Кто есть кто
Ульяна Васильевна Ульенкова
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ.
Профессор Нижегородского государственного педагогического университета. Член Диссертационного совета НГПУ.
Член УМО при Министерстве образования и науки РФ по специальной психологии.
Окончила педагогическое училище, затем в 1951 г. - дошкольное отделение Горьковского государственного педагогического института. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие дедуктивного умозаключающего мышления у детей», в 1984 г. - докторскую диссертацию «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними». Первый доктор психологических наук в Нижнем Новгороде.& Создатель кафедры детской психологии Нижегородского государственного педагогического университета, создатель и первый руководитель аспирантуры при этой кафедре, докторантуры.
В 1955—1959 гг. работала старшим преподавателем, заведующей кафедрой педагогики и психологии Тобольского педагогического института. С 1959 г. преподавала в Горьковском педагогическом институте; заведовала кафедрами общей психологии (1981—1988), детской психологии (1988—1999). Затем — профессор кафедры возрастной и педагогической психологии. Читала курсы «Детская психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Специальная психология», «Психология человека», «Детская практическая психология», «Психодиагностика», «Психотерапия» и др.
У.В.Ульенкова создатель оригинальной научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Впервые в детской психологии разработала теоретические и экспериментальные подходы к решению проблемы диагностики и коррекции детей с задержкой психического развития (ЗПР). Ею создано научное направление по оказанию психологической помощи детям с ЗПР.
Под ее научным руководством защищено около 40 кандидатских диссертаций.
Автор около 180 работ в области возрастной и специальной психологии, в том числе девяти монографий и статей в журналах «Вопросы психологии», «Дефектология», «Дошкольное воспитание», «Народное образование». Основные публикации:
- О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития (Горький, 1980);
- Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними (М., 1983);
- Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности 6-летних детей (Куйбышев, 1984);
- Шестилетние дети с задержкой психического развития (М., 1990);
- Дети с задержкой психического развития (Н.Новгород, 1994);
- Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии (М., 2002);
Награды:
- знак «Отличник народного просвещения»
- медаль «Ветеран труда»
- юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Отличник народного просвещения.