18+
Выходит с 1995 года
9 ноября 2025
Онлайн-консультирование: возможности, ограничения и профессиональная ответственность

Введение

Научный интерес к сфере онлайн-консультирования растет во всем мире. Россия одной из первых начала систематизировать эту область: еще в 2004 году была основана Федерация психологов-консультантов онлайн (ФПКО), которая ставит своей целью развитие как теории, так и практики дистанционной психологической помощи. С 2010 года профессиональное сообщество выпускает научно-практический журнал «Психологическое консультирование онлайн». Эффективность этого формата подтверждается глобальными исследованиями. Так, в масштабном обзоре, проведенном группой ученых под руководством де Битенкур Мачадо, проанализировано 59 научных работ и сделан однозначный вывод: онлайн-психотерапия демонстрирует результативность, сопоставимую с традиционной очной помощью [5].

В последние годы онлайн-консультирование стало неотъемлемой частью психологической помощи. Цифровая форма взаимодействия между клиентом и специалистом предлагает новые горизонты, но несёт с собой и риски. В этой статье мы хотим разобрать, почему современное общество выбирает онлайн-психотерапию, в чём её преимущества и ограничения и почему искусственный интеллект не способен заменить психолога-профессионала.

Почему онлайн-формат стал популярным

Развитие интернета, смартфонов и видеоплатформ (Zoom, Skype, WhatsApp) сделало дистанционные консультации простыми и привычными. Пандемия COVID-19 с закрытием офисов, ограничением очных встреч, необходимостью психологической поддержки в условиях изоляции усилила этот тренд, вынудив миллионы специалистов перейти в онлайн-формат [4].

Онлайн-формат позволил стереть географические и социальные границы.

  • Для жителей малых городов, удаленных районов и сел стало возможным получить квалифицированную помощь специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга или даже другой страны, не выезжая из дома.
  • Для людей с ограниченными возможностями, молодых мам, пожилых людей это спасение и шанс позаботиться о своем ментальном здоровье, не преодолевая барьеры и экономя значительное время.
  • Для тех, чей график «не вписывается» в стандартные часы приема, это гибкость и возможность провести сессию в обеденный перерыв или поздно вечером.
  • Для тех, кто часто бывает в командировках или переехал в другую страну, это возможность регулярно получать помощь и поддержку от одного и того же специалиста.
  • Для тех, кто переехал в другую страну, это возможность получать помощь и поддержку от специалиста с тем же культурным кодом.

Шведские исследования подтвердили результативность онлайн-формата психологической помощи для детей младшего школьного возраста. Согласно данным исследования, проведённого Lalouni с соавторами в 2018 году [9], дистанционная психологическая работа демонстрирует высокую эффективность при работе с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. Это открытие расширяет возможности оказания психологической поддержки юным клиентам, делая помощь более доступной и гибкой в современных условиях.

Для клиентов онлайн-формат это:

  • удобство и мобильность, возможно подключение из любого места (дом, гостиница, офис, поездка на отдых, командировка), гибкость расписания;
  • значительная экономия времени, поскольку не тратится время на дорогу до кабинета психолога и обратно;
  • ощущение безопасности, анонимности: общение в привычной среде снижает тревожность, становится легче делиться своими переживаниями и мыслями;
  • иногда единственный выход получения психологической помощи: низкая мобильность, некоторые нозологии (например, во время обостренной фазы агорафобии или социальной тревожности).

Кроме того, дистанционная форма часто снижает барьер обращения к психологу — особенно у людей, испытывающих социальную тревогу [3].

У клиентов возникает закономерный вопрос: а можно ли по-настоящему раскрыться, глядя в камеру? А насколько эффективна будет такая терапия? Многие клиенты и терапевты с удивлением обнаруживают, что иногда даже легче. Формат «из дома в дом» создает уникальное чувство безопасности. Вы находитесь в знакомом, контролируемом пространстве. Нет необходимости смотреть психологу прямо в глаза — можно отвести взгляд в сторону, сфокусироваться на своих ощущениях. Дополнительный контроль хода сессии, когда её можно завершить буквально нажатием одной клавиши. Для людей с высокой тревожностью или социофобией это часто становится решающим фактором, позволяющим сделать первый шаг. «Быть на своей территории» — это мощный терапевтический ресурс. Вы можете держать в руках чашку любимого чая, укутаться в плед. Эти мелочи создают опору, которая помогает говорить о важном и сложном для вас.

Сегодня современные платформы Zoom, Teams, Телеграмм, ЯндексТелемост, МТСЛинк предоставляют возможность проведения видеоконсультирования в реальном времени и в том числе позволяют осуществлять различные терапевтические задачи за счёт:

  • встроенных инструментов: возможность использовать чат, делиться экраном для работы с техниками, вести совместные записи на онлайн-доске, отправлять файлы и домашние задания;
  • разнообразия форматов: кроме классических видеосессий, популярность набирает терапия в формате обмена голосовыми сообщениями или текстом, что позволяет глубже прорабатывать мысли.

Преимущества онлайн-консультирования: что говорят исследования

Онлайн-терапия имеет научно подтверждённую эффективность, особенно в рамках когнитивно-поведенческого подхода (КПТ).

  • Онлайн-КПТ при депрессии. Систематический обзор показал, что интернет-терапия значительно улучшает качество жизни у взрослых с депрессией [6].
  • Онлайн-интервенции при COVID-19-дистрессе. Метаанализ 13 исследований (N=1897) продемонстрировал, что онлайн-терапия снижает тревогу, депрессию и стресс [2].
  • Сравнительная эффективность онлайн- и очной терапии. Исследования Interapy (Университет Амстердама) показали, что результаты дистанционной КПТ сопоставимы с очной терапией по уровню улучшений [11].
  • Этические и организационные аспекты. В обзоре Stoll, Müller, Trachsel отмечается, что онлайн-психотерапия эффективна, но требует строгих стандартов конфиденциальности, технической устойчивости и этической ответственности [12].
  • Российский контекст. По данным Т.А. Степановой, онлайн-консультирование в России позволяет охватить труднодоступные регионы и группы, но создаёт сложности с невербальными каналами общения и безопасным пространством [1].

Издержки, ограничения и случаи, когда онлайн-формат может быть неэффективен

Конечно, онлайн-терапия имеет свои нюансы и ограничения, например:

По мнению Джулии Хей, в ситуациях, когда очный формат взаимодействия невозможен, дистанционная поддержка выступает как жизненно важная альтернатива. Она может стать тем самым спасательным кругом, который поможет человеку удержаться на плаву в период кризиса [7]. Автор подчеркивает, что частичная помощь лучше, чем ее полное отсутствие в тяжелое для человека время. Важно понимать: любая форма профессиональной поддержки ценна, если она помогает предотвратить ухудшение состояния клиента и даёт ему возможность справиться с кризисной ситуацией.

Искусственный интеллект и границы его применения

Искусственный интеллект может быть полезен как дополнительный инструмент: поддерживающие упражнения, мониторинг настроения, напоминания, базовая информация. Но основной терапевтический процесс — диагностика, глубокая работа, перенос, сопротивление, изменение поведения — принадлежит человеку с образованием (клинический психолог, психотерапевт, психолог-консультант).

Искусственный интеллект активно внедряется в сферу психического здоровья через различные приложения для самопомощи: чат-боты, трекеры настроения, когнитивные тренажёры. Однако, как подчёркивают исследователи [9; 10], искусственный интеллект не способен заменить психолога, живого специалиста, потому что:

  • отсутствует эмпатия в настоящем смысле (не чувствует, не проживает вместе эмоции);
  • отсутствует гибкость мышления, способность адаптироваться к уникальным ситуациям;
  • отсутствует интуиция и опыт, профессиональное чутье, основанное на многолетней практике и насмотренности;
  • не обладает истинным сознанием и человеческим опытом;
  • не обладает навыками глубокой проработки при работе с бессознательным и сложными психологическими процессами;
  • не способен держать комплексный клинический контакт, не может корректно реагировать на кризисные состояния, особенно суицидальные или психотические;
  • не может удерживать и интерпретировать сложные контексты переноса и сопротивления;
  • не несёт профессиональной, этической ответственности при принятии решений с учетом моральных норм;
  • может давать ошибочные или неэтичные советы при кризисных состояниях, что влечет за собой тяжелые риски;
  • не имеет надлежащего стандарта и не регулируется действующим законодательством, что подвергает пользователя риску неправильной информации или неправильной поддержки.

ИИ-помощники могут быть полезны как дополнение — инструмент саморефлексии, поддерживающий навык между сессиями, но не как замена живого консультанта.

Профессиональные стандарты и ответственность

Для квалифицированного онлайн-консультирования требуется:

  • наличие высшего психологического образования или профессиональной переподготовки, диплома, определяющего право ведения профессиональной деятельности в области психологического консультирования;
  • специальная подготовка. Специалисты, работающие онлайн, нуждаются в отдельных навыках: владение технологиями, навыками создания «виртуальной безопасности», умением работать с прерываниями, нарушениями приватности;
  • этические стандарты. Практика онлайн должна соответствовать профессиональным этическим кодексам;
  • системы надзора и супервизии. Важна внешняя проверка, супервизии, обмен опытом, постоянное совершенствование метода онлайн-работы, регулярного повышения квалификации;
  • юридические рамки и защита данных. Соблюдение требований к защите персональных данных, защита приватности, особенно когда консультация происходит через общие сети, возможно использование шифрования, безопасных платформ.

Онлайн-консультирование должно оставаться частью профессиональной практики, а не заменой терапии «вживую».

Из практического опыта

Представляем несколько коротких выдержек случаев из личного опыта и опыта коллег, работающих в онлайн-консультировании.

Кейс №1. Женщина 35 лет из провинциального города. Личное консультирование исключала для себя и предпочла формат работы с психологом онлайн. Онлайн-терапия помогла ей справиться с тревогой и одиночеством, она научилась владеть техниками саморегуляции. Качество жизни ее значительно улучшилось. Однако в ходе терапевтической работы при соприкосновении с глубинными психическими процессами экран ее ноутбука создавал значительный барьер, женщина не чувствовала себя в безопасности, ей хотелось большей поддержки и личного присутствия со стороны психолога. Специалист предложил сменить формат работы и перейти к очным встречам, клиентка спустя время согласилась.

Кейс №2. Подросток 16 лет предпочёл онлайн-консультации, потому что ему было неловко идти в кабинет психолога. Этот формат стал «входом» в психотерапию. Позже, при укреплении доверия, он согласился на очные встречи. Из опыта практической работы с подростками можно сказать, что подростки часто уклоняются от домашнего окружения и не хотят формат работы онлайн, так как их разговоры со специалистом «слушают» родители, дома нет ощущения приватности, не очень хорошее интернет-соединение, теряется контакт.

Кейс №3. Мужчина, 45 лет, врачом психиатром диагностировано ОКР, аэрофобия. У психолога был на очных сессиях несколько раз. Из-за загруженности на работе, чтобы продолжать терапию, предпочел формат работы онлайн. Эффективность и качество терапевтической работы через полгода были налицо: командировки на Север, карьерный рост, обретение спокойствия и уверенности, напряжение, которые создавали обсессии и компульсии, ушло.

Выводы

  1. Онлайн-психотерапия — устойчивая тенденция, отражающая цифровую трансформацию общества. Она повышает доступность психологической помощи, расширяет географию специалистов, создаёт комфорт для клиента. Для клиентов важно понимать, что формат влияет на характер терапии: возможны ограничения, надо выбирать платформы с гарантией конфиденциальности, работать с дипломированным специалистом. И учитывать, что дистанционный формат не отменяет потребности в человеческом контакте.
  2. Онлайн-психотерапия — не временная мода, а полноценный инструмент психологической помощи. Её преимущества очевидны: доступность, эффективность, мобильность. Но она не универсальна и не заменяет живого специалиста в кризисных и глубинных запросах. Для специалистов важно развивать навыки онлайн-работы, соблюдать профессиональную этику, стандарты компетенции, обеспечивать качество.
  3. Будущее психотерапии — в гибридной модели, где технологии поддерживают, а не вытесняют человека. Искусственный интеллект может симулировать разговор, но только человек способен услышать боль, технологии помогают, а человек исцеляет.
  4. Онлайн-терапия стала частью нашей реальности, а значит, требуется рассмотреть вопрос корректировки программ подготовки специалистов с учётом особенности работы в цифровой среде.
  5. Регуляторы и профессиональные сообщества должны постоянно адаптировать нормы, стандарты, правила лицензирования и защиты данных к новым условиям.

Онлайн-консультирование — это инструмент, который вернул человеку право и возможность выбирать, когда, где и как заботиться о своем внутреннем мире и психическом здоровье. В эпоху, когда мы как никогда связаны технологически, но порой так одиноки, возможность быть услышанным через «стекло» экрана — это не просто удобство. Это шаг к обществу, в котором забота о ментальном здоровье перестает быть табу и становится частью повседневной культуры заботы о себе. И если раньше дойти до кабинета психолога было подвигом, то сегодня достаточно сделать один клик. Главное — найти в себе силы его сделать.

Список литературы

  1. Степанова Т.А. Преимущества и трудности психологического консультирования онлайн // Транзакционный анализ в России. 2023. Т. 3. №2. С. 42-45. DOI: 10.56478/taruj20233242-45
  2. Andersson G., Cuijpers P., Carlbring P., et al. Guided Internet-based vs. face-to-face cognitive behavior therapy for psychiatric and somatic disorders: A systematic review and meta-analysis // World Psychiatry. 2014. Vol. 13(3). P. 288–295. DOI: 10.1002/wps.20151
  3. Barak A., Hen L., Boniel-Nissim M., Shapira N. A comprehensive review and a meta-analysis of the effectiveness of Internet-based psychotherapeutic interventions // Journal of Technology in Human Services. 2008. Vol. 26(2). P. 109–160. DOI: 10.1080/15228830802094429
  4. Chi X., Zhang J., Zhou Y., Xu Q., Bian Y. The effectiveness and associated factors of online psychotherapy on COVID-19 related distress: A systematic review and meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 1045400. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1045400
  5. de Bitencourt Machado D., Laskoski P.B., Severo C.T., Bassols A.M., Sfoggia A., Kowacs C., Krieger D.V., Torres M.B., Gastaud M.B., Wellausen R.S., Teche S.P., Eizirik C.L. A Psychodynamic Perspective on a Systematic Review of Online Psychotherapy for Adults // British Journal of Psychotherapy. 2016. Vol. 32(1). P. 79-108. DOI: 10.1111/bjp.12204
  6. Fadipe M.F., Aggarwal S., Johnson C.E.S., Beauchamp J.E.S. Effectiveness of online cognitive behavioural therapy on quality of life in adults with depression: A systematic review // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2023. Vol. 30(5). P. 885-898. DOI: 10.1111/jpm.12924
  7. Hay J. Working Online // IDTA Newsletter. 2020. Vol. 15(4). P. 10-17.
  8. Lalouni M., Ljótsson B., Bonnert M., Ssegonja R., Benninga M., Bjureberg J., Högström J., Sahlin H., Simrén M., Feldman I., Hedman-Lagerlöf E., Serlachius E., Olén O. Clinical and Cost Effectiveness of Online Cognitive Behavioral Therapy in Children With Functional Abdominal Pain Disorders // Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2019. Vol. 17(11). P. 2236-2244. DOI: 10.1016/j.cgh.2018.11.043
  9. Martinez-Martin N., Kreitmair K. Ethical issues for direct-to-consumer digital psychotherapy apps: Accountability, data protection, and consent // JMIR Mental Health, 2018. Vol. 5(2). Article e32. DOI: 10.2196/mental.9423
  10. Murali Doraiswamy P., Blease C.R., Bodner K. Artificial Intelligence and the Future of Psychiatry: Insights from a Global Physician Survey. Preprint. DOI: 10.48550/arXiv.1907.12386
  11. Ruwaard J., Lange A., Schrieken B., Emmelkamp P. Efficacy and effectiveness of online cognitive behavioral treatment: A decade of Interapy research // Studies in Health Technology and Informatics. 2011. Vol. 167(1). P. 9-14. PMID: 21685634
  12. Stoll C., Müller J.A., Trachsel M. Ethical issues in online psychotherapy: A narrative review // Frontiers in Psychiatry. 2019. Vol.10. Article 00993. DOI: 10.3389/fpsyt.2019.00993
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»