18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации

На современном этапе развития психологического знания особую актуальность приобретают вопросы соотношения личностного и профессионального развития. Это обусловлено тем, что в условиях постоянно изменяющихся реалий человек в качестве ответа на вызовы окружающей действительности обращается к поискам способов реализации собственного потенциала и путей самовыражения в деятельности, воплощения сущности в продукте собственного труда. Самореализация становится целью и смыслом, интегрирующим личностные ресурсы с профессиональными условиями деятельности человека. Многочисленные исследования в области психологии личности свидетельствуют о том, что наличие успешной самореализации на протяжении жизненного пути является необходимым условием психологического благополучия, психологической удовлетворённости. Особое значение это приобретает сегодня, когда наблюдаются значительные изменения во всех сферах жизни человека.

Для исследования проблемного поля реализации личностных ресурсов в профессиональной деятельности нами предложен конструкт «личностно-профессиональная самореализация».

Цель настоящей работы — теоретическое обоснование и разработка модели личностно-профессиональной самореализации.

Подходы к рассмотрению личностно-профессиональной самореализации

В настоящее время проблема самореализации личности относится к числу интенсивно изучаемых. Благодаря многочисленным трудам отечественных и зарубежных исследователей мы можем говорить о том, что современная психология располагает научно обоснованными сведениями о видах самореализации, внешних и внутренних детерминантах, субъективных и объективных факторах и условиях самореализации, уровнях самореализации, формах, механизмах, критериях и т. д. Однако, само понятие «самореализация», являясь многогранным и многоаспектным феноменом, нуждается в конкретизации, концептуализации, что необходимо для проработки инструментария его оценки в целях практического применения.

Рассмотрение концепций самореализации в отечественной психологии позволило выделить ряд подходов к изучению данного феномена: ресурсный [2; 4; 8; 9; 13]; процессный [12; 22]; системный [3; 14; 15].

С позиции ресурсного подхода самореализация рассматривается как некий результат, интегрирующий личностные ресурсы с профессиональными условиями деятельности. В этой связи авторы выделяют средовые и личностные ресурсы. К средовым относятся, например, обеспечение обществом сохранности естественной среды обитания, доступности научных знаний, информации и получения соответствующего образования каждым человеком [2], востребованность определённых способностей личности со стороны социума, высокий уровень качества жизни [11]. Личностные ресурсы как продукт образования и воспитания находятся фокусе исследовательского интереса. К ним авторы относят, например, конструктивность, осмысленность целей-установок, активность и креативность, оптимистичность [13], высокий уровень осмысленности жизни и позитивное отношение к ней, направленность личности как интегральную характеристику, определяющую психический облик личности, её поведение и деятельность, а также рефлексию как специфическую человеческую способность [9].

С позиции процессного подхода самореализацию можно рассматривать как последовательность неких этапов, составляющих жизненный путь личности. При переходе от одного этапа к другому происходит не только развитие самой личности, но и меняются её отношения с социумом, окружающими. Рассмотрение самореализации как процесса актуализирует научный поиск и определение возрастных интервалов, обуславливающих последовательную смену этапов личностно-профессиональной самореализации. Так, Е.А. Лукиной предложена периодизация жизненного пути на основе приоритетных потребностей на разных возрастных этапах: самоутверждение (20–25 лет), самоактуализация (26– 40 лет), самореализация (41–55 лет).

С позиции системного подхода самореализация может рассматриваться как многомерное психологическое образование, детерминированное совокупностью внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза. Это предположение основывается на системной концепции самореализации личности С.И. Кудинова, в рамках которой выделены формы проявления самореализации, её виды, а также представлена психологическая структура данного феномена и разработана психодиагностическая методика исследования самореализации личности [14].

В зарубежной психологии феномен самореализации рассматривается главным образом посредством проблематизации личностного и профессионального развития через раскрытие концепций: психологического благополучия личности — psychological wellbeing [27; 30] — и значимой профессиональной деятельности — meaningful work [25; 26] — соответственно.

В рамках концепции психологического благополучия личности основной интерес исследователей сосредоточен на изучении позитивных эмоциональных состояний (счастье, удовлетворённость жизнью, психологическое благополучие, переживание потока, надежда, оптимизм и др.) и позитивных черт личности как факторов самореализации личности в контексте психологического благополучия. Американский психолог К. Рифф рассматривает психологическое благополучие как интегральное системное состояние человека, которое представляет собой сложную взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражает восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей [27].

Концепция значимой профессиональной деятельности [25] представляет собой подход, изучающий восприятие ценности и нахождение человеком смысла в выполняемой профессиональной деятельности. При этом оценка производится по трём направлениям: самореализация в выбранной профессии, значимость деятельности и общественная полезность выполняемой деятельности. Обзор эмпирических исследований показал, что на воспринимаемую значимость профессиональной деятельности оказывают влияние саморегуляция [22; 23], профессиональная идентификация [24], приверженность карьере [29], а также соответствие роли и деятельности в профессии [28].

