16+
Выходит с 1995 года
23 июля 2024
Трансформация коммуникации в мире и логопсихотерапии

Ежегодно 22 октября, начиная с 1998 года, в мире отмечается Международный день заикающихся людей (International Stuttering Awareness Day) или Международный день распространения информации о заикании (ISAD). В этот день предлагаем читателям фрагмент статьи Н.Л. Карповой «Трансформация коммуникации в мире и логопсихотерапии».

Обращение к проблеме трансформации (изменений и преобразований) коммуникации требует уточнения соотношения понятий «коммуникация» и «общение», которые в русском языке часто употребляются как синонимы, а в англоязычных словарях слово «общение» отсутствует и переводится как «коммуникация». Анализируя историю данных понятий, Л.А. Карпенко отмечает, что в русскоязычных справочных изданиях слово «коммуникация» впервые появилось в словаре В.И. Даля (1863–1866) как калька с французского и означало: «сообщение, пути, дороги, средства связи. Коммуникационный — к сообщениям относящийся». Понятие «общение» как взаимодействие людей, широко распространенное у нас в обыденной речи, в отечественных справочных изданиях и словарях стало определяться только с 1940 года. Активное использование понятий «общение» и «коммуникация» в разных соотношениях (раздельно, как синонимы, в соподчинении) началось в 1970–1980-е годы с развитием общей, социальной, педагогической, инженерной, медицинской психологии, психологии личности, психотерапии [Карпенко 2015: 19].

Один из ведущих специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева определяет общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум 3 различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» [Психология общения… 2015: 78]. Таким образом, мы понимаем коммуникацию в основном как информационный процесс, который является частью более широкого понятия «общение».

В свою очередь, полноценное диалогическое общение между субъектами невозможно без доверительных отношений. «Доверие — социально-психологический феномен, сущность которого заключается в специфическом ценностном отношении субъекта к объекту доверия», — подчеркивает Т.П. Скрипкина [там же: 114]. Выделяется три основных области доверия: к миру — это базовая установка, от которой зависит социальное и психологическое благополучие личности; к людям — это условие формирования таких взаимоотношений между людьми, как дружба, любовь, уважение; к себе — основа полноценного овладения человеком собой при соответствии миру, в котором он живет.

Говоря о проблеме доверия как основе эффективного общения между государствами, социальными институтами, большими и малыми группами, необходимо помнить, что формирование доверительного или враждебного, отчужденного отношения к миру у ребенка начинается в семье, с отношения к нему ближайшего окружения. Только непосредственное речевое общение делает человека человеком.

Последние десятилетия в области коммуникации характеризуются гигантским ростом роли СМИ в жизни людей: началась эпоха Интернета, мир вступил в эру цифровизации, что значительно расширило возможности человека в получении разносторонней информации и знакомстве с миром, в установлении быстрой связи с адресатом в любой точке планеты, даже в космосе. В то же время с развитием «всемирной паутины» возросло агрессивное навязывание рядом СМИ своеобразной картины мира и цифровых услуг, которые собирают и фиксируют многие данные о потребителях. Резко увеличилось количество ситуаций общения, опосредованных техническими средствами, и уменьшилась доля общения непосредственного, «лицом к лицу». В повседневной жизни молодого поколения все больше времени занимает общение виртуальное, которое в силу своей специфики часто негативно отражается на коммуникативных способностях человека.

...

В последнее столетие психология все больше внимания обращает на роль субъекта в саморазвитии и саморегуляции, и речь идет о «человеческом потенциале» и о «личностном потенциале» как интегральной системной характеристике индивидуально-психологических особенностей личности, лежащей в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [Личностный потенциал… 2011: 45]. При этом исследователи отмечают: чем выше уровень развития личности, тем большим потенциалом она характеризуется. И в понятии «потенциал» акцентируется, что это в основном еще нераскрытые способности, которые подлежат выявлению и включению в деятельность с целью более полной самореализации субъекта в ней [там же: 55].

