18+
Выходит с 1995 года
7 января 2025
Современная психологическая молодежь: время выбора ориентиров

Любая наука — и психология никоим образом не исключение — представляет собой деятельность профессионалов разных поколений, направленную на получение и обоснование научного знания в какой-то предметной области, причем преемственность в развитии науки обеспечивается сменой научных поколений. Традиционно ведущая роль в этом процессе принадлежит старшим поколениям, чьи нормы и ценности ассимилируются научной молодежью. В науковедении известна теория научных эстафет, широко распространено понятие «научная школа», предполагающее, что полноценной школой может считаться лишь имеющая не менее трех поколений ученых. Данная публикация посвящена проблеме научной молодежи в современной психологии. Такая проблема есть, по мнению автора настоящих строк, и она является весьма острой.

Казалось бы, психологи в силу своих профессиональных интересов должны уделять особое внимание изучению становления молодых ученых-психологов. Однако, получается, что и в данном случае, увы, неединичном, «сапожник оказывается без сапог». В российской науке так и не появились полноценные социология психологии и философия психологии, что существенно затрудняет решение многих важных задач.

Коротко рассмотрим изменения, происходившие в отечественном психологическом сообществе в последние полвека. В 1970-е гг. наблюдалось повальное увлечение молодых психологов методологическими и теоретическими вопросами, повсеместно возникали научные дискуссии. Это коррелировало с процессами в большой науке, где вопросы методологии и теории психологии активно обсуждались. Однако в 1980-е — и особенно интенсивно — в 1990-е гг. происходит резкое падение интереса к теориям и вообще к академической науке. Дабы не быть голословными, приведем свидетельство В.Н. Дружинина (1998): «От студента конца восьмидесятых современного отличает меньший инфантилизм, а также совершенная незаинтересованность в фундаментальном научном знании…» [1, с. 242].

В настоящее время эта тенденция практически достигла предела. Можно смело констатировать, что студенты-психологи — будущее нашей науки — уверенно делают свой выбор: если полвека назад изучающие психологию активно интересовались теоретическими проблемами, вопросами и подходами, то в последующие годы интерес к теории неуклонно падал. За эти годы расцвела психологическая практика, стремительно росло желание заниматься практическими вопросами, сосредоточенными главным образом в области психотерапии, другими «человеко-ориентированными» практиками и иными способами личностной коррекции. При желании в этом можно видеть стремление начинающих психологов быть полезным людям, что можно только приветствовать. Трудно не заметить, однако, что за этим может скрываться тенденция дистанцироваться от общей теории психологии и ее «трудно решаемых» теоретических проблем. Тогда становится неизбежным вывод о больших проблемах с идентичностью психологов и психологии как науки, ибо отмеченные тенденции свидетельствуют о постепенной утрате психологией статуса фундаментальной науки (во всяком случае, в восприятии существенной части ее представителей).

Обращение к большой науке наше наблюдение полностью подтверждает. Там тоже фиксируется неуклонное и резкое падение интереса к методологии и теории. Более того, ставится под сомнение сам факт существования научной психологии как единой науки. В качестве иллюстрации процитируем работу В.Ф. Петренко (2010): «…расширение проблематики психологической науки, выход ее в практику и освоение новых областей приложения привели к тому, что под именем «психология» скрывается целый букет различных по объектам и методам изучения, а также по формам (для практической психологии) воздействия областей знания о человеке. Отдельные области психологии по системе понятий и методическому инструментарию ближе к родственным областям другой науки (например, социальная психология — к социологии, психофизиология — к физиологии высшей нервной деятельности), чем к ряду областей одноименной науки. Действительно, что общего — в системе понятий и методов — между исследователем, изучающим глаз и зрение лимулиса на кафедре психофизиологии, и психотерапевтом семейной консультации, между социальным психологом, изучающим лидерство в малой группе, и нейропсихологом, разрабатывающим проблему доминантности полушарий головного мозга, или, скажем, психологом, анализирующим художественные конструкты произведения искусства, и детским психологом, изучающим младенчество? На мой взгляд, мало чего общего, кроме гордого имени — психолог (…) Каждая область знания строит свой предмет науки, определяемый в первую очередь спецификой языка и метода этой науки. Возможно, что психология как единая наука со временем распадется на целый конгломерат наук о человеке, как в свое время из философии выделились естественные и гуманитарные науки и в их числе сама психология» [7, с. 134–135].

Таким образом, ясно, что сегодня сама психология находится на грани исчезновения как отдельная научная дисциплина. Это контрастирует с высказываниями ведущих психологов, которые в те же 1970-е гг. предрекали психологии, что она станет наукой будущего, наукой 21 века и т.п. Однако дело обстоит еще хуже. Уже и имя «психология» звучит не так гордо, как в былое время. Если раньше психология высоко котировалась как чрезвычайно перспективная наука, наука будущего, то сейчас заметна отчетливая тенденция к понижению ее статуса. Ныне психология сместилась в самый «низ» научной иерархии: «Как у всякого другого племени, у ученых есть своя иерархия. Место психологов в этой иерархии — в самом низу» [8, c. 17]. Не случайно, что многие психологи сегодня поспешили «перекреститься» в представителей более респектабельных ныне «когнитивной науки» или «нейронауки», поскольку гранты на такие исследования получить проще. Безразличное отношение психологов старших поколений к судьбе своей науки естественно транслируется и усваивается молодыми психологами, только начинающими свою профессиональную деятельность. В настоящее время мы можем констатировать, что положение дел еще более усугубилось. Ориентация на практическую психологию приводит к тому, что подавляющее большинство студентов во время профессионального обучения проявляет интерес исключительно к практико-ориентированным технологиям, начинает коллекционировать сертификаты пройденных курсов и тренингов.