Отдельный интерес представляет рассмотрение видов самореализации. Учёные, занимающиеся данной проблематикой, выделяют профессиональную, творческую, социальную, личностную самореализацию и даже самореализацию в брачных отношениях. Однако, одной из ключевых проблем в современной психологии является соотношение личностной и профессиональной самореализации.

Под профессиональной самореализацией (с позиции процессного подхода) понимается сознательный, целенаправленный процесс раскрытия собственного потенциала и опредмечивания сущностных сил личности в её профессиональной деятельности. При этом критериями успешности самореализации в профессии может является как карьерный рост, так и удовлетворённость трудом и признание в профессиональном кругу.

Личностная самореализация определяется как совпадение (или гармоничное сочетание) желаемых и достигнутых целей и ценностей, а также эмоциональная стабильность, связанная с достижением (или приближением) к жизненно важным смыслам и ценностям ближайшего окружения.

Анализ литературы позволил выделить два различных подхода к пониманию соотношения профессиональной и личностной самореализации:

1. В рамках первого подхода личностная самореализация изучается отдельно от профессиональной. В центре внимания данных исследований находятся тенденции и качественные особенности личностной самореализации [15; 17].

2. Второй подход базируется на предположении о взаимосвязи и взаимозависимости профессионального и личностного аспектов самореализации. Предполагается, что деятельностная (в частности, профессиональная) и личностная самореализация, не кардинально противоположны, а выступают как два взаимосвязанных процесса, которые в совокупности определяют возможность самореализации субъекта в целом [13; 19].

Таким образом, сравнение подходов к изучению самореализации личности в отечественной и зарубежной литературе позволило выявить ряд различий концептуального характера, а именно: отсутствие единой концепции, разрозненность теоретических оснований при выделении подходов, рассмотрение личностной и профессиональной самореализации как отдельных категорий. В то же время в научных кругах нет единого мнения относительно различения отдельных видов самореализации и исследования их взаимосвязи.

В настоящее время всё отчётливее наблюдается тенденция, связанная с критическим переосмыслением методологических принципов анализа проблемы самореализации личности. Так, авторы указывают на дефицит «личностного фактора» в исследованиях по проблеме профессионального развития. В связи с этим становятся особенно актуальными личностно-профессиональный, акмеологический подходы [1; 16; 18], рассматривающие профессиональное развитие в единстве с развитием личности.

Исходя из вышесказанного, нам видится перспективной идея о существовании взаимосвязи между личностным и профессиональным аспектом самореализации. Действительно, зачастую значимые достижения в профессии не соотносятся с истинными ценностными установками личности, вследствие чего возникает профессиональный кризис [20; 21]. В то же время есть все основания полагать, что достижение самореализации выступает необходимым условием профессиональной успешности личности [10], а удовлетворённость профессиональной деятельностью и самореализация в профессии в современных исследованиях рассматриваются как ключевые, интегральные показатели, позволяющие составить обобщённую оценку личностного развития.

Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации личности

Опираясь на положение о сопряжённости личностного и профессионального становления [1; 18], а также основываясь на трудах исследователей самореализации в рамках системного подхода [14], нами предложен конструкт личностно-профессиональная самореализация, который определяется как интегральная характеристика личности, включающий в структурную организацию совокупность оценочноцелевой, ресурсной деятельностной и эмоциональной составляющих, обеспечивающих интеграцию личностных ресурсов с профессиональными условиями деятельности, сопровождающееся с ощущением удовлетворённости жизнью.

Полисистемная модель самореализации личности С.И. Кудинова [14], структурно-функциональная модель Л.А. Коростылевой, а также модель профессиональной самореализации личности Е.А. Гавриловой [3] могут служить основой для выделения компонентов, или единиц анализа, личностно-профессиональной самореализации как самостоятельного конструкта. Объективно наблюдаемые личностные образования и профессиональные характеристики, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в следующих компонентах личностно-профессиональной самореализации:

1) оценочно-целевой компонент интегрирует цели, ценности, мотивы и побуждения в общую ценностносмысловую концепцию жизненного пути;

2) ресурсный компонент объединяет устойчивые индивидуальные характеристики саморегуляции и самосознания;

3) деятельностный компонент включает в себя основные аспекты проявления самореализации в профессии, что выражается в карьерном успехе, профессиональной идентичности, удовлетворённости трудом;

4) эмоциональный компонент выражается в позитивном психоэмоциональном настрое, радости и удовлетворении от процесса и результатов собственной деятельности, проявлении эмоциональной толерантности к временным профессиональным неудачам и трудностям.

