Как мы переврали греков
Скажи мне кто твой герой, за что погиб и в каком мифе, и я тебе скажу, кто ты.
ХХ век промчался под властью предания о несчастном царе Эдипе, подавленной эротики и запретной любви. В ХХI царствует искаженный до полной неузнаваемости миф о Нарциссе, сказочка о невероятном успехе и неприкрытой зависти1.
В древнегреческом оригинале речь идет о любви, несчастной, неразделенной, но что с того? Немного об эхе, о том, что всё возвращается, и слова, и дела, и добро, и зло. Короче, олимпийские вседержители наказали Нарцисса неразделённой любовью к собственному отражению за то, что он отверг нимфу Эхо.2
XX век поначалу переработал древнее сказание в детское назидание с Крошкой Енотом и умилительно-угрожающе-предупреждающей песенкой: «И она к тебе вернется!». А потом что-то пошло не так.
В современном мифе о Нарциссе про влюбленность, страсть и возвращение ни слова. Общество таки сделало тот самый один шаг от любви. Нарцисс нашего времени это исчадие ненависти: к себе, к другим, от других. Глагол нашего века — «бесит». Все всех во всем ото всего бесят (любопытно, что могли бы, скажем, сатанеть, но — нет, именно бесятся).
Оригинальному Нарциссу никто не нужен кроме него самого. Новейший Нарцисс не может без общества. Он не в состоянии поддерживать иллюзию собственного величия. Главная постмодернисткая трагедия — свита не играет короля! Более того, эскорт бунтует, мол, царь-то не настоящий! Народ не безмолвствует!
Новоизобретенный Нарцисс вынужден домогаться, требовать, завоевывать, вымучивать восхищение. Подбирать хоть какие-то крохи одобрения, интриговать для отличных оценок, отчаиваться от равнодушия и ненавидеть тех, от кого зависит. Даже если «те» временами его и подхваливают. Нарцисс считает свое окружение не чутким, отвергающим и, не побоимся этого кошмарного слова, токсичным! А себя, понятное дело жертвой абьюзивных отношений. Таковы принципы Зазеркалья.
Ультрамодные нарциссы жаждут любви, но не эротической, кому она сейчас нужна, а безусловной. Поэтому Крошка Енот не в тренде.
Поэтому нарцисс нашего времени в безопасной ситуации, обычно это семья и психотерапевт, старается вести себя побезобразнее, как говорится, полюбите нас черненькими, тогда это будет безусловная любовь. И ни одна живая душа этой любовной жажды не понимает.
Автора!
Теперешние нарциссы ниоткуда не взялись, они были всегда, поскольку нарциссизм важная часть человеческой природы.
Раньше никто, по понятным причинам, эпидемиологических исследований не проводил. Но есть косвенные свидетельства о нарциссах ушедших времен, скажем, упоминания великих писателей, которые остро чувствуют эпоху. В начале XIX века А.С. Пушкин заметил, что современные ему двуногие твари, как один, смотрят в Наполеоны. Позже Ф.М. Достоевский гениально описал переставшую дрожать тварь, вдруг заимевшую право на ликвидацию старушки.
Еще позднее А.П. Чехов делал в записных книжках яркие зарисовки нарциссов: «Дама воображает, что у нее особенный, исключительный организм, который болеет по-особенному — не переносит обыкн. лекарств. Ей кажется, что у нее сын не такой, как у всех, что его нужно воспитывать по-особенному. Она верит в принципы, но думает, что они обязательны для всех, кроме нее, так как она живет при исключительных условиях…»3
Заметим мимоходом, русские писатели, начиная с Н.В. Гоголя всегда поражали психиатров профессиональным описанием психической патологии.
Самостоятельно психиатры взялись за миф о Нарциссе на стыке ХIX-XX, когда стали называть нарциссами людей с отклонениями в сексуальной сфере, возбуждавшихся от собственного тела.
З. Фрейд подхватил идею для оригинальной теории либидо (позитивной, в том числе сексуальной энергии). Объявил, что аутоэротизм, любовь к своему тельцу, является этапом нормального развития грудничка. И придумал этапу название — первичный нарциссизм4.
Современные оппортунисты от психоанализа оспаривают эту идею. Младенец сосет грудь с таким удовольствием, что можно подумать, он ее, грудь то есть, не просто ест, а любит. Никакого себялюбия, только обожание внешнего объекта. А тогда нет его, первичного нарциссизма.
Вторичным нарциссизмом З. Фрейд называл отгороженность от мира при некоторых психических расстройствах, от ипохондрии до парафрении. Свое либидо больной зацикливает на себе, не отдает никому любовь.
