Кто есть кто
Виктор Алексеевич Ананьев
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (с 2000 г.), почетный член Балтийской педагогической академии, член специализированного экспертного совета при Губернаторе Санкт-Петербурга, Вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, Президент Гильдии психотерапии и тренинга(с 1994 г.). Член редакционного совета журнала «Вестник психотерапии».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2002).
В 1983 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета. Дипломная работа В.А. Ананьева была посвящена проблемам психосоматики и стала основой для дальнейших разработок, которые реализовались в кандидатской диссертации «Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки» (1988). Докторская диссертация была посвящена теме «Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов» (1998).
С 1987 г. работал на кафедре подростковой медицины и валеологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, занимался проведением сеансов психотерапии, гипноза, аутогенной тренировки, стресс-интервью, участвовал в разработке концептуальных основ онтогенетической психосоматики. Интерес к теме психосоматических расстройств являлся центральным в профессиональной деятельности на протяжении всей его жизни.
Уникальные результаты многолетних исследований позволили описать многомерные взаимосвязи соматогенеза, психогенеза и социогенеза болезней адаптации. При обобщении полученных данных В.А. Ананьев использовал методологический потенциал синергетики. В результате были сформулированы основные положения онтогенетической концепции развития болезней адаптации. Им введено понятие «структурный аттрактор болезни», обозначающее функциональные многоуровневые патологические психосоматические системы, которые формируются в процессе онтогенетического развития индивидуума на базе генетических предпосылок и включают в себя как биологические, так и фенотипические факторы. Эти системы представляют собой устойчивые паттерны реагирования на средовые воздействия, выступающие в роли «системы-мишени». Переживание стресса актуализирует аттрактор, что приводит к локальной перегрузке и ведет к развитию конкретного заболевания. Предположение о существовании коридора «нормы адаптации» для каждого уровня и механизмах их взаимодействия создавало основу для дальнейших междисциплинарных исследований, имеющих большое значение для профилактики, лечения и реабилитации пациентов с болезнями адаптации. Изучение личностных особенностей позволило описать универсальную типологию пациентов при болезнях адаптации. В зависимости от специфики эмоционального реагирования и способа разрешения эмоционального конфликта выделены пассивно-гетерономный, активно-автономный и уравновешенный типы. Эти три типа были характерны для пациентов всех групп изучаемых заболеваний, что иллюстрировало неправомерность выделения «специфического эмоционального конфликта» для отдельной нозологии и позволяло предполагать относительную универсальность преморбидных особенностей индивидуума. Позднее, обосновывая задачи профилактики, В.А. Ананьев ввел понятие «общий девиантный синдром адаптации (ОДСА)». Следующим шагом обобщения явилось предположение, что наряду с существованием функциональных патологических психосоматических систем (структурных аттракторов болезни) должны существовать и противоположные системы – «структурные аттракторы здоровья», являющиеся альтернативным путем развития системы в точках бифуркации. В данном случае здоровье рассматривается как «процесс устойчивости неустойчивого взаимодействия адаптационных и компенсаторных механизмов». Итогом исследований В.А. Ананьева также стало утверждение необходимости развития нового научного направления, которое к тому времени уже развивалось за рубежом, – психологии здоровья.
В докторской диссертации В.А. Ананьев также формулирует универсальную профилактическую модель «Цветок потенциалов». Она объединяет в себе семь основных потенциалов («лепестков»), представляющих разные аспекты целостного здоровья человека: интеллектуальный, личностный, эмоциональный, физический, социальный, креативный и духовный. Эти семь аспектов здоровья представляют собой зоны, в которых проявляет себя компетентность человека в отношении обстоятельств своей жизни. «Компетентность» понимается как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для гармоничной адаптации к реальной жизни. В контексте целостного понимания здоровья человека, «быть здоровым» – значит владеть «искусством жить» полноценной жизнью в соответствии с тем, что дано от природы. Компетентности, позволяющие человеку осуществлять свою индивидуальную программу здоровья, и составляют основной предмет изучения в психологии здоровья.
Для реализации идеи целостного изучения здоровья человека под руководством В.А. Ананьева велась разработка интегративных методов оценки здоровья. На основе концепции «Цветок Потенциалов» был создан Мультимодальный Интегративный Опросник МИО-1, который включается в себя 28 шкал, позволяющих оценить компетенции индивида, обеспечивающие его холистическое здоровье на едином теоретическом основании.
В.А. Ананьев - основатель одной из крупнейших в России школы «Интегративной психотерапии». Значение психотерапевтического вмешательства В.А. Ананьев видел в «протекторной» роли психотерапии, задача которой смягчить реактивность «структурного аттрактора болезни», а также в её «модулирующей» функции, призванной способствовать направлению адаптационно-компенсаторных процессов в благоприятную сторону. А.В. Ананьев создал авторский метод – Потрясающую психотерапию (ППТ). ППТ делает акцент на феноменальной организации человека. Жизненная история каждого человека содержит в себе противоречивое сочетание необходимости поддержания гомеостаза (как биологической, так и психологической категории) и стремления к развитию, эволюции. В положениях ППТ это противоречие разрешается через понятие кризиса, потрясения, которые представляют собой «поворотные моменты в жизни человека, в его мировосприятии, когда формируется новый взгляд на действительность». Анализ кризисных переживаний позволяет открыть доступ к внутренним ресурсам человека, заглянуть за пределы семантических полей и продвинуться к «"самости" как центру целостного человека»
Лекции, семинары, тренинги, мастер-классы, книги и статьи В.А. Ананьева послужили основой подготовки десятков тысяч студентов, профессиональных психологов, врачей, учителей, социальных работников и руководителей. Он проводил учебные занятия в Санкт-Петербурге, Самаре, Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Новгороде, Краснодаре, Ижевске и других городах России, занимался психотерапевтическим консультированием.
Основные публикации:
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. – СПб: БПА.,1998. – 148 c.
- Ананьев В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Автореф. дисс. …. д.псх.н. – СПб: МАПО, 1999. – 46 с.
- Ананьев В.А. Концептуальная основа потрясающей психотерапии // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб, 1995.
- Ананьев В.А Введение в потрясающую психотерапию // Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 41-71.
- Ананьев В.А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенными состояниями и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: Автореф. дисс…к.псх.н. – Л.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева.,1988.
- Симаненков В.И., Ананьев В.А. Концептуальные основы онтогенетической психосоматики // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб,1994(а).
- Симаненков В.И., Ананьев В.А. Психосоматическая медицина. Пермь, 1994. (б).
- Ананьев В.А. Человек как психосоматическая система // Валеология человека. Т. 1. СПб, 1996(а).
- Ананьев В.А., Давиденков Д.Н., Петленко В.П., Хомутов Г.А. Этюды валеологии (монография). СПб: БПА, 2001. – 210 с.
- Ананьев В.А., Никифоров Г.С., Гурвич И.Н. и др. Психология здоровья. СПб: СПбГУ, 2001.
- Ананьев В.А. Малыхина Я.В., Васильев М.А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. (монография). – СПб, 2002. – 177 с.
- Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. (монография). – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 171 с.
- Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб, 2006
- Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья: Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. — СПб, 2007
По материалам: Лассан Л.П., Малыхина Я.В. В.А. Ананьев – ученый, учитель, ученик. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 08.08.2014).