Разработка теоретической модели личностно-профессиональной самореализации предполагает понимание факторов, оказывающих влияние на личностно-профессиональную самореализацию, а также понимание критериев, свидетельствующих об успешности личностно-профессиональной самореализации.

Мы можем говорить о том, что личностно-профессиональная самореализация детерминирована внешними и внутренними факторами. К объективным факторам относятся: культурные, социальные, экономические, демографические, физиологические. Иными словами, внешние факторы обеспечивают востребованность личности и наличие условий для её успешной самореализации как в личностной, так и профессиональной сферах. Внутренние факторы образуют группы субъектно-личностных и профессиональных качеств, детерминирующих позитивную направленность процесса личностно-профессиональной самореализации.

В качестве критериев успешности личностно-профессиональной самореализации мы предполагаем использовать следующие:

1) профессиональная идентичность. Данный критерий позволяет оценить результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном пути профессионального развития;

2) удовлетворённость жизнью, или шкала субъективного счастья. Данный критерий позволяет оценить эмоциональное переживание собственной жизни как целого, отражающее психологическое благополучие человека.

Графически представить теоретическую модель личностно-профессиональной самореализации можно следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации
Рис. 1. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации

Основанием модели служит системный подход и принцип детерминизма. Мы предполагаем, что системное рассмотрение факторов личностно-профессиональной самореализации личности позволит выявить её предикторы, а специфическое сочетание факторов и структурных компонентов позволит выделить особенности личностно-профессиональной самореализации.

Теоретическая модель включает следующие элементы. В центре модели находятся компоненты личностно-профессиональной самореализации — это специфические сочетания характеристик ценностно-смысловой (цели, мотивы), ресурсной (саморегуляция, самосознание), деятельностной (карьера, признание) и эмоциональной сфер, которые в значительной мере определяют особенности (уровни, стратегии, виды) личностно-профессиональной самореализации. В качестве факторов выступают демографические переменные (пол, возраст, уровень образования), физиологические (уровень физического здоровья), социальные (семейный статус, профессия), экономические (экономические аттитюды и активность), психологические (жизненные ценности) и профессиональные (карьерный успех, признание) факторы. Критериями успешности личностно-профессиональной самореализации, согласно модели, являются достигнутая профессиональная идентичность и удовлетворённость жизнью как показатель психологического благополучия личности.

Предложенная модель личностно-профессиональной самореализации носит гипотетический характер и подлежит верификации в эмпирическом исследовании.

Заключение

В рамках данной статьи проведено обоснование необходимости разработки модели личностно-профессиональной самореализации как инструмента оценки степени реализации личностных ресурсов в профессиональной деятельности, а также меры соответствия значимых достижений в профессиональной деятельности ценностным установкам личности.

Теоретическое обобщение подходов к исследованию самореализации как в отечественной психологии, так и в зарубежной, позволило сделать вывод о существовании противоречия: с одной стороны, феномен самореализации является фокусом исследовательского интереса большого круга специалистов, имеется большой массив проработанных концепций и теорий, с другой стороны, данные теории имеют различия концептуального характера, затрудняющие их применение на практике.

Одной из ключевых проблем является рассмотрение личностной и профессиональной самореализации как отдельных категорий. В то же время, нам видится перспективной идея о существовании взаимосвязи между личностным и профессиональным аспектом самореализации. Эта идея положена нами в основание разработки модели личностно-профессиональной самореализации.

Под личностно-профессиональной самореализацией мы понимаем интегральную характеристику личности, включающую в структурную организацию совокупность оценочно-целевой, ресурсной, деятельностной и эмоциональной составляющих, обеспечивающих интеграцию личностных ресурсов с профессиональными условиями деятельности, критерием успешности которой является ощущение удовлетворённости жизнью.

Основываясь на системном подходе и принципе детерминизма, мы разработали теоретическую модель личностно-профессиональной самореализации, которая может послужить основой для оценки степени соответствия характеристик профессионального развития ценностным установкам и ресурсам личности. Данный аспект является значимым в контексте рассмотрения современных тенденций развития личности, когда наибольшую значимость приобретает не наличие профессиональной квалификации, а уровень личностного потенциала к овладению конкретной профессией, обуславливающий возможность прогнозирования индивидуальной траектории личностного развития.

Разработанная модель обладает рядом достоинств. Практически все её структурные элементы могут быть исследованы с применением существующих валидных методик, что, вероятно, облегчит её эмпирическую проверку. Так, для верификации оценочно-смыслового компонента мы предполагаем использовать Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, Шкалу удовлетворённости жизнью Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина, для ресурсного компонента — Тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, Опросник волевого самоконтроля А.Г. Зверкова, Е.В. Эйдмана, Дифференциальный тест рефлексии Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина и другие.

