16+
Выходит с 1995 года
9 июля 2024
Характерные черты личности матерей в диаде «мать — маловесный ребенок»

...Проблема выхаживания маловесных, преждевременно появившихся на свет в результате ранних родов детей, стоит очень остро. По данным ВОЗ преждевременные роды — частое явление и в последние годы их количество увеличивается. В мире ежегодно насчитывается около 15 млн. детей, рожденных преждевременно и с малым весом. В нашей стране частота рождения маловесных детей составляет ежегодно от 6 % до 12 % [7]. С малым весом чаще всего рождаются недоношенные дети. Условия вынашивания ребенка могут ухудшаться по разным причинам, в связи с этим на свет появляются дети раньше положенного срока (37 недель внутриутробного развития), весом меньше 2500 г, длиной менее 45 см.

Нельзя недооценивать роль матери и ту позицию, которую она занимает по отношению к своему новорожденному ребенку. В.С. Мухина отмечает: «Каждая женщина как уникальная личность сама может определять свое отношение к материнству. Но если у женщины специфически осложненные особенности, если она живет во времени, когда благодаря новым достижениям науки материнство вольно или невольно девальвируется, ей может быть чрезвычайно сложно обрести себя в материнстве» [3].

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка — это диада «мать — дитя». Период сразу после рождения ребенка — это особое время, время повышенной чувствительности как для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие психологические «борозды», которые радикально воздействуют на последующее поведение, особенно на способность к материнству [5]. Послеродовый период может в некоторой степени влиять на отношение младенца к матери, что в свою очередь может повлиять в будущем на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. От этого критического периода после родов может зависеть способность человека любить, испытывать привязанность к другим.

Ситуация рождения маловесного ребенка — своеобразный экзамен на психологическую готовность к материнству. Материнство — это система отношений, которая традиционно проявляется в воспитании детей. С позиций диадического подхода ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя самого) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью [2].

Анализ литературы показал, что исследование отношений в рамках диады «мать — маловесный ребенок» в нашей стране проводятся относительно недавно [1]. А личностные характеристики матерей, родивших маловесных детей, практически не изучались. В г. Воронеже на базе БУЗ ВО ВОКБ № 1 Перинатального центра консультативно-диагностического отделения работает служба оказания психологической помощи и поддержки беременным женщинам и роженицам. В период с 2014 по 2015 г. в отделении выхаживания новорожденных в (ОВН, 2 этапа) было проведено 2 этапа психологическое исследование женщин, родивших маловесных детей. Исследовались личностные черты и характеристики рожениц в диаде «мать — маловесный ребенок».

Предполагалось, что отношения в диаде зависят от личностных особенностей матерей и от различий их личностных особенностей, что обуславливает различия в отношениях в диаде. В исследовании участвовали 2 группы женщин: 1-я группа — женщины с доношенными и рожденными в срок детьми, но соматически нездоровыми (40 чел.); 2-я группа — женщины с недоношенными (рожденными до 37-й недели гестации) и маловесными (от 2000 до 2500 г) детьми (60 чел.).

По результатам методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла, определяющего черты личности, обратили внимание на себя факторы 2-го порядка.

Для проверки статистической значимости использовался критерий Фишера. Критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости: φ* = 1,69 (р меньше,= 0,05), φ* = 2,31 (р меньше,= 0,01).

После обработки данных по критерию Фишера φ* получены такие результаты:

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы 2-го порядка: Fэ — высокий, φ* = 1,52, р меньше,= 0,05; Fт — низкий, φ*=3,07, р меньше,= 0,01.

Роженицы 1-й группы хорошо устанавливают и поддерживают социальные контакты; жизнь в целом удовлетворяет их, они способны достичь желаемого, обладают низким уровнем тревожности.

Во 2-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы 2 порядка: Fт — высокий, φ*=5, 16, р меньше,= 0,01.

2-я группа — матери маловесных детей. Они могут иметь плохую приспособляемость, высокая степень тревоги нарушает их деятельность, тревога может быть ситуационной, ощущается неудовлетворенность достигнутыми результатами.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы группы «Я»: С — высокий, φ*=5,9, р меньше,= 0,01; G — средний, φ*=4,55, р меньше,= 0,01.

Матери 1-й группы эмоционально устойчивы и выдержанны, спокойны и работоспособны, реально смотрят на вещи, эмоционально зрелы, реально оценивают обстановку и управляют ситуацией. Они добросовестны и степенны, уравновешенны и ответственны, эмоционально дисциплинированны.

Во 2-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы группы «Я»: С — низкий, φ*= 4,65, р меньше,= 0,01; G — низкий, φ*=5,9, р меньше,= 0,01.

Во 2-й группе матери эмоционально неустойчивы, находятся под влиянием чувств, а также переменчивы в настроении, их легко расстроить, а при расстройствах они теряют равновесие духа, становятся беспокойны и ипохондричны, быстро утомляются, стараются не вступать в споры в проблемных ситуациях. Женщины подвержены влиянию чувств, часто не согласны с общепринятыми моральными нормами и стандартами, они непостоянны и переменчивы, игнорируют обязанности, могут быть безответственны и неорганизованны.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы доминантности: Е — высокий, φ*=2,01, р меньше,= 0,05; F — высокий, φ*=4,22, р меньше,= 0,01; N — средний, φ*=4,75, р меньше,= 0,01.

Матери, родившие доношенных детей, часто бывают самоуверенны, напористы и упрямы, независимы и доминируют. Они восторженны и жизнерадостны, подвижны и энергичны, разговорчивы и эмоциональны, динамичны в общении, веселы, проявляют энтузиазм, верят в удачу, социальные контакты для себя определяют как значимые. Их можно охарактеризовать как эмоционально выдержанных, умеющих «срезать углы».

Во 2-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы доминантности: Е — низкий, φ*=1,69, р меньше,= 0,05; F — средний, φ*=4,23, р меньше,= 0,01; N — низкий, φ*=4,13, р меньше,= 0,01.

Роженицы этой группы уступчивы и безропотны, пассивны и часто берут вину на себя, быстро подчиняются, их легко вывести из равновесия при авторитетном руководстве, они мягкие и кроткие, сильно зависят от окружения. Они молчаливы, склонны все усложнять, пессимистичны в восприятии действительности, беспокоятся о будущем, ожидают неудач, вялы и неразговорчивы. Их можно охарактеризовать как эмоционально несдержанных.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы тревоги: О — низкий, φ*=4,55, р меньше,= 0,01; О — средний, φ*=4,55, р меньше,= 0,01; Q4 — низкий, φ*=4,34, р меньше,= 0,01; Q4 — средний, φ*=2,54, р меньше,= 0,01.

Матери доношенных детей самоуверенны и хладнокровны, жизнерадостны и энергичны. Они невозмутимы, сдержанны и спокойны, не фрустрируют.

Во 2-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики: факторы тревоги: О — высокий, φ*=4,55, р меньше,= 0,01; Q4 — высокий, φ*=6,088, р меньше,= 0,01.

Матери маловесных детей часто испытывают чувство вины, полны тревоги и предчувствий, не уверены в себе, ранимы, обеспокоены и депрессивны, подавлены, находятся во власти настроения, впечатлительны, легко могут заплакать, ипохондричны и погружены в мрачные раздумья, зачастую испытывают страх, у них ярко выражено чувство долга. Они раздражительны, несмотря на утомляемость, активны, имеют повышенную мотивацию и длительно могут находиться в возбужденном состоянии.

Таким образом, прерывание естественной, формирующейся еще в течение беременности психофизиологической связи между матерью и ребенком может стать серьезной угрозой для полноценного материнства.

Еще одним фактором, осложняющим становление материнства, является то, что недоношенные и маловесные младенцы слабо реагируют на ласку взрослого, у них появляется напряженность, происходит отстранение от взрослого. У недоношенных и маловесных детей не обнаруживается постуральная адаптация, они не прижимаются ко взрослому, не принимают положения тела, удобного для удерживания на руках.

Все эти проявления недоношенных и маловесных младенцев побуждают взрослых избегать контактов с ребенком, слабо или отрицательно отвечающих на заботу. Родители в такой ситуации склонны интерпретировать «неконтактность» ребенка как отвержение.