Затем все перевернулось с ног на голову. Любовь, эротизм и всяческий позитивизм затерялись во тьме веков. В 70-е годы прошлого века нарциссизм возродился для обозначения надменности, заносчивости и агрессивности некоторых пациентов, которые не поддавались лечению обычным психоанализом.
Собрали из того, что было
Собственно говоря высокомерие, которое считается главным отличительным признаком (патогномоничным) современного клинического нарцисса, таковым не является. Неадекватное самомнение встречается при разных психических расстройствах. Например, при мании, болезненном подъеме настроения, полярной депрессии. Такой больной мнит о себе Бог знает что, пытается верховодить и страшно гневается, если народ не подчиняется. Все остальные симптомы, приписываемые нарциссу, типа отсутствующей эмпатии, тоже не являются специфическими.
Кстати, отсутствующая эмпатия — это часть современного клинического нарциссического мифа. Есть, есть эмпатия при нарциссическом расстройстве, только сфокусированная. Нарцисс лучше других понимает, как к нему на самом деле относятся современники: его не выносят, им тяготятся, он им наскучил. Другое дело, что патологический нарцисс этого знания не выносит, поэтому готов купиться на любую, самую дешевую непотребную лесть.
Из-за отсутствия однозначных симптомов настоящим профессионалам приходится помучиться, прежде чем поставить диагноз нарциссического расстройства личности.
Хвала и хула
С развитием интернета и асоциальных сетей стали распространяться фейки про опасность, токсичность и неизлечимость патологических нарциссов. В доинтернетовскую эпоху к ним было другое отношение.
Еще в 60-е -70-е народ забавлялся, а некоторые даже умилялись от Карлсона, лучшего в мире во всем, от запуска паровых машин до низведения домомучительниц. И никаких проблем с этим классическим нарциссом у Малыша не возникало. И у читателей тоже. Потому что в меру упитанный мужчина был и остается лучшим в мире проказником и выдумщиком. Самое главное, Малыш не зацикливался на том, кто лучший в мире, главным для него были интересная жизнь и приключения.
Но можно быть уверенным, что современные блогеры надергали бы из этих отношений моменты, где Карлсон «абьюзил», «манипулировал». Например, он частенько вымогал у Малыша похвалу и подарки. Раньше это вызвало улыбку, теперь — кондрашку.
На самом деле с тех пор мало что изменилось (сейчас принято прибавлять «от слова совсем»). На клинического нарцисса, как прежде, не нужен нож, его немного воспоешь, и делай с ним что хошь. Выглядит так, что проблемы возникли у тех, кому надо признать кого-то лучшим в мире. Ситуация, которая в старину возникала только с перепоя: «А ты кто такой?! Ты меня не уважаешь?!».
Обилие негативной информации о нарциссах создает иллюзию их вездесущести. Наука говорит, что патологических нарциссов от силы 3-4%, куда меньше, чем больных шизофренией.
Вообще диванные эксперты от популярной психологии запутались сами и запутали доверчивых граждан. То они призывают любить себя, а что это, как не нарциссизм и его культивация? То предлагают бежать от нарциссов, взяв руки в ноги и не оглядываться, чтобы не окаменеть.
Лечить или пусть живут
С мифом о неизлечимости патологического нарциссизма еще страньше. Отцы основатели современной концепции нарциссического расстройства личности (или создатели бренда современного нарциссизма, как принято говорить сейчас), Х. Кохут5 и О. Кернберг6, параллельно разрабатывали и совершенствовали лечение таких пациентов, причем каждый гнул свою линию, один доращивал застрявших в развитии взрослых дитятей, другой конфронтировал с грандиозностью. Они сами вместе с последователями абсолютно были уверены в курабельности, излечимости нарциссического личностного расстройства.
В доказательной медицине это довод. Невысокого класса, называется «мнение эксперта», но тем не менее — аргумент. Убедительные статистические данные пока отсутствуют, но исследования ведут многие школы психотерапии.
Существуют подробные толстенные клинические руководства, в которых изложена конкретная тактика и методы для пациентов с нарциссическим расстройством на разных уровнях тяжести и с различными проявлениями, например, в терапии, сфокусированной на переносе. Здесь работает довод «по классу». Терапия статистически, по всем правилам доказательной медицины, показала свою эффективность у «одноклассника» нарциссического расстройства — пограничного расстройства личности.
О. Кернберг оговаривается, что есть формы злокачественного нарциссизма, обычно это пациенты с «синдромом мертвой матери» (просто мороз по коже от этих терминов, лучше бы назвали таких холодных матерей Снежными королевами), которые практически неизлечимы. Но так и при гипертонической болезни встречается злокачественная форма, но никто не кричит о неизлечимости повышенного артериального давления.
