18+
Выходит с 1995 года
27 декабря 2024
Коррекционные и психотерапевтические сказки в детской клинической психологии

Возможности сказкотерапии в детской клинической психологии безграничны. Сказка применима для коррекционной и психотерапевтической работы. Через сказку мы можем помогать решать внутриличностные и межличностные проблемы внутреннего мира ребёнка, научить бороться с болезнями, со страхами, формировать понимание этих болезней и страхов в безопасной и в то же время интересной для них форме, моделировать негативные ситуации, способы их разрешения и дальнейшего предупреждения в будущем, тем самым снижая имеющиеся травмирующие переживания у детей. При этом используются не только народные или авторские сказки, которыми богата литература, но и специально созданные сказки.

Образы таких сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровням сознания и подсознания. Буквальный смысл сказки воспринимается сознанием, в то же время подсознание «разгадывает» и обрабатывает метафорические сообщения, расшифровывает скрытый смысл, неочевидное содержание. Как отмечает И.В. Вачков, «метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задаёт нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций» (И.В. Вачков, 2003, с. 40). Метафора действует вне и помимо сознания и работает даже без её рационального анализа. Она помогает обсуждать многие трудные проблемы более отстранённо, позволяя работающему с ней человеку чувствовать себя защищённо. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приёмом, помогающим человеку упорядочить свой внутренний мир.

Итак, в сказкотерапии весьма важным является «последействие». Именно последействие сказкотерапии, по мнению А.В. Гнездилова, является мощной силой, стимулирующей развитие человека (А.В. Гнездилов, 2004). Читая сказку, размышляя о ней, человек, пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдёт некоторое время, и начнёт положительно меняться настроение, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.

Д.Ю. Соколов (2005), выделяя преимущества использования сказкотерапии в психологическом консультировании, указывает на то, что сказки можно использовать в качестве предложения клиенту способа решения конкретной проблемы. Кроме того, по его мнению, сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком; она их сближает. Сказка гораздо более информативна, чем обычная речь; в этом плане полезно использовать сказки, сочинённые самими клиентами. А ещё сказка несёт свободу и способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психотерапевте.

По мнению Н. Пезешкиана (1995), сказки выполняют в психокоррекции функцию зеркала, отражая внутренний мир человека; функцию модели, предлагая возможные способы решения различных конфликтных ситуаций; функцию опосредования, выступая в качестве посредника между клиентом и психологом; функцию хранения опыта, продолжая действовать в повседневной жизни человека после окончания психокоррекционной работы; функцию возвращения на более ранние этапы индивидуального развития, способствуя пробуждению в клиенте детских и творческих сил; функцию альтернативной концепции, предлагая клиенту посмотреть на проблемную ситуацию иначе и функцию изменения позиции, вызывая у ребёнка или взрослого новое переживание.

И.В. Стишенок (2005) в качестве коррекционных функций сказок выделяет психологическую подготовку к напряжённым эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы позволяет использовать сказку в процессе психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. Использование сказкотерапевтических технологий позволяет помочь человеку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под психокоррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего настоящего или будущего события, тем самым корригируя отдельные эмоциональные или поведенческие реакции (М.А. Панфилова, 2002).

Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий, «врачуют» душу, помогают увидеть происходящее с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Психотерапевтические сказки создаются специально для сказкотерапии, они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки, сочинённые совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена.

И.В. Вачков вводит новый вид сказок: психологические сказки (психосказки). Такие сказки должны быть художественными по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Их целями являются: раскрытие перед ребёнком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности. Можно дать следующее определение психологической сказке: это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека.

Таким образом, современные подходы сказкотерапии позволяют своевременно в приятной для ребёнка форме помочь изменять отношения к негативным переживаниям, событиям, по-другому относиться к прежним эмоциям, действиям и поступкам, не давать им дальнейшего распространения и негативного влияния на развитие личности ребёнка.

В отличие от диагностических и адаптационных, дидактических сказок, где активен внешний диалог ребёнка со взрослым, сказки коррекционные и психотерапевтические созданы для внутренней работы самого ребёнка. Обсуждения и беседы возможны только по инициативе детей. Сам текст таких сказок создан именно таким образом, чтобы учитывать особенности переживаний, проблемы, возрастные возможности и пр. Ребёнок только слушает сказку, и дальнейшее направление работы психолога полностью зависит от его восприятия. Прогнозы относительно коррекционного и психотерапевтического эффекта не делает психолог, так как это просто невозможно. Информация погружается в каждом случае по-разному. Процесс психокоррекции и психотерапии уникальный.

Источник: М.А. Панфилова, Сказкотерапия в детской клинической психологии: пособие. С. 43–46.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»