Различные физические дефекты у ребенка и, как следствие, сниженная потребность в общении являются главными факторами, затрудняющими реализацию потребности матери в полноценном эмоциональном контакте с ребенком. В этом случае поведение родителя оказывается дезориентированным и дезорганизованным, так как сигналы взрослого не принимаются, блокируются ребенком вследствие дефекта и отсутствия потребности в общении. Для таких родителей характерен «синдром растерянности».

В связи с этим у родителей складываются неправильные установки на взаимодействие со своим ребенком: стимульные ограничения из-за желания не перевозбудить слабого, больного младенца.

Понятно, что в таких условиях родители часто испытывают чувство вины по поводу того, что не имеют возможности дать ему все необходимое для полноценного развития.

Своевременные психологическая поддержка и помощь могут существенно сгладить сложности первых дней и месяцев жизни маловесного ребенка и помочь матери при взаимодействии с ним [4].

Для родителей рождение ребенка раньше запланированного срока всегда серьезный стресс. Длительный стресс влияет прежде всего на эмоциональное состояние рожениц, это проявляется в снижении регулирующего самоконтроля, избирательности контактов (общение ограничивается кругом близких по ценностным ориентирам людей), значительными колебаниями самооценки, ощущением личностной непригодности, материнской некомпетентности [6]. Матерей переполняют тревога и страх за жизнь ребенка, к этому присоединяется волнение по поводу состояния его здоровья (боязнь получить «неполноценного ребенка») и дальнейшего прогноза развития младенца.

Недоношенный маловесный ребенок из-за раннего, преждевременного появления на свет не получает такой же стимуляции и опыта, которые получает доношенный ребенок после рождения: его не берут на руки, с ним не разговаривают, у него нет возможности телесного контакта с родителями, поэтому ему необходима дополнительная стимуляция. Ребенку, который находится в «инкубаторе», необходимо, чтобы его осторожно гладили, переворачивали, показывали ему игрушки, разговаривали с ним. Если же мать маловесного ребенка во власти ипохондрии, ожидает неудач, испытывает депрессию и эмоционально несдержанна, пребывает в состоянии тревоги и плохих предчувствий, она не может полноценно наладить взаимоотношения в диаде. Таким образом, отношения в диаде зависят от личностных особенностей матерей, именно они обуславливают различия в отношениях в диаде «мать — маловесный ребенок».

Матери маловесных детей нуждаются в психологической помощи. Она может проявляться в виде объяснения поведения ребенка, его особенностей, того, как с ним лучше общаться, как способствовать его развитию (лекционные формы занятий). У некоторых матерей силен страх утраты ребенка (особенно если младенец длительно не набирает вес), он остается доминирующим в отношениях с младенцем достаточно большой промежуток времени. Матери могут относиться к своему ребенку как к больному, чрезмерно опекать его. Все возникающие проблемы могут восприниматься как последствия маловесности и связанных с этим трудностей. Постоянное ожидание чего-то нехорошего, опасного, что может произойти с ребенком, формирует довольно высокий уровень тревоги у матерей. Бывает, что такая тревога приводит к «психологическим срывам». Все это может осложнить развитие младенца. Одним из поводов для беспокойства является психомоторное развитие маловесного ребенка, особенно в первый год жизни. Матери часто сравнивают навыки своего маловесного младенца с навыками доношенного ребенка такого же возраста и переживают вследствие «задержки» в его развитии. Важно обсудить с ними, что недоношенный и маловесный ребенок развивается своими темпами, по своему «графику» и оценивать его развитие следует с учетом недоношенности и маловесности (предоставление информационнонаглядного материала). Очень важной для младенцев является среда, в которой они находятся, и поэтому так важно, насколько хорошо и адекватно матери взаимодействуют с ними и понимают их нужды в диаде (тренинговые упражнения).

Данные проведенного исследования помогут наметить ориентиры для разработки и реализации программы психологической помощи матерям в диаде «мать — маловесный ребенок» с учетом личностных черт характера рожениц.

