Предлагаем вниманию читателей статью Т.М. Грабенко «Сказочная песочная терапия и ее использование в образовательном процессе». Статья была опубликована в отчетно-методическом журнале «Песочный импульс», в котором представлен опыт Томского регионального отделения Российского Детского фонда по реализации проекта «Песочный импульс. Региональная программа внедрения современных практик песочной терапии в работу учреждений сферы профилактики сиротства Томской области». Он был реализован при поддержке фонда Президентских грантов в 2023-2024 гг. По словам организаторов, проект преследовал две сверхзадачи: повысить качество психолого-педагогической работы в госучреждениях Томской области, работающих с детьми в трудной жизненной ситуации (без попечения родителей, с ОВЗ, инвалидностью, поведенческими нарушениями, дети из кризисных семей), а также снизить уровень профессионального выгорания помогающих специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей, педагогов), работающих в организациях-участниках программы.
Сказочная песочная терапия (СПТ) — отечественный метод, созданный в конце прошлого века сотрудниками Санкт-Петербургского института сказкотерапии (1993–2005). Метод основывается на базовых принципах гуманистического и когнитивно-поведенческого подходов в психотерапии, а также исследованиях отечественных филологов, посвященных народным и авторским сказкам (В.Я. Пропп). Синтез двух популярных педагогических и терапевтических методов оказался чрезвычайно продуктивным. Разворачивание сказочных сюжетов в психологической и педагогической песочнице позволяет человеку в метафорической форме с опорой на архетипический потенциал сказочного действия постичь глубинный смысл собственной проблемной ситуации и увидеть творческие варианты ее преодоления или разрешения.
Обширные дидактические и обучающие возможности привели к широкому использованию СПТ в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для решения задач развития, воспитания, адаптации и психолого-педагогической коррекции поведения.
Методика сформирована и описана в большом количестве научных и образовательных работ. Ее особенность проявляется в определенном алгоритме исследования и анализа клиентских запросов, в способе сопровождения строительства песочных картин в соответствии с развивающимся сказочным сюжетом, в сценарии ведения обсуждения песочных картин с героями проявленного сюжета, в методике интеграции игрового опыта в реальную жизненную ситуацию.
Сказочная песочная терапия основывается на идее о том, что история человека, ребенка, подростка или взрослого — это комплекс событий, переживаний опыта, анализа и истории поиска продуктивных решений из сложившейся ситуации, в данный момент не приведших к желаемому результату. Это есть миф о его жизни, когнитивных, социальных, эмоциональных и духовных ресурсах. Сделать этот миф продуктивным — задача сотворчества подопечного и специалиста.
Метафора встречи в контексте сказочной песочной терапии. Жизнь — цепь событий, ведущих человека от открытия к открытию, от победы к победе. Жизненный сценарий личность «пишет и осуществляет» сама, поэтому и несет ответственность за свою жизнь прежде всего перед самой собой. При этом она находится на одном из этапов личностного развития, который тем или иным образом отражает этап развития сказочного сюжета. Задача специалиста распознать этот этап, принять его вызов, выйти из ловушки и постичь его уроки.
Методологические аспекты метода основываются на этапах развития сказочного сюжета (путь героя) по В.Я. Проппу:
- Рождение героя;
- Жизнь героя в отеческом доме;
- Выход из дома;
- Дорога;
- Встреча с провокаторами и помощниками;
- Обряды инициации;
- Встреча с открытым злом:
- Борьба и победа;
- Дорога домой;
- Встреча со скрытым злом;
- Гибель героя;
- Воскресение героя (мертвая и живая вода);
- Приход в дом под чужой личиной;
- Подготовка к борьбе;
- Борьба и победа;
- Коронация и свадьба.
Так, ориентируясь на этапы развития сказочного сюжета, специалист соотносит запрос подопечных с одним из этапов сюжета. Исходя из чего, определяет вызов (задачу, стоящую перед подопечным), ловушку (совершенные неконструктивные действия) и урок (способы продуктивного решения задачи) данного этапа. Далее озвучивает своему подопечному (подопечным) инструкцию (тему) к строительству картины. Инструкции, как правило, должны отражать перспективу победы, освоение урока, или прохождение героического пути.
