Кто есть кто
Густав Густавович Шпет
Магистр философии.
Философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, педагог. Знал 17 языков.
Действительный член и вице-президент Государственной академии художественных наук.
В 1898 г. поступил в Киевский Императорский университет Святого Владимира на физико-математический факультет. За участие в революционном студенческом движении был исключён из университета и выслан из Киева. В 1901 году, вернувшись после высылки, поступил на историко-филологический факультет, который закончил в 1905 году. Участвовал в «психологической семинарии» Г. И. Челпанова.
Конкурсное сочинение Шпета «Ответил ли Кант на вопросы Юма» было удостоено золотой медали и опубликовано в университетском издательстве.
В 1905-1907 гг. работал учителем в частных гимназиях, в том числе в киевской Фундуклеевской женской гимназии.
В 1907 г. переехал в Москву, читал лекции во многих вузах и гимназиях, в частности в Народном университете А.С. Шанявского, на Высших женских курсах, в педагогическом институте. Ездил в Сорбонну, Эдинбург.
В 1910 году получил звание приват-доцента. Летом 1910 г. вместе с Челпановым посетил ведущие психологические лаборатории немецких университетов: Штумпфа в Берлине, Кюльпе в Бонне, Марбе в Вюрцбурге.
В 1912-1913 годах стажировался в Гёттингенском университете, слушал лекции Гуссерля по феноменологии.
В 1914 г. был открыт Психологический институт при Московском университете, в разработке проекта которого участвовал и Г.Г. Шпет.
В 1916 г. защитил диссертацию на тему «История как проблема логики».
В 1916 г. был избран профессором Высших женских курсов и приват-доцентом Московского университета. Преподавал в Алфёровской гимназии.
В 1918-1921 гг. - профессор историко-филологического факультета МГУ, читал лекции по логике и педагогике.
С 1921 г. - действительный член Российской академии художественных наук, с 1924 г. — вице-президент РАХН (с 1927 года — ГАХН)..
В 1921-1923 гг. возглавлял Институт научной философии, основанный им при факультете общественных наук 1-го МГУ.
С 1932 г. — проректор Академии высшего актёрского мастерства.
Активный участник Московского лингвистического кружка. Член комитета по реформе высшей и средней школы.
В 1935 г. был арестован, отправлен в Енисейск в ссылку, затем переведён в Томск, где занимался переводами (переписка Шиллера с Гёте, «Три разговора…» Беркли и др.). В 1937 г. арестован вторично, обвинён в участии в антисоветской организации и расстрелян. В 1956 г. был посмертно реабилитирован.
Г.Г. Шпет не проводил конкретных исследований по частным вопросам психологии. Его вклад в психологическую науку определяется разработкой методологических проблем, касающихся центральных вопросов психологии, прежде всего ее предмета, методов и основной проблемы — сознания.
Исходным было положение о неотделимости психологии от философии, Шпет считал, что связь психологии с философией является органической, природной.
Шпет считал, что философия должна быть «чистым знанием» и только разум, строгая логическая мысль способны анализировать факты. Любые фантастические построения, умаляющие значение строгого объяснения, не дают их понимания и лишь подрывают доверие к науке.
Разрешая психофизическую проблему постулированием тождества предмета мысли и предмета бытия, Шпет сосредотачивает внимание на том, как это тождество являет себя в мире — в слове. Слово — это не только единица герменевтического анализа, слово — это целое. Разум порождает словесный мир, за рамками которого невозможно познание, однако в слове можно выразить любую вещь, в том числе и сам мир.
В книге «Введение в этническую психологию» критически переосмысливал философские и психологические истоки этнической психологии, представленные главным образом в работах Лацаруса, Штейнталя и Вундта, и обосновывал принципиально новое для начала XX века понимание предмета этнической психологии; анализировал такие понятия, как «народный дух», «коллективный субъект» и др. Отстаивал положение о специфичности психологического, обсуждал проблему предмета психологии и ее отношения к другим наукам и философии, типы объяснения в психологии, предрассудки натуралистической психологии и ошибки психологизма. Указывал на связь психологии с науками о культуре и с историей.
Основные публикации:
- Проблема причинности у Юма и Канта, 1907
- Явление и смысл, 1914
- Философское наследство П. Д. Юркевича, 1915
- История как проблема логики, 1916
- Сознание и его собственник, 1916
- Герменевтика и её проблемы, 1918
- Философское мировоззрение Герцена, 1921
- Очерк развития русской философии, 1922
- Антропологизм Лаврова в свете истории философии, 1922
- Эстетические фрагменты, 1922–1923
- Введение в этническую психологию, 1927
- Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольда, 1927
- Источники диссертации Чернышевского, 1929
- Мысль и Слово. Избранные труды, 2005
- Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие, 2005
- Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды, 2006
- Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры, 2007
- Очерк развития русской философии. I, II, 2008–2009
- Философская критика: отзывы, рецензии, обзоры, 2010
- Философия и наука: лекционные курсы, 2010
- Густав Шпет: Философ в культуре. Документы и письма, 2012
- Густав Шпет и шекспировский круг. Письма, документы, переводы, 2013
- История как проблема логики: Критические и методологические исследования. Часть первая. Материалы, 2014
- История как проблема логики. Часть вторая. Архивные материалы, 2016