Литература

  1. Карпенко А.А. Специфика отношений в диаде «мать – маловесный ребенок» // Вестник Брянского государственного университета. 2015. Вып. 3(26). С. 61–63.
  2. Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  3. Мухина В.С. Психологические проблемы материнства // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: матер. IV Всерос. конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. М.: Изд–во Института психотерапии, 2003. С. 7–10.
  4. Современные аспекты организации неонатальной помощи: руководство для врачей / под ред. проф. Д.О. Иванова. СПб., 2011. 464 с.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Издво Института психотерапии, 2002. 240 с.
  6. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. ежегодник Рос. психол. общ-ва. М., 1996. Т. 2, вып. 3. С. 133.
  7. Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П., Тресорукова О.В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей // Лечащий врач. 2007. № 7. С. 45–49.

Источник: Карпенко А.А. Характерные черты личности матерей в диаде «мать — маловесный ребенок» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4 (28). С. 76–80. doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-76-80

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    16.05.2023
    О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    «Для осуществления материнских функций женщине необходимо предоставить свое тело ребенку (а также себя в целом), тело становится вместилищем и проводником, принимая в себя “другого”, отдавая себя ему, сохраняя его в себе и обеспечивая питание, заботу, защиту».
  • Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    28.03.2022
    Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    Многие личностные проблемы, проблемы в семье, проблемы развития ребенка, проблемы зачатия и внутриутробного развития возникают в связи с соперничеством диад.
  • Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца
    17.10.2021
    Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца
    На сегодняшний день отцовство, равно как и материнство описываются как комплексные феномены, которые не входят в рамки методологии какой-либо узкой отрасли психологической науки и поэтому могут быть изучены только в рамках междисциплинарного подхода.
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
  • Сопровождение семей с тяжело больными детьми: помощь «в конце жизни»
    13.03.2020
    Сопровождение семей с тяжело больными детьми: помощь «в конце жизни»
    Специалисты должны быть честны с семьями, когда становится понятно, что смерть ребёнка возможна в ближайшее время. Важно объяснить семье, что течение заболевания может быть непредсказуемым и что ребёнок может умереть раньше или позже, чем ожидается…
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    11.03.2020
    Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    На Всероссийском фестивале практической психологии, посвящённом 30-летию Компании «Иматон», с пленарными докладами выступили признанные эксперты в различных областях практической психологии...
  • Девочка, прожившая в клинике 5 лет, нуждается в реабилитации
    13.12.2019
    Девочка, прожившая в клинике 5 лет, нуждается в реабилитации
    СМИ рассказали о пятилетней девочке, которая с рождения живет в московском перинатальном центре «Мать и дитя». Случившееся комментирует Ирина Алексеева – эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения...
  • Особенности взрослых с разными типами привязанности
    12.06.2019
    Особенности взрослых с разными типами привязанности
    Влияние на развитие личности детского опыта взаимоотношений со значимыми взрослыми признают многие психологи. Мы предприняли исследование, позволяющее выявить и описать личностные особенности взрослых людей, имеющих разные типы привязанности. Одна из главных проблем поколения «Миллениум» – позднее взросление, неспособность создать прочные эмоциональные связи как с собой, так и с другими людьми, нереализованность. С этой точки зрения наш интерес свелся к рассмотрению таких личностных особенностей людей, как личностные акцентуации характера, эмоциональный интеллект и самоактуализация...
  • Влияние гиперопеки (сверхтребовательности) на возникновение супружеских проблем
    08.07.2024
    Влияние гиперопеки (сверхтребовательности) на возникновение супружеских проблем
    «В процессе анализа супружеских проблем часто обнаруживалось, что гиперопека и сверхтребовательность используются супругами не только по отношению к детям, но и по отношению к другому супругу...»
  • Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям
    24.06.2024
    Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям
    При улучшении состояния здоровья у ребенка начинают пробуждаться психологические потребности, которые часто остаются неудовлетворенными... Возникает порочный круг: болезнь ребенка фрустрирует мать, что препятствует успешной психологической реабилитации ребенка
  • За и против: встреча с кровными родственниками
    14.06.2024
    За и против: встреча с кровными родственниками
    «Для подростка общение с кровными родственниками может стать дополнительной опорой. Ведь это те люди, которые могут рассказывать ему историю семьи, историю его раннего детства, которую он не помнит».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»