Помимо психотерапевтической работы (психотерапевтическая песочница), большое внимание уделяется и педагогическому процессу (педагогическая песочница). Так образовательные игры на песке приобретают все большее значение и используются в различных образовательных учреждениях, входят в программы развития, обучения, коррекции, сопровождения. Поскольку работа в песке значительно обогащает сенсорно-перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную и креативную сферы личности и комплексно воздействует на все модальности, то грамотно организованный процесс исследования, наблюдения, анализа и синтеза, интеграции игрового опыта в учебно-развивающий процесс приносит высокие результаты.
Для осуществления процесса песочной терапии или образовательных игр на песке необходимы следующие материалы:
- Классическая песочница — деревянный ящик размером 70/50/12см [1; 6] дно и борта которого выкрашены в синий или голубой цвет (иногда для решения особых психолого-педагогических задач используются и разноцветные песочницы). А также могут быть использованы интерактивные песочницы дополненной реальности.
- Комплекты миниатюрных фигур, отражающие окружающий мир — люди, флора и фауна, транспорт, жилые и культовые постройки, предметы верований и культа, сказочные герои, природный материал и пр.1.
Занятия по песочной терапии (психологической направленности) или образовательные игры на песке (педагогической направленности) могут стать самостоятельной формой или быть дидактическим модулем, включенным в канву урока (занятия), поддерживающим тематику основного процесса, но имеющим собственную цель и задачи. Занятия (уроки) могут проходить в индивидуальной или групповой форме. Данные занятия могут быть содержанием как обязательным, так и вариативным разделом образовательного процесса в образовательных учреждениях общей или коррекционной (специализированной) направленности.
Ход занятия (урока, дидактического модуля) предполагает:
- Ритуал входа в строительство картины;
- Приемы сопровождения работы строителя;
- Завершение строительных работ в картине;
- Обсуждение картины;
- Открытие, инсайд;
- Ритуал выхода из песочной картины;
- Интеграция игрового образа в реальную, социальную жизнь;
Ритуал входа в песочную картину осуществляется для детей как организационный, в котором появляется фигурка хозяина страны и от его лица декларируются права строителей песочных картин, искателей сокровищ, сражающихся армий, обсуждаются правила группового взаимодействия. Для подростков и взрослых ритуал становится информационно-мотивирующим, в нем идет разговор о методе песочной терапии, о персональной психотерапии Карла Густава Юнга и юнгианской песочнице, о сказкотерапевтическом методе и его достоинствах.
На процесс строительства картины отводится одна пятая часть занятия. При необходимости помощь строителям осуществляется в формате рекомендаций и вопросов. Например: «Из всего многообразия фигур выбери те, которые тебе нравятся, посели их у моря или озера, на берегах реки, в горах или в долинах, лесах или пустынях, в замках, домах, лачугах. Какие животные могут быть в твоей картине? Какие средства передвижения нужны твоим героям?». Завершается работа по истечении отведенного времени либо по решению строителя(строителей), удовлетворенным(-ми) своей работой. Специалист имеет право, следя за работой подопечных, осуществлять тайм менеджмент процесса, помогая вовремя завершить ее. Например: «Вот и приходит к концу время, отведенное на строительство, еще один пристальный взгляд на творение, несколько завершающих действий, и страна оживет!».
Символизм расположения видов ландшафта и фигур на песке. С точки зрения диагностики, активно используемой в проективных и арт-терапевтических методах, построенная картина исследуется с ориентацией на деление поля на три равных части по вертикали. Где левая часть (для правшей) означает прошлое и связь с родительским домом, взаимоотношение со значимыми женщинами рода, центральная часть — настоящее и переживания строителя картины «здесь и сейчас», а правая часть — олицетворяет будущее, социальный и профессиональный рост и статус, взаимодействие со значимыми мужчинами. Если строитель левша, то поле прошлого будет справа, а поле будущего слева.
Далее исследуются ментальные, эмоциональные и событийные процессы, которые будут расположены в картине по горизонтали: верху мысли, в середине — эмоции и чувства, внизу — события и действия. Исследуются виды ландшафта, фигуры и их взаимодействия. Данное исследование валидно при индивидуальной работе или в том случае, когда каждый участник строительства (в групповой работе) работает на своем, выделенном участке песочного поля.
Ведение и обсуждение песочной картины осуществляется специалистом посредством выбранной фигуры героя. Необходимо фигуру представить, кратко рассказать ее историю, обосновав причину ее появления в данной истории (фигура специалиста всегда находится у него в руках и располагается на бортике песочницы).
С этих пор беседа в песочнице осуществляется от фигуры терапевта к фигуре (фигурам), расположенным на песочном листе. Так начинает разворачиваться сказочная история, в которой появившийся путник исследует с помощью героев картины некую историю, являющуюся отражением запроса подопечного. До конца игры исчезает взрослый и ребенок, остаются лишь герои истории, которые осваивают пространство, сражаются, убивают, прячутся, спасают, рискуют, строят, учатся, помогают, наблюдают, объясняют.
Фигура терапевта становится либо акыном (повествующем о том, что можно увидеть в постройке, и используется в том случае, когда строитель по каким-то причинам не готов к разговору), либо любознательным путешественником (задающим открытые вопросы содержательного характера, проясняющие суть происходящего в картине), либо провокатором (побуждающим к неким действиям, направленным на изменение ситуации, которая сложилась в картине, приближающим строителя к постижению необходимых уроков, достижения инсайда) и молчаливым свидетелем (внимающим рассказу строителя о тех событиях, которые, на его взгляд, являются существенными, логически вытекающими одно из другого). Стратегии ведения картины могут меняться в зависимости от того диалога (полилога), который происходит между специалистом и подопечным (подопечными).
Картина может оставаться статичной (неизменяемой), а может быть динамичной (изменяемой, развивающийся). Стратегия любознательного путешественника и провокатора, которую выбирает специалист, может спровоцировать процесс изменений, реконструкций, перестройки.
Обсуждение картины можно считать завершенным, когда ее строитель благодаря совместной работе со специалистом «вышел» на инсайд, совершил открытие психологического аспекта (почему так произошло, что нужно сделать героям, чтобы изменить ситуацию, что создать или что разрушить, что обрести, а от чего отказаться и пр.) или педагогического содержания (обретение определенных знаний, умений и навыков образовательного характера).
При работе специалиста с подопечными любого возраста необходимо неуклонно следовать кодексу песочного терапевта.
Соблюдение территориальных интересов. Картину подопечный (-ые) строит (-ят) самостоятельно, никакие вмешательства в постройку недопустимы, ни на деятельностном, ни на вербальном уровне. При исследовании картины не дается жестких указаний, лишь мягкая провокация: «Покажи, как это было? А что там, за горой? Кто-нибудь знает? А можно ли переплыть эту реку? А что будет, когда поднимется сильный ветер и песком занесет весь город? и пр.». Фигурка терапевта всегда находится на бортике песочницы. Спускается только в тех случаях, когда специалист принимает решение о совместной игре.
Если в песочнице происходит игра групповая, то она может быть параллельной (по инструкции, данной специалистом, или выбранной участниками игры) — создаются самостоятельные государства, разделенные границами, в которых протекает своя особая жизнь, выстроенная хозяином. Игра может быть совместной, различного сюжета: борьбы, конфронтации, содружества, строительства, открытия и освоения новых земель.
Если участники процесса самостоятельно выбирают форму и сюжет игры, то процесс носит диагностический характер. Так, чтобы определить цель и задачи создаваемой программы с использованием сказочной песочной терапии, часто на установочном этапе программы, специалист задает тему: «Своя игра», чтобы определить уровень сформированности определенных компетенций (самопрезентации, работы в команде, креативности, эмпатии и пр.).
Обеспечение эмоциональной безопасности. Специалист посредством выбранной фигуры, исходя из адекватной ситуации стратегий ведения песочной картины (акын, любознательный путешественник, провокатор, молчаливый слушатель), оказывает эмоциональную поддержку, проявляя искренний интерес, радость и удовольствие от общения с героями картины, разделяя с ними и гнев, и обиду, и страх, и стыд, и грусть, и отвращение. Фигура терапевта всегда поддерживает фигуру героя и обозначает эмоции, возникающие в данной ситуации, как ценные, истинные, необходимые для совершения последующих конструктивных действий.
Работа с персоной клиента. Всегда, при любых обстоятельствах педагог, песочный терапевт, работающий в концепции сказкотерапии, опирается на сильные стороны личности, поддерживая и укрепляя способности, взращивая возможности, сопровождая героев истории к победе, номинируя их достижения, обучая фиксировать внимание на успехе, анализировать неудачи, находить конструктивные решения поставленных задач.
