Опыт работы на КПК, семинарах ВИРО, секциях конференций говорит о том, что значимость восстановительных технологий, медиации признается всеми. Тема считается актуальной для современной школы, в том числе в связи с негативными проявлениями среди несовершеннолетних, включая буллинг, различные формы делинквентного поведения, правонарушений несовершеннолетних. Привычные формы работы, преимущественно административного порядка, не срабатывают.
Вместе с тем, уровень освоенности этих технологий сравнительно невысок, об этом свидетельствует и статистика по итогам мониторинга медиативного (восстановительного) подхода: в первом квартале 2020 года деятельность служб медиации обеспечивают 666 специалистов, из них только 108 освоили курсы повышения квалификации по данному направлению.
Японский иероглиф, обозначающий конфликт, имеет два значения: опасность и благоприятная возможность. Можно привести не один пример, когда конфликт приводит к печальным последствиям: длительным эмоциональным переживаниям учеников по поводу конфликтов со сверстниками, учителей — по поводу плохой дисциплины, агрессии со стороны учеников. Подобные ситуации могут закончиться уходом из школы ученика или педагога, угрозой для здоровья участников конфликтных отношений. Восстановительные технологии помогают выявить благоприятные возможности конфликта, способствуют актуализации позитивных ресурсов его участников, улучшению отношений между людьми. Технологии противостоят разрушительным вариантам выхода из конфликта, влияющим как на возможность эффективного решения образовательных задач, так и на состояние здоровья участников образовательных отношений. Все это должно создавать серьезную мотивацию для того, чтобы овладевать технологиями восстановительного подхода, к которым относят медиацию, так называемые Круги сообществ, семейные конференции.
Московский государственный психолого-педагогический университет проанализировал более 2 тыс. дистанционных психологических консультаций, проведенных специалистами круглосуточной службы Детского телефона доверия для обучающихся, их родителей, педагогов образовательных организаций в условиях «удаленки» за период март–май 2020 года. Выявлено, что основные проблемы, волнующие детскую и подростковую аудиторию, остались неизменными — это детско-родительские отношения, учебные проблемы, отношения со сверстниками. Вместе с тем, все полученные запросы характеризуют изменения в эмоциональном состоянии обратившихся. Само содержание запросов отражает новую реальность, связанную с дистанционной формой обучения, самоизоляцией.
В связи с этим в письме Минпросвещения России «О принятии мер» от 05.06.2020 № ДГ-623/07) сформулированы основные задачи психологической службы в период постепенного снятия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Актуальным является совершенствование умений и навыков разрешения конфликтных и просто напряженных ситуаций в социальном взаимодействии, навыков саморегуляции, техник самопомощи для ситуаций, когда отсутствует возможность уединиться даже на некоторое время.
Использование восстановительных технологий не очень популярно в нашем обществе, в том числе в профессиональной среде. В ситуации конфликта мы наблюдаем тяготение к административным методам, давлению, поучению. На мой взгляд, эта ситуация должна измениться, и начать следует с постепенного освоения указанных технологий, включая пропедевтические, подготовительные шаги.
Сегодня речь пойдет о профилактических Кругах сообществ в рамках восстановительных технологий.
Данная технология предполагает использование ресурсов группового обсуждения в ситуации конфликта, в который оказывается вовлеченным достаточно большое число участников. Как пример — конфликтные отношения в классе, проявления буллинга. Групповые конфликты могут случаться и в педагогических коллективах, в них могут втягиваться родители.
Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделение ответственности за его выполнение. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается, главным образом, в восстановлении коммуникаций и потерянных связей.
Чтобы понять, что дает Круг сообщества подросткам, достаточно вспомнить особенности данного возраста и потребности подростков. Во-первых, в этот период школьники ориентированы на мнение ровесников, а иногда и более взрослых подростков. Учителя, а для многих и родители в этом возрасте не являются референтной группой. Во-вторых, подростковый возраст — время социальных проб, и не всегда эти пробы имеют положительный результат. В-третьих, нужно помнить о максимализме и упрямстве подростков. В-четвертых, следует учитывать особенности нашего времени: нарушение эмоциональных связей в семье, занятость родителей, вследствие чего подростки вынуждены решать сложные проблемы самостоятельно, не имея опыта, а часто и образца для подражания в семье или школе. И, наконец, налицо проблема дефицита общения между подростками, замена его суррогатом общения через социальные сети. И все это на общем фоне роста конфликтов в обществе, малом социуме.
В данных условиях Круг сообщества выступает ареной для разговора, это форма сплочения, где есть возможность высказаться, услышать ровесников и быть услышанным ими.
Подобный потенциал Круги сообщества представляют и для взрослых — педагогов, родителей.
Психологи, социальные педагоги, освоившие навыки групповой работы (установление правил группового общения, навыки ведения дискуссий по личностным проблемам, проблемам межличностного общения), владеющие навыками «помогающего» поведения, эффективных коммуникаций (понимания, самовыражения), могут считать, что у них есть серьезный задел, базис для этой работы. Им важно, пожалуй, познакомиться с процедурой проведения Кругов сообществ, понять, насколько они владеют способностью работать в ситуации конфронтации, выраженных негативных эмоций.
К работе в ситуации реального группового конфликта можно подготовиться в ходе определенных пропедевтических шагов. Это повышение конфликтологической компетентности в рамках просветительской деятельности специалистов (осуществляется с использованием ресурсов сайтов образовательных организаций, информационных стендов, тематических буклетов, презентации результатов работы на родительских собраниях, педагогических советах, конференциях и семинарах регионального, муниципального и школьного уровня (уровня образовательной организации), организации группового обсуждения (моделирование, ролевое проигрывание) конфликтных ситуаций, которые являются значимыми, но не реальными в настоящий момент. Эти конфликты имеют как бы опосредованный характер. Например, задаются косвенные вопросы: вместо «Имел ли ты опыт употребления наркотиков?» задается вопрос «Как ты считаешь, употребляют ли твои сверстники наркотические вещества?». В данном случае срабатывает механизм проекции, и мы получаем возможность иметь более достоверную информацию. Вместо обсуждения конфликтов в классе предлагается обсудить либо ситуацию из книги, СМИ, либо предложить воображаемую ситуацию: «Представь, что две подруги поссорились и не могут договориться...»
В Круге могут обсуждаться конфликты, которые не являются актуальными на данный момент, но типичны для того или иного возраста, контингента участников. Иногда такие формы проведения Круга можно считать предпочтительными, особенно для подростков, которые часто имеют заниженную самооценку. «Косвенные» профилактические формы проведения Круга позволяют более конструктивно построить обсуждение, приобрести новые навыки восприятия и понимания позиций конфликтующих сторон, новые способы поведения в проблемной сложной ситуации. Важный момент: необходимо обеспечить каждому участнику возможность сказать о том, как он воспринимает ситуацию, сосредоточиться не на поисках виновного, а на предложениях по обсуждению шагов, которые может сделать каждая сторона для улучшения отношений.
Полезно будет провести работу по приобретению навыков обсуждения личностных проблем в группе, например, по теме «Надо ли знать, что ты умеешь делать хорошо?», «Обратиться за помощью в ситуации неудачи — это слабость или, напротив, умение искать возможности решения?» и др. Проведение подобных мероприятий способствует росту доверия в группе, сплоченности, лучшему пониманию себя и других.
Таким образом, подготовительная работа по проведению Кругов сообществ может проходить в рамках просвещения участников образовательных отношений о возможностях медиативных, восстановительных технологий, проведения групповых собраний, группового обсуждения личностных проблем обучающихся, актуальных конфликтных ситуаций.
Источник: Афанасьева Н.В. О реализации технологии «Круги сообществ» в образовательных организациях // Источник. 2020. №3. С. 41–42.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать