18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024
Роль организованности в управлении группой

В современном мире возникают новые реалии жизнедеятельности групп — появляются и функционируют онлайн-сообщества разнообразной направленности, распространяются новые формы организации жизнедеятельности в традиционных группах (электронный документооборот, онлайн-взаимодействие, общение на платформах видеоконференций, регуляция взаимодействия в режиме реального времени через интернет-мессенджеры и др.). Эти тенденции актуализируют потребность повышения эффективности функционирования организаций, одним из путей достижения которой является обращение к уже сложившимся теориям управления групп. Одной из таких является параметрическая теория малых групп и коллективов, в частности, феномен организованности группы.

Организованность группы: история исследования

Феномен организованности малой социальной группы одним из первых в отечественной психологии начал исследовать А.С. Чернышев. Эти исследования осуществлялись с середины шестидесятых годов двадцатого века в рамках параметрической теории коллектива [6].

Организованность была экспериментально исследована как структура основных организационных свойств коллектива: направленности, самоуправляемости, лидерства, единства действий, стрессоустойчивости и межгруппового единства. Специфика этих свойств, которые опосредуют отношения и взаимодействие и служат ориентирами для организационного самоопределения и самоутверждения личности, имеет не только теоретическое, но и практическое значение [7].

Практическая ориентация научных исследований А.С. Чернышева позволила ему и его ученикам на протяжении нескольких десятилетий изучать эвристический потенциал и возможности прикладного использования организованности группы для оптимизации управления. В качестве объекта исследования выступили школьные классы образовательных школ, детские объединения внешкольных учреждений, школьные и студенческие отряды в период летнего отдыха и труда, учащаяся молодежь, городская и сельская молодежь, школьники, проживающие в детских домах и школах-интернатах, педагогические коллективы образовательных учреждений, работники администрации, группы сотрудников ОВД, группы военнослужащих и др. Все это позволяло апробировать, уточнять и расширять положения параметрической концепции организованности. Было установлено, что на уровне реальных действий (помимо уровня группового сознания) организованность «проявляется в способности коллектива самостоятельно создавать организацию в ситуации неопределенности, сочетать разнообразие мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством действий его участников по достижению общей цели совместной деятельности» [7, с. 10–11].

Изучались три формы организации совместной деятельности группы (по Л.И. Уманскому) [4].

Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.

Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т.д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.

Данные типы совместной деятельности были выделены на основе изучения коллективов в общественно-исторических условиях шестидесятых — восьмидесятых годов двадцатого века. Быстрый темп развития современного российского общества, интенсивное развитие цифровых технологий, появление новых условий жизнедеятельности (например, локдаун, работа в удаленном режиме и др.), носящих глобальный характер, приводят к трансформации традиционных типов совместной деятельности. Это ставит вопрос о применимости указанных выше форм организации совместной деятельности к следующим типам организаций, функционирующих в современной России:

  • коммерческие, целью деятельности которых является получение прибыли;
  • виртуальные, для которых характерно отсутствие реального помещения, частых контактов между ее членами, малый количественный состав;
  • общественные, занимающиеся активной социальной деятельностью, имеющие малый состав управленцев-администраторов при наличии большой численности активистов, насчитывающих несколько тысяч человек;
  • волонтерские, целью своей деятельности ставящие оказание безвозмездной помощи людям в определенном направлении;
  • государственные, цели которых всегда диктуются вышестоящей организацией, а ее члены имеют небольшой стабильный доход, что влияет на размеренный темп совместной деятельности.

С целью оптимизации управления А.С. Чернышев выделил следующие предложенные направления:

  • развитие всей системы организационных свойств коллектива (направленности, самоуправляемости, единства действий, лидерства, стрессоустойчнвости, межгруппового единства) вопреки сложившемуся мнению о важности только двух первых свойств;
  • обеспечение оптимальной включенности индивидов в организацию через проявление нелимитированной активности личности в рамках одного-двух свойств;
  • соотнесение делегирования ответственности с лидерскими возможностями индивидов относительно соответствующих организационных свойств;
  • использование социально-психологических тренажеров (приборов-моделей совместной деятельности) при обучении групп правилам организаторской работы [7, с. 7–9].

Все эти направления были успешно реализованы в выделенных нами выше типах организаций, о чем свидетельствуют социальные запросы от различных организаций региона. Наряду с этим распространение новой коронавирусной инфекции и введенные в связи с этим меры по ее распространению, одним из основных направлений которых стало ограничение межличностных и внутригрупповых контактов, позволяют выделить следующие виды трудовой совместной деятельности.