Проблема энергетического и личностного потенциала обостряется для людей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся около 60 миллионов человек в мире, которые тяжело заикаются и вынуждены выбирать «неречевые» профессии, что часто оборачивается нереализованностью и жизненными неуспехами, несмотря на сохранность интеллектуального и творческого потенциала.

Особенность данной патологии речи состоит в том, что у многих заикающихся основным выступает не речевой дефект, а его психологическая составляющая, — это проявляется в личностных и коммуникативных проблемах, которые обостряются в ситуации значимого речевого общения: встреча с незнакомым человеком, у школьника ответ у доски перед классом, у взрослого — разговор с начальником… Заикающемуся необходима помощь не только в восстановлении речевой функции, но во многом — в решении личностных и коммуникативных затруднений.

Пример комплексного подхода с опорой на личностный потенциал пациента и жизненный потенциал его семьи — система семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. НекрасовойН.Л. Карповой, которая на основе системы групповой логопсихотерапии [Некрасова 1968, 2006] развивается с конца 1980-х годов [Карпова 1997]. Это организация работы разновозрастных групп заикающихся детей, подростков и взрослых, где на всех этапах активно участвуют их родители и родственники [Семейная… 2011]. Данная система состоит из 4-х основных этапов.

I этап — диагностический-пропедевтический (3–6 месяцев): динамическая психотерапевтическая диагностика на основе библиотерапии (лечение направленным чтением) [Некрасова 1991]. Несколько последовательных блоков заданий предлагают вместе с ответами на психологические тесты и опросники прочитать и дать письменный анализ специально подобранных высокохудожественных литературных произведений. Это способствует развитию у заикающегося и его родственников творческой рефлексии и саморефлексии, самораскрытию, уверенности в возможности преодоления речевого недуга, а также повышению доверия специалисту — руководителю группы). Это «дистантное общение», так как диагностика проводится на расстоянии, в форме переписки.

II этап — сеанс «директивного внушения наяву» К.М. Дубровского в аранжировке Ю.Б. Некрасовой: за 1–1,5 часа во фрустрирующей обстановке у группы пациентов, стоящих на сцене перед зрителями, «снимается» симптомокомплекс заикания. Результат возможен только при качественно проведенном подготовительном диагностическом этапе, который дает логопсихотерапевту материал для создания «портрета неповторимости» каждого заикающегося и его семьи для выстраивания дальнейшей работы.

III этап — активная групповая семейная логопсихотерапия: 3–6 недель ежедневных интенсивных 7–8-часовых занятий разнообразной речевой деятельностью с элементами коммуникативного тренинга, методов нейрокоррекции, арт-терапии, кинезитерапии и др. Основная цель занятий — формирование и закрепление саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через их последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление к стойким новообразованиям личности.

IV этап — контрольно-поддерживающая логопсихотерапия: 2 недели ежедневных 7–8-часовых групповых занятий полгода спустя после основного курса. Он повторяет на более высоком уровне сложности все основные элементы III этапа, а также включает дополнительные элементы кино-, видео-, арт-терапии и комплекс новых психотерапевтических бесед.

Каждую группу семейной логопсихотерапии можно назвать экспериментальной, поскольку ведется большая научно-исследовательская работа, проверяются новые элементы и методы логопсихотерпии, приглашаются для исследования разные специалисты. Так, в группах 2015–2020 года проводились комплексные нейропсихологические исследования, с 2018 года для заикающихся добавились сложные аппаратурные психофизиологические испытания, а в нейродиагностику были включены и родители.

Ситуация 2020 года с карантином и режимом самоизоляции поставила перед нами новую проблему: впервые организовать групповые этапы работы в режиме онлайн. Преодолевая многие технические сложности, мы достаточно успешно провели и сеанс «снятия заикания», и работу группы на всех этапах, практически выполнив все основные элементы системы логопсихотерапии. Ежедневные занятия на III и IV этапах проходили с 10 до 13-00 и с 15 до 18-00, начинались, как и в традиционном режиме, с зарядки Стрельниковых, курса нейрокоррекции, речевых упражнений. Во второй половине дня проводились психотерапевтические беседы, групповая библиотерапия, речедвигательные упражнения, аутогенные тренировки и др. В конце каждой недели — открытые творческие экзамены.

Все виды и формы работы проводились в режиме общения через экран и мобильный телефон на платформе Zoom, что затрудняло из-за отсутствия непосредственного контакта качественную проверку выполнения ряда дыхательных и рече-двигательных упражнений, элементов нейрокоррекции. Но в целом, сравнительный анализ результатов работы 2-х последних разновозрастных групп семейной логопсихотерапии в традиционном режиме (20 заикавшихся 8–32 лет и 43 их родственника) и вынужденного в этом году дистантного общения группы «Москва-2020» (9 заикавшихся 9–17 лет, 14 их родственников и 3 помощника из выпускников предыдущих групп) показал: а) по психологическим тестам отсутствие значимых отличий между всеми тремя группами, в частности — по тесту Спилбергера о ситуативной и личностной тревожности; б) положительные результаты в речи и эмоциональных состояниях подтверждены на уровне значимости и данными нейродиагностики.

Тем самым достижения онлайн-группы подтвердили результаты успешной работы уже более 120 разновозрастных групп семейной логопсихотерапии в Москве, Таганроге, Самаре и Самарской области, Владивостоке, Саратове и Екатеринбурге, а также раскрыли новые возможности в дальнейшем творческом развитии системы логопсихотерапии и расширении границ для ее участников. В то же время руководители и выпускники предыдущих групп отмечали, что дистанционный формат работы не решает качественно проблему нарушенного речевого общения из-за отсутствия «живого погружения» в новую речевую среду и трудности проведения по техническим причинам ряда групповых форм работы. Невозможно было провести аппаратурную психофизиологическую диагностику, но главное — обеспечить более глубокую эмоциональную поддержку и проработку личностных проблем, что удается при непосредственном общении.

И хотя онлайн-группа, как и прежние, дала каждому участнику опыт создания доверительных дружеских отношений и атмосферы семейного тепла, все говорили о желании продолжения занятий в непосредственном формате общения. В заключение отмечу, что данная конференция (II Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций», Москва, 10–12 декабря 2020 года. — прим. ред.) ставила задачи рассмотрения теоретических и прикладных аспектов проблемы диалога культур и цивилизаций, реализации возможностей человека в современном мире. А в недавнем интервью «Новой газете» академик РАО психолог А. Асмолов определил мир как «открытое произведение» и «личность в нем — открытое произведение». При этом были названы основные свойства сегодняшнего мира: «неопределенность, сложность и разнообразие», — и определен «ключевой вызов, который нарастает по мере эволюции, — это вызов сложности», где «в многомерном мире решения приходится принимать самому и самому отвечать за эти решения» [Мостовщиков 2020: 23]. Хочется пожелать нам всем открытой и свободной коммуникации и ответственности за сохранение роскоши человеческого общения.

Список литературы

  1. Епифанова Н. COVID-19: ожидания россиян // Московская медицина. № 40 (142). 19 октября 2020 г. С. 7.
  2. Карпенко Л.А. История развития понятий «общение» и «коммуникация» // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-центр, 2015. С. 19–22.
  3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.; 2-е изд. испр. и дополн. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Флинта, 2003. 200 с.
  4. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 255 с.
  5. Мостовщиков С. Правила сотворения мира (интервью с А. Асмоловым) // Новая газета. №68. 01.07.2020. С. 23.
  6. Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: Автореф. дис. …канд. пед. наук. М.: МГПУ, 1968. 18 с.
  7. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006.223 с.
  8. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопр. психол. 1991. №5. С. 123–129.
  9. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито-центр, 2015. 672 с.
  10. Рязанов С. Через мировой кризис — к силиконовой тирании? // Аргументы недели. № 45 (739). 18 ноября 2020 г. С. 3.
  11. Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб: Нестор-История, 2011. 328 с.

Источник: Карпова Н.Л. Трансформация коммуникации в мире и логопсихотерапии // Диалог культур и цивилизаций: сборник статей II Международной научно-практической конференции (10–12 декабря 2020 г.). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2021. С. 66–74.

Фото: сайт ПИ РАО.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • В.Ю. Слабинский: «Ну да, так и работаю в шиномонтаже»
    16.07.2024
    В.Ю. Слабинский: «Ну да, так и работаю в шиномонтаже»
    «Психотерапия — это обычная профессия. Здесь много технологий, много надо освоить, много научиться делать. Необходим большой объем теории. Но это обычная профессия, которой можно овладеть. Очень важно, чтобы рядом был хороший учитель, хороший наставник».
  • Терапигенетика: как эффективность психотерапии связана с генотипом?
    12.07.2024
    Терапигенетика: как эффективность психотерапии связана с генотипом?
    «Терапигенетика предлагает, прежде всего, модель оказания эффективной клинико-психологической помощи при психических и поведенческих расстройствах, интегрирующую в себе генетический, нейробиологический, личностный и поведенческий уровни анализа».
  • Общие вопросы терапии психосоматических пациентов
    09.07.2024
    Общие вопросы терапии психосоматических пациентов
    «Одной из наиболее важных задач психотерапевта при работе с психосоматическими больными считается помощь в определении скрытой озлобленности, а также установлении ее связи с симптомами соматического характера».
  • Экономичность психотерапии
    01.07.2024
    Экономичность психотерапии
    «В отечественной психотерапии учет показателей экономичности методов психотерапии является, скорее, исключением, чем правилом, при явной их важности…»
  • В.В. Зеленский о процессе психотерапии
    25.06.2024
    В.В. Зеленский о процессе психотерапии
    «Психотерапия в широком смысле есть класс отношений помощи, заключающийся в систематическом освидетельствовании, обследовании внутренней душевной жизни человека и соответствующем её созидании или “возделывании”...»
  • Выход из вины: прощение себя
    11.06.2024
    Выход из вины: прощение себя
    «Мы считаем, что прощение себя — неотъемлемая часть выхода из вины и обиды. Чаще всего — в виде согласия с прощением другого. Реже — когда выход из вины отягощен непрощением обиженного, его отсутствием, характером вины и проступка…»
  • А.Е. Бирюкова: Мой путь в психотерапию (гештальт-терапию)
    10.06.2024
    А.Е. Бирюкова: Мой путь в психотерапию (гештальт-терапию)
    «Если умные, образованные, успешные люди сталкиваются с ситуацией, когда система их психики не может адаптироваться к внешним условиям, нужна “рекультивация” души и восстановление здоровой экологии отношений с собой и другими».
  • Клиническая психотерапия в России
    31.05.2024
    Клиническая психотерапия в России
    «Мы считаем, что анализ происходящего с психотерапией в нашей стране должен учитывать помимо медицинского и другие ее аспекты, которые раскрывают ее связь с разворачивающимся общественно-историческим процессом и социальными институтами».
  • Поздравляем с Днём психотерапевта!
    31.05.2024
    Поздравляем с Днём психотерапевта!
    Психотерапия помогает людям открывать в себе новые силы — желаем и вам получать силы, удовлетворение и радость от своей работы.
  • Нейтральность как определяющий фактор эффективности психотерапевта в условиях глобального кризиса
    15.05.2024
    Нейтральность как определяющий фактор эффективности психотерапевта в условиях глобального кризиса
    «В случае явной и публичной демонстрации своих социально-политических позиций психотерапевт, даже не испытывая трудностей в разделении частной жизни и профессиональной деятельности, будет восприниматься клиентами через призму его деклараций».
  • О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 5
    08.05.2024
    О психастенических и психастеноподобных пациентах России. Часть 5
    Завершает публикацию пособия проф. М.Е. Бурно для психотерапевтов и клинических психологов с врачебной душой его пятая часть.
  • Зерна идей Ф.Е. Василюка
    08.05.2024
    Зерна идей Ф.Е. Василюка
    «Побудительным мотивом исследования для меня стала мысль Ф.Е. Василюка о внутренних “потенциях и тенденциях экзистенциального и феноменологического мышления” культурно-деятельностной психологии, реализованных им через обращение к понятию “жизненный мир”...»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»