Кроме того, эмпирические исследования на основе данной модели могут позволить выявить преобладающие стратегии личностно-профессиональной самореализации и стать основой для разработки прогноза успешности развития личности в данном аспекте. Инструментом такого прогноза может выступить исследование предикторов личностно-профессиональной самореализации, что в свою очередь имеет важное значение для решения таких прикладных задач, как профессиональный отбор, психологическое и профессиональное консультирование, построение программ психопрофилактики кризисов развития и многих других важных прикладных аспектов, направленных на повышение эффективности жизнедеятельности и поддержание психологического благополучия человека.

Дальнейшая работа будет продолжена в направлении эмпирической верификации модели личностно-профессиональной самореализации и её последующей адаптации с учётом специфики профессиональной группы педагогов-психологов, на которой планируется выполнить основное исследование.

Литература

  1. Бодалев А.А. Акме-эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека // Мир психологии. 1998. № 1 (13). С. 59–65.
  2. Веряскина А. Н. Самореализация человека в контексте устойчивого развития // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-6 (51). С. 377–380.
  3. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 19–34.
  4. Горская Г.Б., Фомиченко Н.Г. Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 303–306.
  5. Григорьева А.А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 166–174.
  6. Дементий Л.И. Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 68–78.
  7. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития: монография. Воронеж: МОДЭК, 2010. 224 с.
  8. Дружинина С.В. Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста // Акмеология. 2015. № 4. Т. 56. С. 66–71.
  9. Егорычева И.Д. Самореализация: сущность, детерминанты, этапы становления в онтогенезе // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2015. С. 169–181.
  10. Зеер Э.Ф. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной деятельности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 4 (201). С. 100–114.
  11. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. 280 с.
  12. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян) // Социология и жизнь. 2017. № 3. С. 63–69.
  13. Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 84–89.
  14. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Системный подход в исследовании самореализации личности // Российский научный журнал. 2015. № 2 (45). С. 138–143.
  15. Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Концепт. 2020. № 3. C. 101–107.
  16. Манжос Л.В. Интегративно-ресурсный подход к процессу личностно-профессиональной самореализации педагога // Kant. 2020. № 1 (34). С. 290–294.
  17. Плотникова Е.С., Гордеева В.В. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 358–362.
  18. Реан А.А. Психология личности: социализация, поведение, общение. М.: АСТ, 2007. 407 с.
  19. Сизова Л.А. Влияние пространства самореализации на становление профессиональной идентичности медицинской сестры // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всероссийской психологической научно-практической конференции / Майкоп, 03–04 января 2014 года / под ред. В.В. Знакова. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2014. С. 183–185.
  20. Садовникова Н.О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. 105 с.
  21. Сыманюк Э.Э. Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 525–537.
  22. Солодникова И.В. Самореализация взрослых людей: возрастная и гендерная специфика // Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем: Материалы Десятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН / Архангельск, 07–10 сентября 2017 года. Архангельск: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2017. С. 193–201.
  23. Allan B. A., Autin K. L., and Duffy R. D. Self-determination and meaningful work: exploring socioeconomic constraints // Frontiers in Psychology. 2016. № 7 (71). URL: https:// www.frontiersin.org (дата обращения: 25.02.22).
  24. Bunderson J., Thompson J. The call of the wild: zookeepers, callings, and the double-edged sword of deeply meaningful work // Administrative Science Quarterly. 2009. № 54. Pp. 32–57.
  25. Lepisto D.A., Pratt M.G. Meaningful work as realization and justification toward a dual conceptualization // Organization Psychology Review. 2017. № 7. Pp. 99–121.
  26. Roessler B. Meaningful work: arguments from autonomy // Journal of Political Philosophy. 2012. № 20. Pp. 71–93.
  27. Ryff C.D. Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential // Perspectives on Psychological Science. 2018. Vol. 2. № 13. P. 242–248.
  28. Schnell T., Hцge T., Pollet E. Predicting meaning in work: theory, data, implications // Journal of Positive Psychology. 2013. № 8, Pp. 543–554.
  29. Steger M. F. “Experiencing meaning in life – Optimal functioning at the nexus of well-being, psychopathology, and spirituality,” in The Human Quest for Meaning // Theories, Research, and Applications. New York: Routledge. Pp. 165–184.
  30. Waterman A. S. Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of self–determination, the balance of challenges and skills, and self–realization values // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 11. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 22.02.22)

Источник: Катькало К.Д., Печеркина А.А. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. №2. С. 6-19. DOI: 10.18384/2310-7235-2022-2-6-19

В статье упомянуты
Комментарии
  • Анна Алексеевна Федорова
    12.08.2024 в 12:53:25

    Каким образом личностно-профессиональная самореализация будет соотносится с иными видами самореализации (творческая, социальная, парно-семейная)? По идее их можно либо объединить в отдельную группу либо интегрировать в личностно-профессиональную... С другой стороны... можно выделить личностно-творческую, личностно-социальную и прочие как также взаимосвязанные процессы...

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»