканальный и многоцелевой характер. Например, одновременно контакт поддерживается по нескольким каналам коммуникации в любом смартфоне (смс, электронная почта, и не одна, вацап, пара линий для звонков, видеоконтакты от скайп, зума и пр., с возможностью параллельной коммуникации по другим линиям). Все сказанное накладывает определенные требования к распределению внимания человека, увеличивает нагрузку на оперативную память, требует развития определенных стилистических особенностей мышления и формирует навыки общения в условиях коммуникативной многозадачности. И это только та трансформация когнитивной сферы личности, которая начинает рассматриваться в современных исследованиях проблем «цифровой социализации» личности (Солдатова, 2021).

Однако возникает и много вопросов, касающихся всего социально-психологического ядра личности человека, относящегося к разному типу коммуникативной личности. Что происходит с базовыми компонентами этого ядра — мировоззрением, системой ценностей и установками человека? Как меняются его социальные представления, и как тип общения детерминирует эти трансформации?

Таким образом, вне сомнений, перед психологией общения возникает большое количество вопросов о сути и последствиях всех изменений современного общения, которое разворачивается в виртуальном и реальном мирах с применением всех достижений НБИК-конвергенции.

Ответы на поставленные вопросы предстоит дать современным исследователям психологии общения.

Работа проведена в рамках фундаментального исследования по теме: «Методология ортосубъектного подхода в теории и практике позитивной социализации человека в процессе жизненного пути, в условиях НБИКС-конвергенции».

Литература

  1. Алланазарова С.Х. Языки общения в интернет-среде // Вопросы науки и образования. 2020. № 4. С. 41–49.
  2. Блинова Н.М. Особенности образов партнеров по общению в интернете и в реальной жизни // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 11. С. 65–72.
  3. Бондаренко Т.А. Общение в виртуальном мире Интернета // Advanced Engineering Research. 2019. № 12. С. 2–10.
  4. Горбунова А.А. Особенности эмоциональной сферы пользователей, включенных и не включенных в общение посредством Интернет // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 10. С. 37–42.
  5. Дун Ю. Знаковые обозначения как способ выражения в интернет-общении // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2017. № 7. С. 6–15.
  6. Колесник О.А. Формирования этики общения подростков в интернете // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 4. С. 21–28.
  7. Комалова Л.Р. Особенности восприятия интернет-коммуникации реципиентами, не вовлеченными в общение // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 6. С. 25–29.
  8. Куликова Г.С. Влияние интернет-коммуникации на другие сферы общения // Проблемы речевой коммуникации. 2015. № 3. С. 25–30.
  9. Марина А.М. Принципы использования сокращений в Интернет-общении // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2020. № 1. С. 56–63.
  10. Мелешников А.А. Роль интерпретации и оценки физического облика при общении на сайтах знакомств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 9. С. 34–40.
  11. Попова Т.И. Правила речевого поведения в Интернет-общении: нормативный и этический аспект // Мир русского слова. 2019. № 12. С. 115–121.
  12. Солдатова Г.В. Цифровая личность как феномен 21 века: встреча с «новой нормальностью» / Доклад на 15 Санкт-Петербургском саммите психологов «Цифровая личность как феномен ХХI века: встреча с новой нормальностью» (6–9 июля 2021 г.).
  13. Тиллабаева А.А. Речевое поведение интернет-пользователей в ситуации конфронтационного общения // Слово.ру: Балтийский акцент. 2020. № 9. С. 23–29.
  14. Хчолкин И.И. Интегральные комплексы и технологии живого общения в Интернете // Исследовано в России. 2020.№ 2. С. 6–16.
  15. Якоба И.А. Интернет как средство социальной коммуникации: особенности виртуального общения // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2020. № 11. С. 65–71.
  16. Якунина М.Л. Стиль интернет-коммуникации: преодоление внутренних конфликтных тенденций как путь создания эффективного интернет-общения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2016. № 8. С. 22–30.

Источник: Петрова Е.А. Общение в условиях НБИК-конвергенции: перспективные направления психологического поиска // Общение в эпоху конвергенции технологий. М.: ПИ РАО, 2022. С. 46–51. DOI: 10.24412/cl-36917-2022-46-51

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»