21 марта 2023 — сорок четвёртая годовщина со дня смерти Эвальда Васильевича Ильенкова.
Вместе с Александром Ивановичем Мещеряковым Ильенков был одним из руководителей Загорского эксперимента, как философ подводил под эксперимент теоретическую базу.
Базой этой были: культурно-историческая психология Л.С. Выготского; деятельностный подход А.Н.Леонтьева; а в области философии — диалектико-материалистическая теория познания, от имени которой Ильенков низко поклонился Ольге Ивановне Скороходовой в октябре 1974, когда её награждали орденом Трудового Красного знамени в связи с 60-летием.
Мягко говоря, неправда, что Загорский эксперимент — это только получение высшего образования на психфаке МГУ четвёркой слепоглухих воспитанников Загорского детдома. За эту несчастную байку упорно цепляются в последние десять лет, и я вынужден с не меньшим упорством не упускать ни одного случая объяснять, что на самом деле Загорский эксперимент — это опыт обучения и воспитания всех без исключения воспитанников Загорского детдома, как минимум, в первые десять лет его существования. Четвёрка — лишь вершина айсберга. Ограничивать Загорский эксперимент лишь обучением в МГУ четвёрки — значит фальсифицировать эксперимент, преуменьшая и игнорируя его подлинный научный масштаб и смысл.
Речь шла («Подумать только!» — восклицал А.Н.Леонтьев) о законах формирования психики, о том, что же такое психика и личность. И эта проблематика исследовалась в процессе обучения и воспитания всех загорских воспитанников, от трехлеток до четвёрки.
При этом убедительно опровергалась всевозможная околонаучная мифология, которую разоблачал Ильенков в своих философских работах в течение всех тридцати лет его творчества.
Опровергался физиологический редукционизм — мифы о рефлексах воли, агрессии, альтруизма и т.п. О том, что психика — функция мозга точно так же, как выделение жёлчи — функция печени. (Этому посвящены в работах Ильенкова тысячи страниц, всё много сложнее и хитрее, чем я тут упрощённо формулирую.)
Опровергался кибернетический редукционизм — мифы о процентах информации, поступающей через те или иные (зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный, вкусовой, вестибулярный) «каналы». На самом деле через всяческие «каналы» поступает ровно ноль целых и ноль триллионных процента «информации» — «информация» (ощущения, представления, понятия) создаётся (а не «поступает») в процессе предметной деятельности, и никак иначе.
О «сокровищах души», запертых слепоглухотой в её, души, «сейфе», и говорить нечего. Ильенков, Мещеряков и их единомышленники настаивали на пустоте «сейфа», на том, что, наоборот, сокровищами культуры «сейф» надо заполнить, чем и занимались по мере сил в Загорском «синхрофазотроне общественных наук», в чём, собственно, и состоял «Загорский эксперимент».
Говорят, те или иные представления исчезают только вместе с физическим исчезновением их носителей. Никак иначе их не «опровергнешь», никого ни в чём не «переубедишь». Кто-то сдуру ляпнул публично, что Загорский эксперимент — это только обучение четвёрки в МГУ, и спорить с этим мне — всё равно что плевать против ветра, а не спорить тоже никак нельзя, потому что неправда. Всю жизнь твержу, что пальцевый алфавит, который используется грамотными слепоглухими в общении, правильно называется ДАКТИЛОЛОГИЯ, а никакой не «дактиль». Дактиль — это трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тоническом стихосложении. Но «дактилология» говорят в основном специалисты, а прочие смертные цепляются за более «короткий» вариант. Не вдолбишь этим прочим смертным и то, что дактилология — это именно пальцевый алфавит, а ни в коем случае не самостоятельный язык, в отличие от языка жестов.
Так и с вышеупомянутыми мифами про всевозможные врождённые рефлексы, проценты и каналы информации, наполняющие «сейф души» сокровища и т.п. За них цепляются, и у носителей этих мифов Загорский эксперимент — кость в горле, бельмо на глазу. Дискуссия вокруг Загорского эксперимента и того, что он доказывает, время от времени вспыхивает вновь и вновь…
Фото: информационный портал «Особый взгляд». Э.В. Ильенков (в центре) и слепоглухие студенты Александр Суворов и Наталья Корнеева.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать