Кто есть кто
Людмила Филипповна Обухова
Доктор психологических наук, профессор. Почетный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, МГППУ. Почетный доктор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.
Действительный член РАЕН, член Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).
Член редакционного совета журналов: «Вестник Московского университета. Серия «Психология», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».
В 1960 г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование элементов научного мышления у ребенка», в 1996 г. - докторскую диссертацию на тему «Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке».
В 1970-е г. работала в интернате для слепоглухих в Загорске. Курировала группу слепоглухих студентов, обучавшихся в МГУ.
В 1988-1990 гг. - эксперт ЮНЕСКО по проблеме «Маленький ребёнок и семья».
С 1999 г. заведовала кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ.
С именем Л.Ф Обуховой связано становление факультета психологии образования МГППУ и кафедры возрастной психологии. Людмила Филипповна читала основные базовые дисциплины, была создателем и руководителем международной магистерской программы «Психология развития» в МГППУ. Благодаря ее энтузиазму в МГППУ появились именные аудитории В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других классиков отечественной и зарубежной психологии.
По её инициативе, при её поддержке и участии начиналась и развивается педагогическая и научно-исследовательская работа во многих университетах и педагогических институтах РФ (Архангельск, Нижний Новгород, Сургут, Самара, Дубна и др.).
Ученица П.Я. Гальперина.
Область научных интересов: возрастная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов.
В сфере фундаментальных теоретико-методологических исследований Л.Ф. Обуховой представлена система возможных интерпретаций психического развития ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования: естественнонаучную и культурно-историческую. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих причинах детского развития. Л.Ф. Обухова провела детальный анализ учения Ж. Пиаже и подвергла экспериментальной верификации ряд его положений. Для изучения характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж. Пиаже) она применяла метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
В составе научного коллектива центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца участвовала в разработке программы дошкольного образования
«Истоки», направленной на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.
Читает курсы:
- Возрастная психология
- Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов
- Теория Ж. Пиаже
- Актуальные проблемы современной психологии развития
- Основы общей (генетической) психологии
- Теория П. Я. Гальперина
- Возрастная психология
- Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов
Основные публикации: более 70 научных работ, включая статьи на немецком, английском, французском языках, в том числе
- Этапы развития детского мышления (1972)
- Концепция Жана Пиаже: за и против (1981)
- Современная американская психология развития (1986)
- Формы и функции подражания в детском возрасте (в соавт., 1994)
- Развитие творческого мышления дошкольника» (в соавт., 1995)
- Развитие дивергентного мышления (в соавт., 1995.)
- Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже (1996)
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии (в соавт., 2001)
- Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей (2009)
- Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка (2010)
- Теория П.Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии (2010)
- Современный ребенок: шаги к пониманию (2010)
- Выготский и психология развития в его и наши дни (2012)
- П.Я. Гальперин — равный среди равных (2012)
- Психология развития в начале нового века (2014)
- Л.С. Выготский под знаком времени (2016)
Автор фундаментального учебника «Возрастная психология», многократно переиздававшегося и ставшего классическим.
Награды:
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования
- Медаль в память 850-летия Москвы
- Медаль К.Д. Ушинского
- Орден М.В.Ломоносова
- Почетный знак «Золотое пси»