  • Совместная деятельность онлайн — принятие сложных групповых решений посредством длительного по времени полного и всестороннего обсуждения проблем с использованием онлайн-платформ (Zoom, Google Meet и др.).
  • Рассредоточенная совместная деятельность — члены группы рассредоточены по своим рабочим зонам (дом, дача, единичные визиты в офис), где каждый в удобное ему время решает групповые задачи.
  • Совместная деятельность с использованием интернет-мессенджеров — установление контактов, решение оперативных групповых задач происходит с помощью приложений мессенджеров (Viber, Whatsapp, Telegram и др.).

Методы исследования организованности в новых видах совместной деятельности

Наиболее действенными при формировании организованности групп оказались следующие приемы.

1. Прием делегирования ответственности. Выяснилось, что передача полномочий руководства полезна (эффективна) тогда, когда руководитель умеет соотнести ее с особенностями данной личности и коллектива в целом. В частности, необходимо соотнесение лидерских возможностей личности с организационными свойствами коллектива. Если руководитель способен отразить лидерские возможности участников коллектива через призму организационных свойств коллектива и соответственно делегировать свои полномочия психологически состоятельной личности, то организованность улучшается.

2. Целенаправленное формирование представлений всех категорий лиц организации (руководителей, актив, «пассив») об организационных свойствах коллектива. Прием реализовался в ходе коллективной и индивидуальной оценки социально-психологических свойств на основе программы, содержащейся в «Карте-схеме психолого-педагогической характеристики группы…» [3]. В ходе этой процедуры достигалось сближение оценок организационных свойств коллектива у всех участников, так как обычно наблюдается субъективизм оценок: руководители заметно завышают организационные свойства коллектива, а пассив резко занижает их и т.д.

3. Формирование и актуализация тех качеств руководителя, которые способствуют развитию организационной инициативы снизу.

4. Типологию групп по организованности можно проводить (при первом приближении, в условиях практической работы) по факторным весам двух доминирующих свойств — направленности и самоуправляемости.

5. Развитие организованности проходит ряд этапов. Начальное состояние — слабое развитие двух первых доминирующих свойств при заметном развитии остальных; следующий этап — чрезмерно высокое развитие первого доминирующего свойства; и, наконец, последний этап, присущий коллективу, — высокое развитие двух первых доминирующих свойств.

6. Формирование организованности групп и коллективов проходит более успешно благодаря введению упражнений на социально-психологических тренажерах, в качестве которых можно использовать приборы-модели типа ГСИ-7 со «Стрессором», «Арки» и т.д. [5]. Приборы-модели можно применять как в психологической лаборатории, так и «в поле». Перед сборкой прибора и во время ее команды получали единообразный инструктаж. Поначалу испытуемым объяснялось, что они, собирая и разбирая прибор, показывают определенное время, оно будет учитываться штабом игры при выявлении победителей. Далее предлагалось провести тренировку. После первой тренировочной сборки участники выбирали капитана (до этого по отрядам уже объявлялся состав команд и назывались капитаны). Это делалось для проверки надежности методики, позволявшей заранее назвать лидера. Мотивировались выборы так: «Вы собрали “Арку” неплохо. Но гораздо лучше сделаете это, если выберете руководителя. У вас уже есть назначенный капитан, но во время сборки вы увидели, кто что делает и кто способен руководить, теперь сами выберите руководителя». Во всех случаях испытуемые выбирали того, кто уже был назначен ранее. Как бы ни истолковывался этот факт, нельзя не признать, что определение лидера было проведено достаточно надежно.

Включение приборов-моделей в качестве отдельных звеньев естественной деятельности и обогащение психологического содержания операциональных действий с ними в определенной мере решает вопрос о повышении их валидности и надежности как экспериментальных методик.

Дальнейшее исследование организационных свойств коллектива позволит глубже проникнуть в деловые отношения, в слое которых раскрывается главное содержание его деятельности. Разработанные А.С. Чернышевым приборы-модели организационной деятельности используются в работах полевых лабораторий Курского пединститута, в лабораториях инженерной психологии и психологии труда в качестве социально-психологических тренажеров при обучении лидеров и групп правилам организаторской работы и формированию высокоэффективных отношений и взаимодействия [7, с. 37–39].

Объективные условия (постановка новых целей и задач и т.д.) предполагают совершенствование форм организационного взаимодействия.

В целях изучения способности коллективов к совершенствованию своей организации в условиях лабораторного эксперимента перед исследуемыми коллективами была поставлена задача последовательно использовать пять форм организации: от крайне централизованной, с преобладанием связи «руководство — подчинение» в ущерб связи «координации» и с минимальными возможностями для проявления личной инициативы — до самой совершенной формы, предполагающей органическое переплетение всех типов связей, широкого контакта индивидов со всеми сторонами организации.

От испытуемых групп, соответственно, требовалось постепенное увеличение самоуправляемости, лидерства, стрессоустойчивости, единства действий, т.е. актуализация организованности разного уровня.

Крайне централизованные формы организации оказались сдерживающими для высокоразвитых коллективов и оптимальными для слаборазвитых групп. Функциональные формы организации требуют обогащенного взаимодействия. Видимо, потому еще более повысилась эффективность действий в высокоразвитых коллективах, которые готовы к ним не только операционально, «технически», но и психологически стремятся к совершенной форме жизни и деятельности. Такая мотивация встречи с новой структурой Организации обеспечивает высокую эффективность деятельности и безболезненную и адекватную перестройку взаимодействия. Слаборазвитые группы не только не имеют операциональной, «технической» основы для освоения прогрессивных форм, но и не понимают их преимущества, а иногда просто боятся их. Они могут формально принять новые формы, не поняв их сущности и не желая их осваивать.

Высокоразвитые коллективы не в состоянии полностью принять обедненные формы организации — они вопреки инструкции непроизвольно перестраивают их в плане обогащения отношений и взаимодействия. В таких коллективах сформирована установка на целостное восприятие общей организационной задачи: последовательности обязанностей и действий всех лиц иерархического взаимодействия. В результате каждый участник группы (независимо от своего статуса) строит образец оптимального организационного поведения по выполнению задачи во всех ее звеньях, применительно к каждому уровню иерархии и пристрастно следит за его выполнением. В случае отступления от «образца» участники группы активно пытаются восстановить его.

«Образец» целостного восприятия организационной задачи выступает конкретно-психологическим стимулом организационной активности участников коллектива. [7, с. 36–37].

Ориентировка группы и ее организованность

Исследование ориентировочной части совместной деятельности группы происходило в рамках изучения надежности. Надежность группы является системным интегральным качеством группы, актуализирующимся в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности. Надежность как системное социально-психологическое качество группы предполагает:

  • оптимизацию групповой структуры с приоритетом направленности ее активности;
  • наличие способности группы к ориентировке;
  • самоуправляемость группы в сохранении организационного порядка;
  • специфическую структуру лидерства, включающую стратегическое и тактическое лидерство;
  • адекватную реакцию на ошибки (отказы) в совместной деятельности.

Социально-психологическими механизмами надежности являются: развитая ориентировочная часть совместной деятельности, качественное обогащение и преобразование лидерства, активное обращение к групповому опыту совместной деятельности, сохранение организационного порядка, гибкое и целесообразное изменение взаимодействия членов группы, совершенствование функциональной структуры организации.

Ориентировочная часть совместной деятельности в напряженных условиях имеет больший удельный вес, чем в оптимальных условиях. Содержательная сторона плана предстоящей совместной деятельности в напряженных условиях улучшается по сравнению с условиями оптимальными. Качество такого плана характеризуется тщательным распределением функций, способностью каждого члена группы обосновать целесообразность распределения функций, стабильностью самого плана. Важную роль в согласовании совместной деятельности играют лидеры высокоорганизованных групп, их видение предстоящей и текущей совместной деятельности «концептуально», они видят ситуацию в целом. В напряженных условиях совместной деятельности такие группы способны к произвольной саморегуляции совместной деятельности в соответствии с идеальным образом результата и процесса совместной деятельности (т.е. планом).

Для групп среднего уровня организованности (как и для высокоорганизованных групп) характерно увеличение удельного веса ориентировочной части совместной деятельности в напряженных условиях по сравнению с оптимальными условиями. Особенностью среднеорганизованных групп является снижение качества плана совместной деятельности за счет частого использования «стандартных» приемов, усиления шаблонности.

У большинства групп этого типа закрепляется и сохраняется тот способ согласования действий, который складывается стихийно, как говорят испытуемые, «сам собой». При разработке плана совместной деятельности эти группы в большей мере ориентированы на оптимальные, а не на напряженные условия совместной деятельности. Согласование функций для членов среднеорганизованных групп представляет трудность. Группы этого типа в напряженных условиях совместной деятельности снижают степень соответствия совместной деятельности плану за счет того, что группой создается лишь частичная ориентировочная основа совместной деятельности.