Происходит падение интереса к академической науке, в аспирантуру поступают далеко не самые талантливые выпускники, происходит резкое старение профессорско-преподавательского состава, исчезают научные школы и т.д.

Это одна сторона проблемы. Теоретическое обоснование практической психологии весьма специфично, ориентировано на зарубежные исследования [6]. Как результат, выпускники психологических факультетов все хуже знают классику отечественной психологии. Тенденция обнаружилась довольно давно, чтобы как-то скомпенсировать негативные последствия, Московский психолого-социальный институт с 1994 года начал выпускать 70-томную серию «Психологи отечества», но решить проблему эта масштабная акция не смогла.

В самое последнее время становятся актуальными проблемы, возникающие в психологии в связи с глобализацией. В частности, утверждается, что психология должна отвечать на вызовы современности. Проанализировав тенденции в мировой психологии, авторы приходят к выводу, что в современных условиях имеет место формирование глобальной психологии как многополюсного сетевого образования, причем не в качестве единого теоретического течения, а скорее, как дивергентного развития новых и переосмысленных старых психологических теорий в попытках дать объяснение современным эмпирическим реалиям, порождаемым современным миром [2]. Не имея возможности обсуждать проблему сколь-нибудь подробно, обратим внимание, большинство авторов отмечает, что российская психология должна отстоять свою самобытность и традиции в методологии и теоретических подходах, поскольку ничего похожего в зарубежной психологии просто нет [3, 4, 5]. Современная российская психология находится на пороге масштабных перемен [5]. Какой она будет, зависит в значительной степени от выбора научной молодежи — будущего психологической науки.

Список литературы

  1. Дружинин В.Н. Антимемуары: сборник статей, интервью, стихов. Ярославль: Изд-во «Потребительское Общество “Ещенепоздно!”», 2011. 296 с.
  2. Журавлев А.Л., Мироненко И.А., Юревич А.В. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы. // Психологический журнал. — 2018. — №2. — С. 57–70.
  3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Глобальные вызовы и будущее психологии: развитие психологической науки и практики в цифровом обществе. // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. — С. 698–713.
  4. Мазилов В.А. Психология в эпоху глобализации: поиски собственного пути // Психологический журнал. — 2018. — Том 39. — №6. — С. 149–153.
  5. Мазилов В.А. Предмет психологии. Монография. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. — 186 с.
  6. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. — Ярославль: МАПН, 1998. — 356 с.
  7. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. — М.: Новый хронограф, 2009. — 440 с.
  8. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — М: Астрель: CORPUS, 2010. — 335 с.

Источник: Мазилов В.А. Современная психологическая молодежь: время выбора ориентиров // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация. материалы X Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.В. Прониной. Владимир, 2021. С. 19–23.

Фото: сайт ЯГПУ

В статье упомянуты
Комментарии
  • Мариям Равильевна Арпентьева
    13.07.2022 в 12:31:57

