Буллинг — это вид травли, проявляющийся через преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы (Olweus, 1993). Кроме того, буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [2]. Часто буллинг — это следствие неразрешенного конфликта, проявление результатов неверных действий в конфликтной ситуации. Мы знаем, что от действий педагогов в ситуации выявления буллинга зависит очень многое. Важно правильно диагностировать проблему и выработать определенную, эффективную модель реагирования на ситуацию и ее последующего разрешения.
Каковы же действия администрации образовательной организации и педагогов в случае, если в классе заметили буллинг? В первую очередь, необходимо изучить проблему. Что происходит? Кто включен в ситуацию, как проявляется травля? Как давно она есть? И тому подобные вопросы. Это позволит принять правильное решение и локализовать ситуацию.
Во-вторых, крайне важно исключить неправильное реагирование на ситуацию. Здесь есть две ошибки: первая — занять позицию одной из сторон (плохо, так как усиливает позицию одних и вызывает чувство агрессии или беспомощности у других). Важно, чтобы учитель был нейтрален к ситуации, настроен против буллинга, а не против какой-либо группы или за какую-либо группу. Это позволит разобраться в ситуации и прекратить травлю, в противном случае происходит эскалация конфликта.
Вторая ошибка — обвинить вторую сторону в том, что происходит. Попытка сразу наказать — неправильна, ей должен предшествовать этап разбора ситуации, иначе можно перевести конфликт на другую стадию и усилить негативные отношения и взаимные обиды сторон. Общий посыл таков: «у нас в классе буллинг, он касается всех, давайте его прекратим».
В-третьих, нужно дать однозначную оценку этому явлению для группы, класса и обозначить травлю как проблему группы. Л. Петрановская считает, что пока не называют своим именем это явление — травля или насилие, то участники будут делать вид, что ничего особенного не происходит. Есть опасность, что в случае буллинга участники конфликта будут искать социально приемлемые варианты оправданий, обвинять противоположную сторону в том, что она неправильно себя ведет; не такая, как все, «первая начала» и т.д. [4]. На самом деле — это общая болезнь класса (а в случае если обращение дошло до директора образовательной организации — и болезнь школы), она касается всех, это не проблема одного или нескольких людей, все включены в ситуацию и ведут себя не совсем правильно. Следовательно, лицо, к которому обращаются (директор, педагог, классный руководитель), должны назвать явление (буллинг) и сказать остальным участникам, что это общая трудность и преодолеть ее нужно совместно. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль не деструктивной «альфы», которая «отвечает за здоровье класса». И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Данная позиция крайне значима, потому что чаще всего, сталкиваясь с проявлениями буллинга, родители обращаются к педагогу-психологу на индивидуальную консультацию. Работая со случаем, психолог может влиять на ситуацию исключительно со стороны ребенка, анализируя его поведение и помогая ему стать увереннее в себе или более контактным. Но данный путь достаточно длителен и малоэффективен, потому что проблема заключается не только в ребенке, но и в общем групповом поведении.
Именно поэтому в практике работы МУ «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Ярославля практикуется комплексная работа: индивидуальное консультирование с жертвой буллинга и тренинговая работа с классом по сплочению коллектива и формированию конструктивного взаимодействия обучающихся между собой [1, с. 59]. Причем, как правило, в среде взрослых — родителей и педагогического коллектива — проблема называется своими именами, а среди подростков она может быть микширована в общую проблематику общения — сплочения, без актуализации и конкретизации непосредственно причины работы. Консолидация усилий позволяет обозначить решение проблемы как важное для всех и создает условия для сплочения (ведь это общая задача).
Важнейшую роль в работе играет также определенность позиции взрослого человека и его проактивная, гуманистическая позиция. Когда значимый взрослый (классный руководитель, завуч и т.д.) категорически против буллинга (не против одной или другой стороны — участников конфликта, а против явления как такового), то это явление лишается поддержки и проявления буллинга резко сокращаются. Если педагог (классный руководитель или администратор) однозначно ОТКРЫТО высказывается на стороне жертвы травли, показывая, что он будет противодействовать данному поведению группы, то интенсивность буллинга в коллективе снижается. Разумеется, что при этом важна политика подкрепления позитивного поведения и отсутствие травли теперь уже буллера взрослыми — это только ухудшит ситуацию и может привести травлю в сферу, не контролируемую взрослыми (например, в сеть Интернет). А если открытая позиция педагога подкрепляется его умением выстраивать коммуникацию с подростками на основе правила «общайся спокойно, твердо, доброжелательно», то ситуация начинает меняться в лучшую сторону для всех участников конфликта [3, с. 9].
Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор — следующая важная задача, по мнению Л. Петрановской [4; 5]. Результат не будет прочным, если дети просто изменятся под формальные требования учителя. Задача — вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. После этого необходимо сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Момент, когда прежняя, «плохая» групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Очень важно, чтобы взрослый, который взял ответственность за ситуацию, не бросал группу, наблюдал за происходящим и поддерживал происходящие позитивные изменения. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь.
Проявления буллинга происходят на переменах и уроках, а не только за пределами школьной территории, и в таких случаях важно, чтобы педагоги обращали внимание на происходящее. Действительно обращали, а не ждали, когда само пройдет. Часто это происходит потому, что взрослые испытывают чувство растерянности и незнание того, как правильно реагировать. И в этом случае жертва травли понимает, что ее никто не поддерживает, а остальные понимают, что их действия разрешены. Именно поэтому важна проактивная позиция педагога — заметить, отреагировать, запретить действие, проявить искреннее желание разобраться в ситуации и т.д. Важно присутствовать в школе, наблюдать за поведением детей на переменах и уроках (всегда есть дежурные учителя и дежурные по школе). Все это в большой степени содействует тому, что проявления буллинга снижаются и прекращаются.
Во время работы по предотвращению последствий буллинга нужно проводить индивидуальную, чаще всего психологическую работу с пострадавшим. Жертвам нужны четкие инструкции, что делать, чтобы найти защиту и прекратить насилие. Таким детям для восстановления своей самооценки нужна помощь специалиста. Важно включать детей в ситуацию успеха, чтобы они могли продемонстрировать себя с лучшей стороны перед сверстниками, поднять самооценку.
Но не менее важна и работа с самим классом — ведь это, как мы помним, общая проблема. Поэтому необходимо ввести систему правил общения в классе и провести мероприятия на сплочение. Досуговые мероприятия, командная работа, тренинги, классные часы о дружбе очень важны, полезны и приводят к снятию проявлений буллинга. Важно не поощрять агрессора игнорированием и замалчиванием проявления травли в образовательной организации. Использовать влияние на агрессора извне, формируя нужное общественное мнение. Как только буллер осознает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается. Важно позволить таким детям самоутверждаться в рамках конструктивных проектов.
Библиографический список
- Луканина, М.Ф., Терехова, Е.В., Журавлев, И.Г. Буллинг и моббинг: содержание, характеристики, методы работы / Луканина, М.Ф., Терехова, Е.В., Журавлев, И.Г. // Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательных организациях Ярославской области: практическое пособие / О.В. Иерусалимцева, В.П. Перфилов. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – 91 с.
- Кон, И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html (дата обращения: 04.03.2019.).
- Педагог – родитель – подросток: актуальные вопросы психологии взаимодействия и воспитания [Текст] / сборник практических упражнений в помощь педагогу психологу / под общ. редакцией М.Ф. Луканиной. – Ярославль: Канцлер, 2018. – 164 с.
- Петрановская, Л.В. Травля // Православие и мир. – М., 2003- 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/travlya-1/ (дата обращения: 04.03.2019).
- Петрановская, Л.В. Как можно и как нельзя противостоять школьной травле // Измени одну жизнь. – М., 2003-2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://changeonelife.ru/2016/02/04/lyudmila-petranovskaya-kak-mozhnoi-nel-zya-protivostoyat-shkol-noj-trav le/?gclid=EAIaIQobChMItNjy56zo4AIVROaaCh0B7QlUEAAYASAAE gLgFPD_BwE (дата обращения: 04.03.2019.).
Источник: Луканина М.Ф., Терехова Е.В., Журавлев И.Г., Мельникова Н.Н., Дьяконова Е.А. Алгоритм работы специалиста в случае выявления буллинга в детском коллективе // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: Материалы 73-й научно-практической конференции, Ярославль, 05–06 марта 2019 года. Том 2. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 322–326.
Уважаемые авторы!
Спасибо за материал по опыту работы, направленной против буллинга и виктимизации школьников.
Если возможно, хотелось бы ознакомиться со статистикой по работе Центра с детьми, подвергшихся буллингу, за 2022-2023 годы. И про эффективность противобуллинговой программы, применяемой в Центре.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Добровольная языковая самоколонизация в названии.
Уважаемая Людмила Григорьевна!
А что конкретно в названии не так?
С уважением, Валерий Михайлович.
Уважаемый Валерий Михайлович, если заменить английское слово буллинг на русское слово травля, то смысл названия изменится?
Конечно нет. Поэтому в Думу Проект закона направлен с термином "травля", а не "буллинг".
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Хорошо бы свести "алгоритм" в таблицу, по пунктам, что следует делать, а что - нет.
А можно и к коллегам обратиться с предложением дополнить таблицу своими педагогическими приёмчиками.
Хорошая идея, уважаемый Владимир Александрович. Могла бы получиться хорошая рекомендация для будущей работы психологов в школьном коллективе.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать
Почему-то авторы не участвуют в дискуссии, а была бы от этого польза как авторам, так и детям с которыми они занимаются(+++
, чтобы комментировать