Низкоорганизованным группам присуще преобладание исполнительской части совместной деятельности над ориентировочной частью и в оптимальных, и в напряженных условиях. В напряженных условиях совместной деятельности по сравнению с оптимальными условиями снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности. План предстоящей совместной деятельности отсутствует или характеризуется низким качеством. Если даже план имеется, то в напряженных условиях уровень выраженности эмпирического референта «соответствие деятельности плану» снижается. Таким образом, согласование действий и функций осуществляется стихийно, члены низкоорганизованных групп не стремятся к их упорядочению и согласованию и в оптимальных, и в напряженных условиях совместной деятельности.

Материалы, полученные нами в лабораторном эксперименте, позволяют раскрыть социально-психологическое содержание ориентировки. Прежде всего, это уточнение задания и условий его выполнения (через обращение к экспериментатору). В ходе ориентировки члены группы намечали «стратегию и тактику» деятельности группы в очередной экспериментальной процедуре. Испытуемые во многих случаях обсуждают предстоящие совместные действия, согласовывают последовательность действий, распределяют между собой участки работы и функции. В каждой из исследованных групп инициаторами ориентировки выступают одни и те же личности, предлагающие тот или иной вариант совместной деятельности. Они вносят корректировки в план, изменяют функции членов группы в выполнении задания. В экстремальных условиях совместной деятельности такое лидерство качественно обогащается: выделяется лидер «стратегический», вносящий рациональные компоненты в деятельность, намечающий отдаленные задачи группы (например, «беречь силы», «держаться»), и лидер «тактический», ведающий «технологическими компонентами», конкретизирующий работу каждого члена группы, уточняющий взаимодействие, вносящий в него коррективы.

При выполнении заданий, которые не содержали новизны, неожиданности, не создавали у членов групп потребности в перестройке организации совместной деятельности, ориентировка как бы «свертывается». С точки зрения распределения, согласованности и осуществления функций организации это можно объяснить тем, что складывается организационный порядок [2].

В экстремальных условиях совместной деятельности значительно увеличивается «удельный вес» ориентировочной части деятельности. Время, затраченное на ориентировку, увеличивалось, в ходе ориентировки подробно обсуждались ход и детали предстоящей совместной деятельности. Ориентировка в обеих группах проводилась настойчиво, упорно, заинтересованно.

Ориентировочная часть совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях надежных групп имеет больший удельный вес в сравнении с исполнительной частью. В таких группах уделяется большое внимание согласованию предстоящих совместных действий, тщательной разработке плана совместной деятельности. Ориентировка осуществляется заинтересованно и настойчиво, в ходе ее подробно обсуждаются детали предстоящей деятельности, их возможные последствия. После длительного обсуждения план совместной деятельности принимается как добровольное руководство к действию членами группы.

Содержательная часть плана предстоящей совместной деятельности в напряженных и экстремальных условиях улучшается по сравнению с оптимальными условиями и характеризуется тщательным распределением действий и операций, стабильностью, способностью каждого члена группы обосновать распределение действий и операций, а также порядок их выполнения. Они настойчиво стремятся найти наиболее рациональный способ осуществления совместной деятельности, предполагающий наименьшие затраты сил и дающий наилучшие результаты. Это особенно ярко проявляется в экстремальных условиях совместной деятельности, когда в процессе ориентировки испытуемые обсуждают предстоящие совместные действия, согласовывают их последовательность, распределяют участки работы.

Динамика согласованности действий экспериментальной группы характеризуется заметным (в 1,6 раза) увеличением удельного веса ориентировки в структуре совместной деятельности в ходе формирующего эксперимента, более высоким уровнем выраженности показателей «наличие и качество плана», «соответствие совместной деятельности плану», «распределение и согласованность функций» по сравнению с контрольной группой по состоянию на шестнадцатый день эксперимента [2].

Таким образом, организованность является ведущим фактором повышения эффективности управления малой группой. Приведенные выше обобщения результаты теоретико-эмпирических, экспериментальных исследований молодежных групп, а также практического опыта работы с ними, востребованность методов формирования организованности на предприятиях различных форм собственности Курской области позволяют говорить о возможностях использования данного феномена в других разделах гуманитарного и общественного знания.

Литература

  1. Ларина Г.Н., Сарычев С.В. Методические проблемы использования приборов-моделей совместной деятельности для изучения свободы группы // Социальная психология и общество: история и современность. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского. М., 2019. С. 55–58.
  2. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). Курск: Курск. гос. ун-т, 2007.
  3. Уманский Л.И., А.С. Чернышев. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. Курск, 1971.
  4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
  5. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  6. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов. Курск: Курск. гос. ун-т, 2019.
  7. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 1980.

Источник: Ларина Г.Н., Сарычев С.В. Роль организованности в управлении группой // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 875–886.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»