    Уважаемый Владимир Александрович! Понравилась Ваша важная и интересная статья. Хочу только "внести свои пять копеек": давайте не будем все же сбрасывать со счетов взрослых . Не только молодежь, но и взрослые представители психологии, оказывают большое воздействие на то, куда и как пойдет психология, чем она станет и станет ли. Я уверена, что психология будет, другой вопрос, что сейчас, при нынешнем уровне морально-нравственной зрелости многих представителей рода человеческого, раскрывать многим "секреты" психики не только опасно, но и бесполезно... Я много раз наблюдала, как студенты и уже взрослые слушатели совершенно "бесчувственны" даже к фактам, не только к теориям, психической активности / жизни. Помню, как меня потрясли результаты кандидатской работы М. Полевой под руководством В.А. Петровского. Не видела, чтобы они потрясли еще кого-то. Читала сейчас статью Б.М. Величковского... интереснейшие выводы... (статья для студента непростая, дочитать еще нужно как то до конца и не заснуть) ,а ведь их еще не только прочитать нужно. но и понять... Многие взрослые и молодые "психологи", в том числе и прошедшие 7-месячные курсы переподговки (в Калужском государственном педагогическом университете их в свое время называли "недоношенными") , и прошедшие горе-аспирантуры (с уровнем транслируемых компетенций, равных уровню в лучшем случае первого курса) , в отсуствие поддержки действительно талантивых молодых и направленного "выживания" с мест работы взрослых специалистов, интересующихся методологическими и интегративными проблемами, просто приговорены обстоятельствами к тому, чтобы оставаться никем и постулировать "никчемный" статус психологии. Попав в МГУ им. М.В, ЛОмоносова уже аспирантом, я удивлялась тому, что студенты МГУ интересуются у академиков тому, как написать введение, шумят на лекциях и т.д., вместо того, чтобы слушать, затаив дыхание... и это - при всей невероятной, огромной харизме этих самых - академиков... Я- понимаю, например, что передо мной "Боги психологии", а студенты - не понимают... Эффект отсуствия дистанции или отсутствия уважения как такового? Чувство собственной значимости на фоне тотальнго невежества? Детоцентризм и его основное последствие - - десакрализация? В части регионов страны и мира есть мощные школы, например, в России, есть Ярославская школа. В части регионов, как в Калуге, нет и не будет ничего, кроме попыток вяло сражаться за место под неярко светящим солнцем коррупции, дрязг и стяжательства. Иерархия (ценностей) самих психологов (от старых до юных) - вот вопрос, который решает многое. Если мы сами себя уважаем, уважаем коллег, уважаем то, чем занимаемся, мы никогда не "плюнем в лицо" себе или психологии, проскандировав, захлебываясь от радости, что "психология - не наука". Не будем писать работ, исходя из веры в то, что "бумага стерпит", главное - получить степень и "вознестись"... Но уже со студенческого возраста, с 1 курса, я слышала, к счастью, немногочисленные, "романтические констатации" ненаучности психологии. Мне повезло быть по образованию еще и химиком (отделение "химия и психология" существует в МПГУ до сих пор), и я могут сравнивать: эту одну из сложнейших естественных наук и психологию как одну из сложнейших - гуманитарных. Разница какая-то есть, конечно) Но не большая, везде есть концепции и антиконцепции, доктрины и антидоктрины, понятия и антипонятия... и даже антифеномены... есть - споры и множественность. Везде же есть любители типа меня "смешать в стакане соду. мыло и уксус и посмотреть ЧЕВО ВЫЙДЕТ" и другие любители "обклеить стены сертификатами". Я люблю практику, это эффектно и в химии, и в психологии. Я выбираю, какой сертификат мне нужен и нужен ли... В этом контексте ДИКО слушать многочисленные распростанившиеся сейчас "вебинары" от людей, чей уровень знаний стремится к нулю, но зато они чьи-то дети, члены чьих то семей или просто - "хорошие знакомые хороших накомых".... Дико, когда на место уволенного "не переизбранного" в борьбе за луч искуственного света. доктора психологических наук берут учителя английского... Моя подруга -экономист, говорит, что ей жалко студентов: кто им будет преподавать, если преподавать - некому... Экономика ведь, кстати, тоже - не наука вроде бы... Но если люди не тянутся в теорию, то, наверное, их уровень и тип развития не для этого. В советское время было мало психологов, но зато - они были и никто не сомневался в их "доношенности". И работы были - прекрасные... Я помню в 1994 году в Горьковской библиотеке читала зарубежную статью 1991 года "а-ля" исследования А.А. Бодалева в середине ХХ века... И статья была ХУЖЕ, слабее, фрагментарнее... методологически слабее... А есть огромный спектр зарубежных работ которые в разы мощнее российских... все - есть... и всегда было и будет. Науку ведь не страна делает, а ученый... страна только может помогать или мешать. Все это очевидно, если смотреть на психологию как науку, если не забивать голову чужими оценками ... а глобализация да, - забивает... Интегративность важна, она - насущная проблема... не просто "дивергенция", а иерархическое упорядочивание. Конечно, нужен уровень знаний соответствующий... и нужен интерес. Я много раз убеждалась, что Вселенная - изобильна, в том числе и психологами, в том числе и - теоретиками) вопрос в том еще, что всему свое время и место... сейчас, возможно, оно еще не настало, а возможно, психологическое сообщество просто ИГНОРИРУЕТ имеющиеся иследования... не секрет ведь, что многие люди (специалисты) стали читать меньше и фрагментарнее ... Например, нет автора в РИНЦ- и он уже не будет прочитан... Еще более интересно, когда слышишь от
    не от студентов, а от кандиадтов и докторов - своих же наук - что "мы не можем это прочитать"... Уже и читать - не умеют...
    Также, если человек поленился прорекламировать себя и не нашел, кто его прорекламирует, - и кто нем будет знать? Я сужу даже по местному для меня ТВ и радио... Сужу по в вебинарам и семинарам всей страны... Либо - в лучшем случае - известные имена ведущих специалистов (слава Богу), либо - кто сумел протиснуться... Вспоминаю рассказы одного своего прекрасного студенческого преподавателя, З.С. Целенко, о психологах Ленинградской школы... прямо из лаборатории - в аудиторию.. и - назад, скорее, туда... Какую любовь к науке нужно было иметь и каким профессионалом - быть... Любовь к истине - облеченную в научный или междисциплинарный "формат" - сейчас формируют далеко не везде... а там, где есть возможность словчить и протиснуться быстрее - всегда было много "шустрых и быстрых", прыгающих из небытия по спирали "самовознесения"

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»