16+
Выходит с 1995 года
5 ноября 2024

Кто есть кто

Наталья Григорьевна Морозова

Наталья Григорьевна Морозова

28.08.1906 - 02.11.1989

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор-консультант НИИ дефектологии АПН РСФСР. Член Общества психологов СССР.

Советский психолог и дефектолог, ученица Л. С. Выготского.

В 1925 г. окончила педагогический техникум, затем педагогический факультет 2-го МГУ.

В 1920-1930 е гг. входила в состав «большой пятёрки» ближайших учеников Л. С. Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).

После окончания университета работала в должности педагога и психолога в различных детских учреждениях.

В 1939-1944 гг. училась в аспирантуре НИИ дефектологии, научную работу совмещала с педагогической деятельностью в областной школе глухонемых Башкирии.

В 1944-1953 гг. —  старший научный сотрудник Института общей и педагогической психологии АПН РСФСР (сейчас ПИ РАО).

С 1953 г. — сотрудник НИИ дефектологии АПН РСФСР (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО): заместитель директора института, заведующая лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, профессор-консультант.

В 1968 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития».

Область профессиональных интересов.

Изучала вопросы воспитания интересов, развития мотивации и интереса к учёбе у детей, исследование проблемы интересов было связано с поисками совершенствования педагогического процесса, направленного на формирование личности аномального ребёнка.

Внесла вклад в изучение проблемы развития речи: с точки зрения теории знака и значения в процессе словесной речи у глухих детей и в плане педагогической интерпретации категорий значения и смысла в ходе овладения чтением детьми с нарушениями слуха.

Проводила психолого-педагогические исследования развития аномальных детей, при сравнительном изучении эмоциональных состояний детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениямивыделила различные типы поведения, определяемые соотношениями ведущего нарушения с условиями воспитания и содержанием индивидуальных педагогических требований к аномальному ребёнку.

Основные публикации: более 160 работ, в том числе

  • Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников: опыт психолого-педагогического анализа. - М.: Учпедгиз, 1953. - 184 с.
  • Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 224 с.
  • Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
  • Educarea intereselor de cunoa?tere ale copiilor ?n familie: Trad. din limba rus?. - Bucure?ti: Ed. didactic? ?i pedagogic?, 1962. - 184 с.
  • Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.
  • Если ребенок плохо видит / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. - М., 1968, 1969. - 79 с.
  • Обследование детей раннего возраста при проведении диспансеризации: Лекция / Н.Г. Снагина, Н.В. Морозова, Т.Н. Терехова. - М.: ЦОЛИУВ, 1988. - 18 с.
  • Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста: Метод. письмо / Сост. Н.Г. Морозова, Г.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1978. - 32 с.
  • Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях: Сборник статей (По материалам всесоюз. пед. чтений) / Под ред. Н.Г. Морозовой. - М., 1978. - 105 с.
  • Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сборник науч. трудов / Под ред. Н.Г. Морозовой. - М., 1976. - 102 с.
  • Обучение и воспитание глухонемых детей дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. Н.Г. Морозовой, Б.Д. Корсунской. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 219 с.

Награждена медалями, почётными грамотами, значками «Отличник просвещения» РСФСР и СССР.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»