Представители психологических проектов «Чистые когниции», Alter, «Стало легче», Inbalansy, «Эпикур», YouTalk, «Новая практика», «Психодемия» и адвокат Максим Никитин отправили письмо с рекомендациями в психологические организации. Текст письма в pdf.
17 октября онлайн-школа психологических профессий «Психодемия» организовала круглый стол, где представители бизнеса, образования и практики в сфере психологии обсудили законопроект психологической помощи, чтобы сформулировать рекомендации. Участники единогласно пришли к выводу — данный текст возможного закона не доработан и не учитывает частную практику психолога-консультанта.
Поэтому по итогам встречи участники круглого стола сформировали письмо, где описали, что принятие законопроекта в такой редакции может вызвать негативные последствия и для психологов, и для их клиентов, и описали свои предложения. Письмо отправлено в Российское психологическое общество и Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу.
По мнению участников круглого стола, принятие законопроекта в таком виде может вызвать:
- Увеличение серой зоны помогающих специалистов. Есть риск, что люди, которые не смогут соответствовать новым требованиям, продолжат работать с людьми, просто не называя себя психологами.
- Услуги психолога станут дороже и менее доступными. Если психологу нужно тратить больше времени и денег, чтобы соблюдать новые требования к профессии, то и стоимость своих консультаций ему придется повышать.
- Повысится коррупция и снизится качество психологической помощи. Сейчас в проекте закона прописано, что одна организация выдает аттестаты всем психологам, что создает почву для коррупции и взяточничества. Кроме того, неизвестны критерии аттестации психологов и лица, которые будут ее проводить. Если неквалифицированные специалисты будут проходить аттестацию, они могут навредить людям, которые обратятся к ним за помощью. У их клиентов может сформироваться негативное представление о психологической помощи, и они не станут обращаться за ней в будущем.
- Конфиденциальность клиента может оказаться под угрозой. В законопроекте сказано, что психолог будет вынужден сообщать информацию о клиенте органам, в том числе ФСИН, по их запросу, но не указано, какую именно.
5 октября стало известно, что Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей направил проект Федерального закона «О психологической помощи в Российской Федерации» на обсуждение профессионального сообщества. Его текст вызывает тревогу и у опытных практикующих психологов, и у тех, кто только собирается войти в профессию — из-за недоработок, неясных нововведений и новых требований к образованию психолога. Например, согласно ему, психологом может считаться только человек, окончивший программу специалитета по психологии и сдавший аттестацию.
Цитаты:
Иона Гусаченко, психолог, методист онлайн-школы «Чистые когниции»:
«На 24 страницы законопроекта у меня 113 вопросов. Крайне важно, чтобы этот законопроект делали в содействии с бизнесом, практикующими психологами, рассматривали его на актуальность и реальную проблематику и выращивали его снизу, а не сверху, координировали совместные цели».
Мария Данина, психолог с опытом работы более 16 лет, основательница онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»:
«По тексту законопроекта непонятен статус людей, которые пришли в профессию после переподготовки на базе высшего образования. В стране много невероятных экспертов такого рода, которые прошли десятки лет дополнительного практического обучения в разных направления именно после переподготовки, но высшего у них нет. Представьте, что вы работаете психологом много лет, и вас поведут в вуз на бакалавриат изучать модели памяти — это никак не поможет специалисту, который уже состоялся профессионально».
Максим Никитин, адвокат:
«Закон лишает психолога право на профессию. В соответствии с Законом об образовании психолог уже психолог после получения соответствующего диплома — странно лишать его этого, заставляя сдавать дополнительный экзамен. В законопроекте не указан исполнительный орган, который будет регулировать деятельность психологов. В целом не прописана система управления со стороны государства и система самоуправления психологов».
Татьяна Дорохова, комьюнити-директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия»:
«Я общаюсь с нашими выпускниками, которые уже практикуют как психологи. Но даже у тех, кто внутренне готов вернуться в вуз, чтобы официально считаться психологом в соответствии с законопроектом, еще миллион вопросов о том, что конкретно будет считаться достаточным образованием. И в тексте об этом не сказано».
Юлия Карасёва, СЕО Inbalansy:
«Если это будет закон, в котором мы как психологическое сообщество решим ряд проблем и ситуаций, хорошо работающий, продуманный закон, то он нам поможет. Самая опасная ситуация — если это будет работающий закон, который плохо сформирован. Мы получим массу рисков для всех».
Круглый стол проходил онлайн, запись можно посмотреть по ссылке.
Организатор круглого стола: «Психодемия» — онлайн-школа психологических профессий, Мария Данина — основательница онлайн-школы «Психодемия», психолог.
Участники круглого стола:
- Екатерина Лупарева — основательница сервиса психологических консультаций «Стало легче», психолог
- Максим Никитин — адвокат, консультирует психологов, автор мини-курса «Психодемии» о юридических аспектах практики психолога
- Марика Чусова — соосновательница сервиса психологических консультаций «Новая практика», психолог
- Иона Гусаченко — психолог, методист онлайн-школы «Чистые когниции» (психообразование и медиапроект для психологов)
- Юлия Карасёва -— психолог, CEO компании Inbalansy, которая предоставляет услуги в области Well-Being и HR-консалтинга для российских и иностранных компаний
- Ольга Китаина — основательница и CEO сервиса психологических консультаций Alter, психолог
- Наталья Кисельникова — психолог, кандидат психологических наук, доцент с 17-летним опытом научной работы, руководитель научной лаборатории «Психодемии»
- Мария Данина — основательница онлайн-школы «Психодемия», психолог
- Татьяна Дорохова — комьюнити-директор онлайн-школы «Психодемия»
Источник: онлайн-школа «Психодемия»
Вот это письмо уже значительно ближе к реальности.