Завершение работы и ритуал выхода из песочной картины. Работа в песочнице считается законченной, когда строители картины получили определенные знания, сформировали умения, совершили личные открытия (обычно это проявляется в действиях героев, вербализации происходящего в картине, в резюмировании процесса специалистом от лица терапевтической фигуры). После завершения работы в песочнице важно осуществить процесс интеграции игрового опыта в реальную жизнь. Обычно ведется беседа о том, какой полученный опыт возьмете в свою жизнь, как будете действовать в подобных ситуациях, что предпримете для того, чтобы получить новые знания, найти друзей и помощников и пр.
Специалисты, работающие в контексте сказочной песочной терапии, создают программы различной направленности (по цели, задачам, содержанию), ориентируясь на этапы ее прохождения: установочный, диагностический, поддерживающий, коррекционный (образовательный), диагностический, результирующий, социально-интеграционный.
Так, на установочном этапе происходит знакомство с игроками (подопечными), со сказочной песочной терапией (осуществляется ритуалы входа в песочницу), определяются основные запросы, ожидания и потребности участников процесса.
На первом диагностическом этапе предлагаются игры участников(а) процесса, по таким инструкциям как: «Моя прекрасная страна», «Герои и их подвиги», «Когда я стану взрослым», «Самый лучший друг». (Инструкция задает тему исследования, ибо построенная участником процесса картина и ее обсуждение позволит выявить актуальную задачу, определить уровень сформированности компетенций, определить вектор психолого-педагогической помощи).
На этапе поддерживающем предлагается строительство картин, раскрывающих в более полном объеме те знания, умения и навыки, которые специалист выявил у своих подопечных, как достаточные. Например, «Музей моих открытий и побед», «Три самых верных друга», «Моя сила», «Я творю чудеса» и др. Такие картины укрепляют персону личности, создают прочный фундамент для самопрезентации саморазвития, самокоррекции, самообразования.
На коррекционном (образовательном) этапе формируются, корректируются те компетенции, которые на диагностическом этапе оказались проявлены на низком или недостаточном уровне сформированности. На этом же этапе исследуется новая информация, ассимилируется в опыт. Инструкции могут быть такими: «В поход за сокровищами», «Преодолевая преграды», «Мои провокаторы и помощники», «Как добываются волшебные средства?», «Путь с Учителем».
На втором диагностическом этапе предлагаются игры, которые отражают приобретенные компетенции, и позволяют осознать их значимость. Например: «Мои волшебные силы», «История о том, как добро побеждает», «Нерушимая дружба».
На результирующем этапе подводятся итоги работы, анализируется опыт, исследуются достижения участников как в игровой, так и в учебной, социальной жизни.
На интеграционном этапе осуществляются игровые перформансы для представителей социокультурного пространства, создается контент для образовательных платформ интернета. Если педагог работает в концепции педагогической песочнице, то установочный этап — это ритуал входа в сказочную песочницу. Диагностический этап — игры, выявляющие уровень педагогических компетенций по определенному разделу знаний: «Страна цифр», «Герои сказок А.С. Пушкина», «Жизнь на берегах рек», «Горные хребты Евразии», «на Бородинском поле» и др.
Поддерживающий этап — игры, расширяющие имеющиеся представления, закрепляющие определенные знания.
Образовательный этап — воссоздание, реконструкция на песке событий, информацию о которых участники процесса получают здесь и сейчас.
Диагностический этап — игры, позволяющие исследовать уровень понимания полученной информации и готовность к ее использованию в предлагаемых инструкцией обстоятельствах.
Результирующий и интеграционные этапы подобны психотерапевтической программе и отвечают тем же целям.
Важно уточнить, что все эти этапы могут быть реализованы как на одном занятии (уроке, встрече), так и многочасовом проекте.
Следует отметить, что в настоящее время интерес к песочной терапии продолжает развиваться, а метод сказочной песочной терапии занимает особую нишу. В связи с этим возникает насущная потребность в подготовке специалистов в этом направлении, с которой в должной мере справляются институты подготовки и переподготовки специалистов сопровождающих и обучающих профессий.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать