18+
Выходит с 1995 года
30 декабря 2024

Кто есть кто

Клара Самойловна Лебединская

Клара Самойловна Лебединская

19.12.1925 - 09.04.1993

Доктор психологических наук. Детский психиатр и дефектолог.

Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями НИИ дефектологии АПН СССР.

Во время Великой Отечественной войны работала на авиационном заводе контролером, затем мастером отдела технического контроля, награждена медалью «За победу над фашистской Германией».

В 1952 г. окончила в 1-й Московский медицинский институт. В 1955-1957 гг. училась в клинической ординатуре кафедры психозов детского возраста Московского НИИ психиатрии, ученица Г.Е. Сухаревой.

В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза», в 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема».

Студенткой работала ночной сестрой в психиатрической скорой помощи. После окончания института работала ординатором в Яхромской психиатрической больнице, а после окончания ординатуры - подростковым психиатром в поликлинике.

В 1961-1973 гг. работала в Центральном институте усовершенствования врачей.

С 1973 г. работала в НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО): возглавляла сектор клинико-генетического изучения аномальных детей, экспериментальную группу по комплексной медико-психолого-педагогической коррекции детского аутизма, лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями.

В 1978 г. создала при НИИ дефектологии группу специалистов, исследующих проблему раннего детского аутизма и оказывающих комплексную медико-психолого-педагогическую помощь детям с РДА, первую такую группу в СССР.

Основатель нового направления в отечественной науке — детской психоэндокринологии.

Занималась исследованиями эмоциональной сферы детей и подростков, страдающих умственной отсталостью, и вопросами психопатологии задержки психического развития. Описала различные варианты патологии подростковых кризов. Разработала классификацию ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР.

С конца 1970-х гг. занималась проблемой детского аутизма. Под руководством К.С. Лебединской на основе разработанной В.В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза была создана концепция понимания закономерностей развития аутизма, предложены средства ранней диагностики и коррекции РДА.

Основные публикации:

  • Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания: монография. М.: Медицина, 1969.
  • Проблема акцелерации и «трудные дети» // Дети с отклонениями в поведении. М., 1970.
  • Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
  • Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути её преодоления / под ред. Т. А. Власовой. Москва, 1976.
  • Аномалии психической конституции в детском возрасте // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1976.
  • Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма. М.: Вестник Агентства печати Новости, 1978.
  • Клинические варианты психических нарушений у подростков, страдающих олигофренией // Учащиеся вспомогательной школы / под ред. В.А. Малинаускене, Э.Я. Альбрехт. М.: Педагогика, 1979.
  • Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция) // Сборник научных трудов / под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского. М.: АПН СССР, 1981.
  • Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). М.: Изд. Мин. просвещения СССР, 1981.
  • Клиническая характеристика раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. К.С. Лебединской, С.Д. Немировской, И.Д. Лукашевой. М., 1981.
  • Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
  • Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  • Ранний детский аутизм // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  • Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 1. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. 1987. № 6. С. 10-16.
  • Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.
  • Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 2. Особенности подхода к проблеме раннего детского аутизма в отечественной дефектологии / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. 1988. № 3. С. 10-15.
  • Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.
  • Диагностическая карта для исследования ребёнка первых двух лет жизни при предположении раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. 1990. № 3. С. 51-56.
  • Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления: учебное издание / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  • Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2. С. 3-9.
  • Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
  • Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте // Дефектология. 2006. № 3. С. 5-14.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»