Очень поддерживаю идею, что можно ввести экзамены для тех, кто получил уже образование и практикует, к которым человек может подготовиться экстерном или на платформе типа "Открытое образование". То есть по сути педагогическое, менеджерское и/или пройденное ДПО частично может перекрывать стандарт по изученному материалу. И человек в результате обладает достаточными теоретическими знаниями, практикует успешно, но закон его ограничивает в практике. Это неверно.
Подумалось, что этические нормы, стандарты оказания помощи, аттестация, минимальные требования к психологам, которые именно проводят психотерапию могут меняться в зависимости от развития науки и практики. И куда гибче на это могут реагировать профессиональные сообщества, который представлены в виде ассоциаций по модальностям.
, чтобы комментировать
При обсуждении этого закона нужно учитывать некоторые вещи связанные с тем, что в нашей стране, к великому сожалению, была порочная история психологии и психотерапии. В советское время психологию, на ряду с генетикой и кибернетикой, репрессировали. Далее под помощью при психических расстройствах подразумевали психиатрию и, соответственно психиатрам отдали на откуп этот вопрос, а они преимущественно лечили неврозы нейролептиками, но иногда лишь разбавляя химический угар аутотренингом, гипнозом и другими методами внушения. Психологию, если так можно выразится, стали использовать исходя из оборонных нужд под которыми подразумевались авиация, космос, и пребывание в замкнутых пространствах, но о психотерапии так толком и не думали. Репрессировали психотерапию указом президента от 20.07.1996 и только в отношении психоанализа. Но в сфере организации практической психотерапии это ничего не поменяло. Психотерапия понималась исключительно как медицинская специальность, а психологи могли ей заниматься только на исключительных условиях, что определялось приказом Минздрава «О психотерапевтической помощи», согласно которому, для того что бы стать психотерапевтом врач должен был отработать не менее трех лет психиатром, а психолог мог выполнять психотерапию на основании индивидуальной программы разработанной врачем-психотерапевтом и только в том случае, когда психолог был клиническим психологом.
Но, что еще нужно знать про историю психотерапии в России. Дело в том, что практически этот же приказ определял и количественную доступность психотерапии, согласно приказу кабинет психотерапии должен был обслуживать участок в 25 тысяч населения и, если это был стационар, то 250 коек больницы. Так же приказом предусматривался штат кабинета из врача-психотреапевта, клинического психолога, социального работника, медсестры и санитара. Почему я обо все этом говорю? По той простой причине, что финансировать в таком виде психотерапевтическую помощь было невозможно и в реальности этих кабинетов по всей стране, если не брать частные и ведомственные санатории, было не более 1-2 процентов от требуемого количества. К этому нужно знать, все эти кабинеты подразумевались как основа для финансового обоснования Программы государственных гарантий в сфере здравоохранения. Понимая реальность сложившейся ситуации правительство просто приняло решение убрать из медицинской деятельности психотерапию, для этого оно издало постановление 852 от 1 июня 2021 года О лицензировании медицинской деятельности в котором убрало психотерапию из перечня видов медицинской деятельности и стандартов оказания медицинской помощи. Но, в связи с началом проведения Специальной военной операции в обществе и, соответственно у чиновников возник вопрос, что делать с людьми затронутыми СВО. Весной 2022 года были внесены поправки в постановление О лицензировани медицинской деятельности, согласно которым психотерапию вернули в перечень медицинских специальностей, но, тем самым не была решена проблема обеспеченности/доступности медицинской помощи, так как, при свойственной нашему здравоохранению ситуации с затратами от Внутреннего валового продукта в устоявшихся процентах, организовать такую помощь не реально. В это же время большое количество людей стало обращаться к чиновникам с вопросом: а где же психотерапевты? И теперь чиновники оказались в очередной раз в незавидном положении, так как ответить на этот вопрос не представляется возможным — Паровозы летать не могут.
В сложившихся условиях возникла необходимость решения этого вопроса и государство решило пойти на невозможное — разрешить заниматься психотерапией психологам вне рамок медицинской деятельности. Но, государство, в лице чиновников не знают как это сделать и поэтому оно решило обратится к тому, к кому они считают можно обратится с этим вопросом. Но тут то и стало ясно то, что не старались брать в расчет — невозможность централизованного регулирования сферы психотерапии, а саморегулирование подразумевает то, что не очень нравится государству — нет жестких рычагов регулирования оплаты труда и условий в виде требований к специалистам. Это может не обеспечить формирования достаточного штата специалистов работающих в системе государственных гарантий. Но, в конце концов, государство стоит перед выбором принять закон в таком виде, что бы он обеспечил то, что не удается обеспечить до сих пор, или дать возможность легализовать сложившийся нелегальный рынок психотерапии. Если государство выберет первое, то не ухудшит ли оно ситуацию одновременно и с первым и со вторым? Может ли государство просто предоставить этому сектору экономики дать свободный путь с основой саморегулирования, но обеспечивая, при этом, доступ к психологической помощи для нуждающихся по принципу, о котором часто говорят чиновники, - «Адресная помощь»?
Я уже делал комментарии, как предложения по внесению изменений в этот проект закона, они размещены на этом сайте в статьях:
В.В. Макаров о регулировании психологической и психотерапевтической деятельности
Союз практических психологов подготовил правки к законопроекту
Там предложена преамбула и отзыв.
, чтобы комментировать