Исследования не подтверждают нежелание патологических нарциссов лечиться. Такие пациенты часто обращаются за помощью, но не с высокомерием, а с его последствиями. Скажем, с депрессией, которая вызывается отсутствием успеха и всеобщего восхищения. То, что специалисты не распознают истинные причины болезни, это не проблема нарциссов. А часто бывает, что психотерапевты и психологи видят клинический нарциссизм там, где его нет, что тоже не приводит к излечению.
А после 40, когда уже виден конец жизни, надежды на чудо не остается, жизнь напоминает лоскутное одеяло, такие пациенты точно приходят с запросом, что с ними не так? Почему жизнь идет наперекосяк? Где оно, счастье?
Диагноз как оружие
В наше время диагноз «нарцисс» не просто стал унижающим психиатрическим ярлыком, он используется как психологическое оружие. Доморощенные диванные эксперты ляпают диагноз своим близким людям во время семейных войн, используют как рычаг давления на «проблемного» члена семейства, унижают в асоциальных сетях собственноручно поставленным диагнозом популярных политиков.
Штемпель нарциссизма как средство массового уничижения характерен для западного цивилизованного общества. Во времена президенства Д. Трампа погромная диагностика действующего президента заставила Американскую психиатрическую ассоциацию выступить с публичным заявлением и напомнить стандарт Голдуотера, запрещающий диагностировать людей, которых вы не видели лично7.
Диагноз уже настолько популярен как бытовое ругательство, что рискует превратиться в оскорбление нарицательное, как «дебил», которое до настоящего времени в психиатрии означает лёгкую степень врожденного слабоумия, но за пределами медицины используется для принижения оппонента. Без всякой предварительной диагностики, разумеется.
Нечто подобное в XIX веке творилось с истерией, когда психиатры боролись с враждебностью общества к истерикам, точнее «истеричкам», т.к. со времен Гиппократа это был женский диагноз — «бешенство матки».
Авторитетные медики публично вступались за женщин, объясняли, что такие пациентки обладают самыми благородными и достойными восхищения чувствами. Все зря. Уже в XX веке эксперты изменил название болезни с «истерического» на «гистерионное (театральное)», но уничижительное «ведёшь себя как истеричка», в том числе по отношению к мужчинам, ушло в народ.
Диагноз превратился в клише. Сейчас редактор, пожалуй, что и вычеркнет как затасканное выражение «всеобщая истерия по поводу нарциссизма».
Издаваемые по теме нарциссизма книги наперебой поддерживают демонический настрой. Достаточно подойти к полке в книжном магазине, чтобы начать ужасаться: «Осторожно, нарцисс!»; «Кругом одни нарциссы»; «Почему всё дело в тебе?»; «Опасный нарцисс!»; «Во власти нарцисса»; «Обезоружить нарцисса» и т.д., и т.п. Главы вторят названиям книг: «Руководство по выживанию»; «Стратегии выживания в мире нарциссов»; «Кто становится жертвой нарцисса»; «Как освободиться от нарцисса»; «Как защититься от нарцисса». Победитель демонического хит-парада названий: «7 смертных грехов нарциссизма».
Что это как не доморощенная «карательная психиатрия»? Выглядит так, что социуму для чего-то нужен враг в лице людей с трудным характером.
Давайте восхищаться
Понятно, против общества идти трудно. Признаться в том, что так хочется кем-то восхититься, ощутить счастливый момент любви, плюнуть на то, кто на самом деле тут лучший, потому что все лучшие, как-то уже и не в тренде. И все же: «Давайте говорить, друг другу комплименты!». Мы все нарциссы, кто-то больше, кто-то меньше. И что с того?
Примечания
1 Поскольку зависть, как и любовь, присуща исключительно человеку, относить ее следует к высшим эмоциям.
2 Кун, Н.А. Мифы и легенды Древней Греции / Н.А. Кун. – М.: АСТ; С.-Пб: Полигон, 2006. – 479 с.
3 Чехов А.П. <Записная книжка IV> // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. – М.: Наука, 1974-1982. Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. – М.: Наука, 1980. – С. 152-181.
4 Фрейд, З. О введении понятия "нарцизм" (1914) / З. Фрейд. – Москва // Психика: структура и функционирование / З. Фрейд. – М.: Академический проект, 2007. – С. 180-207. – (Психологические технологии).
5 Kohut, H. The Analysis of the Self: a Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment of the Narcissistic Personality Disorders. New York: International Universities Press, 1971.
6 Kernberg, O. Borderline Conditions and Pathological Narcissism. New York: New York Universities Press, 1975.
7 Dombek K. The Selfishness Of Others An Essay On The Fear Of Narcissism /K. Dombek. – N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2016. – 160 р.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать