В пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная 25-летию создания психологической службы МЧС России и Центра экстренной психологической помощи. В ней приняли участие:
- директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу,
- декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко,
- председатель Российского Красного Креста Павел Олегович Савчук,
- руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, председатель Российского общества первой помощи Леонид Игоревич Дежурный.
Участники встречи рассказали о становлении и развитии экстремальной психологии в России, роли волонтерства в оказании психологической помощи и психологической поддержке, а также обсудили актуальные вопросы развития и совершенствования первой помощи.
«Сейчас психологов МЧС чуть более тысячи по всей стране, — рассказала Ю.С. Шойгу. — Мы подсчитали, что за 25 лет работы экстренная психологическая помощь была оказана в более чем полумиллионе случаев».
«Вторая наша большая задача — это забота о психическом здоровье тех людей, которые работают в министерстве, которые ежедневно на своем пути встречаются с экстремальными ситуациями. Третья большая задача, которой занимается наша служба, — психологическое просвещение и работа в области культуры безопасности», — объяснила Ю.С. Шойгу.
«Основная задача экстремальной психологии — помочь людям в разных обстоятельствах, которые выходят за пределы нормальной жизни, сохранять свое психическое здоровье. И, конечно, только усилиями психологической службы МСЧ мы бы не справились. Поэтому на сегодняшний день в каждом регионе создан пул психологов, которые готовы реагировать на чрезвычайные ситуации… Сейчас таких психологов более 6 тысяч. Большую роль играет волонтерство. В начале 2023 года мы подписали соглашение с Красным Крестом, оно уже реализовалось в привлечении добровольцев к помощи в конкретных чрезвычайных ситуациях… И в текущий момент продолжается взаимодействие в Курской области», — рассказала Ю.С. Шойгу.
В ходе пресс-конференции Ю.П. Зинченко так прокомментировал работу над проектом закона о психологической помощи / психологической деятельности в РФ, которая, по его словам, «уже вышла на финишную прямую»: «Это не столько для психологов нужно, это не закон, который регулировал бы честь нашего мундира, а в первую очередь забота о тех людях, которые имеют право на эту помощь».
«С начала года нам удалось оказать помощь более чем 100 тысячам человек: это и психологическая помощь, в рамках очной нашей работы в регионах, которую ведут наши специалисты совместно со специалистами Центра экстренной психологической помощи МЧС России, и наша «горячая линия», которая работала во время всех кризисов, в том числе в «Крокус-сити», и различные форматы онлайн-консультирования…» — рассказал П.О. Савчук.
Л.И. Дежурный начал свое выступление с разграничения понятий: «Первая помощь и медицинская помощь — это два разных вида помощи, равно как психологическая помощь и психологическая поддержка — два разных вида помощи. Медицинская помощь, в том числе скорая медицинская помощь, оказывается медицинскими организациями, психологическая помощь оказывается профессиональными психологами».
«Психологическая поддержка и первая помощь — то, что оказывается людьми, не имеющими специального образования. Простые действия, предпринятые в самом начале, могут быть более эффективны, чем сложные действия, когда ситуация уже зашла в тупик», — отметил Л.И. Дежурный, подчеркнув, что необходимо бороться с мифами, которые существуют и в первой помощи, и в психологической поддержке и, напротив, могут усугубить ситуацию.
Л.И. Дежурный рассказал о приказе об оказании первой помощи, вступившем в силу 1 сентября 2024 года. Напомним, что в Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, к уже указанным в предыдущей версии были, в частности, добавлены острые психологические реакции на стресс.
В завершении встречи Ю.С. Шойгу поделилась планами на будущее: «Мне бы хотелось, чтобы через 25 лет каждый человек в нашей стране владел приемами психологической поддержки, чтобы люди знали больше о том, как они устроены, как работает психика, как помочь себе и окружающим. Хотелось бы, чтобы вышел закон о психологической помощи — не через 25 лет, а пораньше…»
«Основная задача экстремальной психологии — помочь людям в разных обстоятельствах, которые выходят за пределы нормальной жизни, сохранять свое психическое здоровье..."
Уважаемая Юлия Сергеевна!
Для взрослых созданы Клинические рекомендации МЗ РФ по ПТСР, в подготовке которых Вы непосредственно принимали участие. Ведется ли работа по созданию подобных Клинических рекомендаций по ПТСР у детей и подростков в зависимости от их возраста и пола?
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Не могу с Юлией Шойгу в данном случае не согласиться. Я бы добавил диспансеризацию на предмет психических заболеваний и психологических проблем в школах, плюс превентивную психотерапию, создающую надежный фундамент психологической устойчивости на всю жизнь, как отдельный тренинговый предмет в школе.
Со своей стороны могу предложить протокол экстренной психологической помощи, а также лечения ПТСР, который позволяет в 3-7 раз быстрее решать проблемы, чем обычно работают психологи - я проверил на сотнях клиентов.
К примеру, после пребывания 12 дней в зоне боевых действий, где шел интенсивный обмен ударами с обеих сторон в 2022 году, у меня появилась реакция непроизвольного напряжения, если на улице громкие звуки, удары. Пролечил за неделю по 3 минуты в день. Как вам такой бюджет времени на решение проблемы? И такой темп решения типичен для 77% людей.
, чтобы комментировать