18+
Выходит с 1995 года
21 ноября 2024
Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности

Актуальность исследования обусловлена определяющей ролью родительской толерантности в формировании общей толерантности личности, повышении эффективности родительства и семейного воспитания. Она является важнейшим ресурсом стимулирования активности ребенка, становления его субъектности.

В психологических исследованиях Г.Л. Бардиер, В.В. Бойко, С.К. Бондыревой, Г.У. Солдатовой толерантность трактуется как ценность, личностное качество, социальная норма, условие для эффективного общения, цель и результат образования. Ее связывают с социальной адаптированностью; демократичностью в общении; эффективным взаимодействием, обусловленными индивидуально-психологическими характеристиками личности. Выделены различные виды толерантности [1‒4]. Однако родительская толерантность, ее содержательные аспекты редко привлекают внимание исследователей.

В наших предыдущих исследованиях мы разработали модель родительской толерантности, выявили компоненты ее структуры и показали влияние дихотомии «толерантность — интолерантность» на развитие личности ребенка [5, 6]. Данное исследование посвящено выявлению особенностей психологического содержания родительской толерантности при воспитании дошкольников и младших школьников.

Анализ проблемы

Анализ публикаций по теме исследования выявил острый дефицит работ, посвященных родительской толерантности. Данный термин до нас не применялся, хотя отдельные ее проявления рассматривались [7‒9]. Эта парциальность не позволяет представить феномен в полном объеме. Противоречие кроется в том, что системное явление изучается по элементам, не раскрывается его полное содержание. Поэтому возникают следующие вопросы: в чем состоят особенности психологического содержания родительской толерантности? отличается ли оно у отцов и матерей? специфично ли оно при воспитании маленьких детей (5‒10 лет)?

Предложенная нами ранее системно-деятельностная трактовка явления позволяет исследовать все уровни толерантности во взаимодействии и выявить ее действенность. На этой основе мы рассматриваем родительскую толерантность как системную подструктуру личности отца или матери. Она манифестируется на уровне сознания, чувств и поведения родителей и обусловливает в зависимости от модальности ее содержания особенности развития личности ребенка [6].

Методология

Новизна методологии заключается в применении системно-деятельностного подхода в отличие от традиционного парциального, а также в применении авторского диагностического инструментария. В частности, оказались достаточно информативными наша экспресс-диагностика семейного воспитания и отношения родителей к детям и экспресс-диагностика субъектности личности. В дополнение были использованы апробированные в нашей научной школе методики: «Осознанное родительство» (М.О. Ермихина), «Позитивные родительские чувства» (Е.А. Падурина), «Родительская любовь и симпатия» (Е.В. Милюкова) [10]. Завершают перечень психодиагностических средств опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко) [2, 11]. Экспериментальная группа была представлена отцами и матерями из 105 полных семей с детьми в возрасте 5‒10 лет.

Анализ и обсуждение результатов исследования

На основе факторного анализа в структуре родительской толерантности отцов и матерей дошкольников и младших школьников были выявлены 4 фактора, совокупный процент дисперсии которых составил 54,37 (табл. 1)

Фактор I «Эмоциональный» является системообразующим. Значимые веса в нем имеют 11 показателей: позитивное отношение к себе как родителю (F = 89), к родительству как социально-психологическому явлению (F = 87), к ребенку как ценности с его безусловным принятием (F = 0,87) или в связи с его положительными чертами и успехами (F = 86). Важное место в этом факторе занимает родительская любовь (F = 83), положительные чувства к мужу (жене) как родителю (F = 0,74), симпатия к ребенку (F = 68), действенная любовь к нему (F = 53) и др.

Фактор II «Коммуникативная толерантность» включает показатель общей толерантности (F = 97). Однако в нем обнаружены 10 показателей коммуникативной интолерантности, среди которых решающее значение для взаимодействия с ребенком имеют следующие: неприятие и непонимание уникальности другого человека (F = 70), наличие категоричных либо консервативных оценок (F = 69), неуклонное желание переделывать ребенка под свои представления (F = 62), неумение ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка (F = 60), использование в качестве эталона собственной личности (F = 59).

Фактор III «Когнитивный». Его 5 показателей характеризуют сознательное родительство. Это осознание родительских позиций (F = 83), родительских чувств (F = 83), родительской ответственности за ребенка (F = 80), понимание своих родительских установок и ожиданий (F = 79) и ценностей семьи (F = 74).

Фактор IV «Поведенческий». Содержащиеся в нем 6 показателей характеризуют стиль семейного воспитания (F = 62) и сопровождающие его 2 параметра. Это отношение к ребенку (F = 53) и типовое семейное состояние (общая психологическая атмосфера семьи (F = 71), нервно-психическое напряжение (F = 78), чувство вины (F = 75) и тревожность в семье (F = 74)). Факторные структуры родительской толерантности отцов и матерей идентичны. Они имеют по четыре фактора: доминирующий эмоциональный, коммуникативной толерантности, когнитивный и поведенческий (табл. 2).

Различия в структуре родительской толерантности отцов и матерей заключаются в разной наполненности факторов и величине факторных весов. В целом у отцов сильнее, чем у матерей, выражен когнитивный компонент и в меньшей степени — эмоциональный, коммуникативной толерантности и поведенческий. Различия в толерантности отцов и матерей связаны с гендерной и полоролевой спецификой. Отцы преимущественно выполняют инструментальную функцию, а матери — функцию эмоциональной поддержки. Женщины более эмоциональны, а мужчины — рациональны. Кроме того, в детском возрасте выше привязанность детей к матери, поскольку она в большей степени удовлетворяет потребности детей и взаимодействует с ними.

Заключение

Психологическое содержание родительской толерантности по отношению к дошкольникам и младшим школьникам (детский возраст) характеризует толерантного родителя. На эмоциональном уровне в нем присутствует положительное отношение к отцовству и материнству, роли родителя, своим детям и воспитательной деятельности. Когнитивный уровень включает осознанность всех компонентов родительства. Это ценности семьи, воспитательные позиции и установки родителей, их чувства по отношению к детям. Поведенческий уровень представлен гуманным стилем воспитания и проявлениями толерантности во взаимодействии с детьми.

Своеобразие толерантности матерей и отцов по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста выражается прежде всего в более высоком уровне ответственности родителей за ребенка с учетом его возраста. У них доминируют чувства позитивной модальности по отношению к ребенку. Отношение к нему чаще носит безусловный и безоценочный характер. Это связано с тем, что в детском возрасте у ребенка преобладают адаптивные тенденции в развитии личности, он в большей степени зависим от родителей, с которыми идентифицируется и которые являются для него авторитетом. Эта специфика детерминируется различием родительских функций отцов и матерей, а также гендерными особенностями.

Результаты исследования могут применяться в качестве диагностической основы при разработке дифференцированных программ и в индивидуальной работе с родителями, имеющими детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. 119 с.
  2. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, СПб МАПО, 1998. 24 с.
  3. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему. М.; Воронеж: Модек, 2003. 238 с.
  4. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность – две грани межэтнического взаимодействия // Эпоха толерантности: научно-публицистический вестник. 2001. Т. 2. С. 90‒91.
  5. Овчарова Р.В. Психологическая структура родительской толерантности // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. С. 122‒123. DOI: 10.17759/pse.2018230412
  6. Овчарова Р.В. Корреляционное исследование родительской толерантности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7. С. 46–50.
  7. Mondak J., Sanders M. Tolerance and intolerance, 1976–1998 // American Journal of Political Science. 2003. Vol. 47 (3). P. 492–502.
  8. Rostad W. L., Whitaker D. J. The Association Between Reflective Functioning and Parent. Child Relationship Quality // Journal of Child Family Studies. 2016. Vol. 25 (7). P. 2164–2147. DOI: 10.1007/s10826-016-0388-7
  9. Stern J. A., Borelli J. L., Smiley P. A. Assessing parental empathy: A role for showed empathy in child attachment // Attachment and Human Development. 2015. Vol. 17 (1). P. 1–22. DOI: 10.1080/1466734.2014.969749
  10. Овчарова Р. В. Психология родительства: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
  11. Практическая психодиагностика. Методы и тесты / ред. сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.

Источник: Овчарова Р. В. Психологическое содержание факторной структуры родительской толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Том 21. Вып. 1. С. 74–77. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-74-77

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»